Деятельность и её безопасность

Наличие повышенной предрасположенности индивида к опасности ещё не является достаточным условием несчастного случая. Такая предрасположенность не может читаться также его необходимым условием.. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности. Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к окружающему его миру, которое он проявляет в целесообразном преобразовании мира. При организации своего поведения в труде человеку приходиться руководствоваться не только целью и мотивами труда, но также и фактически имеющимися орудиями, условиями труда, действующими при этом силами природы, и, очевидно, вытекающими из труда опасностями.. Каждая новая деятельность основывается на прошлом опыте и начинает развиваться во внутренней, мыслительной, сфере с актуализации цели и плана действия. Этот план затем реализуется во внешней, предметной сфере путём последовательного выполнения этих действий посредством соответствующих операций.

То действие, которое представляется человеку сложным и опасным, от выполнения которого зависит успех данной деятельности, порождает у него эмоции и связанную с ними энергетическую мобилизацию организма, что, как правило, способствует успеху выполнения такого действия.

В сфере информационных процессов неопределённость задачи компенсируется за счёт интенсификации этих процессов, в сфере эмоциональных проявлений – за счёт активации нервной системы и мобилизации энергетических ресурсов организма. Если цель деятельности и её мотивы предопределят общее направление устремлений человека, то значимость и степень неопределённости отдельных действий определяют распределение его энергии и информационной нагрузки между отдельными действиями.

Когда человек основательно осваивает предметное действие и в результате тренировок оно автоматизируется(то есть возникает навык его выполнения), оно превращается в операцию, становится способом выполнения более крупного действия. Благодаря навыкам, отдельные элементы действия выполняются без специального сознательного контроля. Навыки заключаются также в целесообразном и экономном согласовании внутренних процессов в организме с двигательными актами, поэтому их реализация требует меньших затрат. Навыки обычно складываются в виде некоторых обобщённых связей, позволяющих в каждом конкретном случае приспосабливать операцию к реальным условиям её выполнения. Поэтому возможен перенос навыка. Навыки могут порождать и отрицательные явления. Речь идёт о интерференции навыков – явлениях, когда один навык мешает становлению другого или же когда вместо одного навыка вдруг включается другой, неуместный в данном случае..

Опытные рабочие отвечают на аварийную ситуацию актом активного мышления – стремление как можно полнее оценить сложившееся положение вещей и быстрее найти наиболее целесообразный вариант ответного действия. Неопытные же чаще всего стараются как можно быстрее дать двигательный ответ, и это осуществляется в спешке, без должного анализа ситуации, путём включения двигательного навыка, зачастую неадекватного задаче. Следует подчеркнуть, что сложность аварийной ситуации обычно заключается не в недостатке времени на реагирование, а в отсутствии времени на исправление допущенных здесь ошибок.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности.. Томашевский пришёл к заключению, что в труде проявляются пять основных мотивов:

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода

Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка.

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение

Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.

Мотив «нивелирования» проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе, - в стремлении быть не хуже других.

Аткинсон пришёл к заключению, что люди выбирают задание той или иной степени трудности, исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремлённости к успеху или же к избеганию неудачи..Причём диспозицию к избеганию неудачи не следует расценивать как негативную: люди, у которых она преобладает, способны достигать относительно высоких результатов в деятельности, когда диспозиция достаточно велика. Чем сильнее диспозиция к достижению цели, тем больше переживается угроза её не достижения.

К рабочим, отличающимся более слабой нервной системой, повышенными невротизмом и тревожностью, служебные наказания за нарушения правил следует применять особенно осмотрительно.

Чем боле опасным и значимым представляется субъекту данное событие, тем при меньших шансах оно расценивается им как «частое», «редкое». Мотивация к избеганию «духовной» опасности, возникшей по собственной вине, оказывается сильнее, чем к избеганию той же опасности, вызванной техническими причинами.»Нарушители» меньше бояться опасности, чем «осторожные», а следовательно, И менее мотивированы к её избеганию. Ведущими фактором, определяющими результирующую мотивацию к использованию средств защиты, являются мотивы избегания физической опасности, а также сохранения при этом высокой производительности (заработка) и удобства. Избежание социального наказания оказалось самым слабым мотивом среди побудителей к использованию средств защиты.

Риск – это действие(поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.. В словаре русского языка С.Ожегова слово риск объясняется как возможная опасность или же как действие наудачу в надежде на счастливый исход.. При первом подходе риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределённости, где успех – неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в не достижении желаемого результата. При втором подходе риск расценивается как направленность ан особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью.

Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими соображениями:

- выигрышем, который может быть получен при данном выборе

- опасностью

- шансами на успех или избежание неудачи при сделанном выборе

- степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.

- Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой – индивидуальными качествами субъекта. Виды проявления риска: на категория мотивированного(ситуативного) риска, когда люди рискуют ради достижения определённых выгод, и категория немотивированного (бескорыстного) риска. Если мотивированный риск является средством адаптации, приспособления субъекта к ситуации, то немотивированный риск направлен уже не на приспособление к опасности, а скорее, на противодействие ей, на устранение этой опасности. В склонности к мотивированному риску необходимо проявляется и склонность к немотивированному риску.

- Готовность к риску отражает, в какой –то мере и мотивационный аспект личности. Готовность к риску оказывается, включающим в себя, наряду с индивидуальными качествами, также различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности.. Чем выше мотивация индивида к достижению цели, тем ниже готовность к риску.. Элерс пришёл к выводу, что те, кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи.. связь между готовностью к риску и несчастными случаями детерминируется предметной деятельностью, в частности, мотивацией субъекта к её успешности. Установка на защитное поведение в труде зависит от трёх факторов:

- - степени предполагаемого риска

- преобладающей мотивацией

- опыта работы

Установку на защитное поведение усиливают два обстоятельства:

- когда без риска удаётся получить желаемый результат

- когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю.

. для трудовой и учебной деятельности наиболее существенным является результат. Для военной – достижение высокого результата с наименьшими затратами и потерями.. В игровой же деятельности на первый план выходит сам процесс. В творческой – её процесс.

Глава 4. Использование психологических факторов в целях повышения безопасности

Стимуляция безопасного поведения может осуществляться в социальном плане, когда пунктуальное выполнение требований безопасности труда, обеспечивающее его высокую производительность и культуру, специально оценивается, ставится в пример другим, социально поощряется. Безопасному поведению может способствовать и материальная стимуляция, которая используется для усиления мотива выгоды В качестве отрицательного стимулирования обычно используются такие средства как лишение премии, вызов на цеховую комиссию, денежные штрафы, тюремные заключения, зелёные флажки.. Скиннер: «человек в своей практической деятельности руководствуется двумя категориями знаний: полученными от педагога или из книг или на собственном опыте.» Все ошибки рабочих он подразделяет на две общие категории:

- ошибки психомоторные

- ошибки принятия решения

Значительно сложнее обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок. Пауэлл выделяет два типа таких ошибок:

-ошибки, допускаемые в задачах с ограниченным выбором (когда требуется принимать решение о выборе одного из ряда возможных действий)

ошибки в задачах с открытым концом (где тоже есть ряд путей, но при выборе любого из них возникают новые задачи)

При обучении, по мнению Пауэлла, нужно последовательно переводить ученика от уровня знания к уровню понимания и так далее до способности критически оценивать сложившуюся ситуацию.. Способность критической оценки является важной для избежания категорий ошибок и именно к этому уровню обученности следует стремиться для обеспечения безопасно работы.

Правила безопасности труда можно определить как узаконенные нормы, указывающие, как можно, как должно и как нельзя действовать в процессе труда и на территории производства, чтобы избежать несчастные случаи и аварии.. Что ограничивает свободу выбора действий рабочего. Необходимо специально выделять в инструкциях те пункты, нарушение которых связано с особенно часто нарушаются. Имеется реальная возможность сокращения числа пунктов действующих инструкций за счёт:

- исключения ненужных требований

- исключения требований, очевидных для нормальных, здравомыслящих людей

- перевода пунктов, содержащих общие положения, из инструкций по безопасности в инструкции по эксплуатации техники и учебные пособия

- ликвидация дублирования одних и тех же пунктов в разных правилах

Воспитание безопасного поведения можно определить как направленное воздействие на психику рабочего с целью развить у него качества, способствующие его безопасной работе. Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие и как эмоциональное воздействие.

Шлезингер выделяет два метода воздействия:

- одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия

- двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие

Средством одноканального воздействия являются печатные издания(инструкции, наставления, правила), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, аудиовизуальные средства(телевидение, кино). Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочим несчастных случаев, путей использования средств защиты.

Воспитательные воздействия по выработке безопасного поведения дают полезный эффект только тогда, когда адресаты этих воздействий достаточно хорошо информированы по данному кругу вопросов.. Эффект воздействия почти всех рассмотренных методов воспитания непосредственно зависит от интереса, проявляемого самим рабочим и его группой к вопросам безопасности труда. Наиболее эффективными средствами воспитания были признаны беседа и плакат, наименее эффективными – наказания и состязания.

1) главной задачей при воспитании безопасного в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, -= в таком случае почти все методы будут давать положительный эффект

2) перед использование того или иного метода воспитательного воздействия следует в начале оценить интерес и отношение рабочих к вопросам безопасности и, исходя из этого, выбирать конкретный метод

В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения. В настоящее время можно выделить три основных подхода к проведению психологических анализов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: