Лекция № 1. Принципы деятельности институтов политической власти

Принципы деятельности институтов политической власти.

Термин «политика» ввел в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. По его определению политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой он считал античный полис (город-государство).

Политика возникла из требований, взаимно предъявляемых людьми друг другу и проистекающих из этого усилий по разрешению противоречий, когда требования оказываются конфликтными, по властному распределению благ и по руководству обществом при достижении общих целей.

Современное знание о политике позволяет трактовать ее как важнейший фактор естественно-исторического процесса. При этом диапазон представлений о политике обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом; как правило, сфера политики ограничивается лишь государственным управлением. Подобное узкопрагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения негосударственные структуры (лоббистские группы, средства массовой информации и т.д.), которые нередко имеют не меньше, а даже больше власти и влияния.

Поэтому, для выявления целостного понимания политики, следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.

Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь человека достаточно рано. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей.

Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Взаимодействие внутри первобытных образований основывалось на естественных, кровнородственных связях и регулировалось нормами общественно-коллективной морали, укоренившимися традициями, обычаями и верованиями.

Политика стала самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства привело к общественному разделению труда, возникновению частной собственности, что явилось причиной обособления отдельного человека, обретения им качеств автономной личности, не зависимой от власти рода, племени.

Социальный статус человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Обособление человека потребовало формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности, т.е. иных средств регулирования социальных взаимоотношений.

Становление политики в качестве самостоятельной сферы деятельности человека вызвало потребность объяснить ее природу и социальное значение в обществе. По этим вопросам в политологии нет единства мнений. Однако, большинство авторов единодушны в том, что специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные группы интересов, эффективно регулировать взаимодействия людей.

Политика – это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная, главным образом, на достижение, удержание и реализацию власти; отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государства, использованию его институтов в своих интересах; деятельность в сфере отношений между государствами и их союзниками[2].

Важнейшая цель и задачи политики – обеспечение целостности общества, его больших и малых социальных групп.

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика – это, прежде всего, сознательная деятельность участвующих в ней людей, поскольку первым ее элементом являются субъекты политических отношений. Субъектами политических отношений могут реально выступать только социальные единицы, которые способны участвовать в политике, имеют для этого соответствующие мотивы и обладают необходимыми знаниями, умениями и возможностями.

Субъекты политики разнообразны. Прежде всего, к ним относятся такие социальные субъекты, как нард, классы, нации; социальные, демографические, профессиональные, религиозные группы и индивиды. Каждый из них обладает своим специфическим интересом, который и побуждает к прямому или косвенному участию в политике. Кроме того, субъект политики может структурно организован людьми и их общностями и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международные организации (ООН, Европейский парламент и т.д.).

Субъекты политики вступают в политические отношения, т.е. отношения распределения и использования государственной власти, на основе политических интересов, целей, ценностных ориентаций, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Их участие в политической жизни может осуществляться на основе чувств, эмоций, переживаний, образующих политическую психологию. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться лишь на основе политической идеологии.

Таким образом, важным компонентом политики является также политическое сознание, где формируется осознанное отношение людей к своим властно значимым интересам, формируется система оценок и утверждений субъектов политики. Следовательно, политическое сознание опосредует все основные и наиболее существенные властные взаимосвязи субъектов и носителей политических отношений, определяя силу и эффективность властного регулирования.

Важным компонентом политики является также политическая организация, характеризующая роль политических институтов власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.) в управлении и регулировании социальными процессами. Политическая организация представляет политические интересы различных слоев и общества в целом, концентрирует властное волеизъявление населения, реализует его потребности в форме принятия и осуществления управленческих решений, придавая, таким образом, определенную направленность политическому процессу. Характер взаимодействия участников политического процесса зависит от зрелости политической культуры субъектов политики, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса).

Наличие и взаимодействие этих структурных элементов придает политике внутреннюю целостность, является источником саморазвития. Целостность строения политики позволяет ей выполнять определенные функции в развитии всей общественной системы.

В политической теории существуют различные взгляды на функции политики. Их количество может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера.

В современных цивилизованных обществах политика выполняет ряд важнейших функций, без которых общество не может нормально развиваться. К ним относятся:

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в их русле формировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика призвана рационализировать возникающие противоречия, направить их в русло цивилизованного диалога граждан и государства. Не случайно Платон определял политику как «искусство жить вместе».

2. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает реализацию целей развития общества путем создания механизма, предоставляя возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти. Политика должна обеспечивать преемственность и инновационность социального развития как общества в целом, так и самого человека.

3. Управленческая и регулятивная функция. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя средства принуждения и социального насилия.

4. Политика представляет собой специфическую сферу политической социализации личности, включая ее в сложный мир социальных отношений. Через политику человек способен обрести социальные качества, необходимые ему для удовлетворения жизненных потребностей, реалистического восприятия современного мира. Через политику человек приобщается к нормам и традициям определенной политической системы, у него формируются навыки политического участия.

5. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, в обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности. Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества, обеспечивает целостность общественной системы.

Политика как сфера руководства и управления общественными процессами, может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от состава участников политического процесса и тех вопросов, которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить внутреннюю, внешнюю и международную политику.

Внутренняя политика – это направление деятельности государства, партий и иных субъектов политики по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом воздействия политики, различают экономическую, социальную, демографическую, культурную, техническую, военную[3], национальную и иную политику.

Внешняя политика – это курс государства, партий и других субъектов политики в международных делах. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием международных отношений. Внешнеполитическая деятельность народов, государств, общественных организаций разных стран направлена на обеспечение их интересов, независимости и национальной безопасности государства, создание благоприятных внешних условий для всестороннего прогресса общества и его граждан, налаживание взаимовыгодного сотрудничества.

Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой. Они решают одну задачу – обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Международная политика проводится международными государственными и негосударственными объединениями. Международная политика связана с обеспечением деятельности мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем, методы решения которых специфичны. Так, например, создаваемые международные организации властными полномочиями не обладают. Нет единого центра власти, координация их отношений осуществляется на основе переговоров, соглашений и компромиссов.

Таким образом, содержание понятия «политика» многоаспектно. В общем виде политику можно представить как систему установок, целей и практической деятельности субъектов по реализации их коренных интересов во внутренних и международных делах. Главным в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на нее претендует, от кого она переходит.

Общепризнанно, что политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, в соответствии с которыми политические субъекты могут влиять на социальные процессы. Политика является искусством, так как имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Искусство политики – в способности максимально учесть потенциальные возможности политического института, социальной общности, индивида для достижения конкретной политической цели, используя для этого знания, проявляя творческую смелость и решительность.


[1] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 107.

[2] См.: Политическая теория и политическая практика: Словарь – справочник. М., 1994. С. 107.

[3] Военная политика – составная часть общей политики государств, классов и других социально-политических институтов, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия для достижения политических целей.

  1. Введение
  2. Качество продовольственного товаров и обеспечение его контроля

Проблема безопасности продуктов питания – сложная комплексная проблема, требующая многочисленных усилий для ее решения, как со стороны ученых – биохимиков, микробиологов, токсикологов и др., так и со стороны производителей, санитарно – эпидемиологических служб, государственных органов и, наконец, потребителей.

Актуальность проблемы безопасности продуктов питания с каждым годом возрастает, поскольку именно обеспечение безопасности продовольственного сырья и продуктов питания является одним из основных факторов, определяющих здоровье людей и сохранение генофонда.

Под безопасностью продуктов питания следует понимать отсутствие опасности для здоровья человека при их употреблении, как с точки зрения острого негативного воздействия (пищевые отравления и пищевые инфекции), так и с точки зрения опасности отдаленных последствий (канцерогенное, мутагенное и тератогенное действие). Иными словами, безопасными можно считать продукты питания, не оказывающие вредного, неблагоприятного воздействия на здоровье настоящего и будущих поколений.

С продуктами питания в организм человека могут поступать значительные количества веществ, опасных для его здоровья. Поэтому остро стоят проблемы, связанные с повышением ответственности за эффективность и объективность контроля качества пищевых продуктов, гарантирующих их безопасность для здоровья потребителей.

Первые пищевые законодательства, устанавливающие требования к пищевым продуктам появились еще в Вавилонии в 18 веке до нашей эры, где появились законы Хаммурапи, которые наряду с требованиями к продуктам предусматривали меры ответственности за выпуск и сбыт недоброкачественных пищевых продуктов. В 500 г. до нашей эры китайский император Танг издал декрет, по которому продавец гнилого мяса наказывался плетьми.

В 1624 г. в России была составлена специальная правительственная инструкция: «Память приставам для смотрения за печением и продажею хлеба», в которой были определены основные требования к качеству. За нарушения пекари строго наказывались, вплоть до телесных экзекуций. Интересно, что к контролю за работой пекарей и пекарен привлекались и представители городской общественности.

В начале 20 века в нескольких штатах США существовали законы о «чистых продуктах». В 1906 г. появился первый федеральный закон, поправки к которому запрещают внесение в продукт любых пищевых добавок, влекущих за собой возникновение опухолевых заболеваний у человека или животных, ограничивая использование любых добавок, за исключением общепринятых безопасных веществ.

В Российской Федерации с учетом международного и отечественного опыта экологии питания, медико–биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов регламентируются Законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов». С 1992 г. в стране действует закон РФ «О защите прав потребителей», также регламентирующий безвредность готовой продукции, применяемого сырья, материалов и доброкачественных отходов для людей и окружающей среды. Введены в действие с 1 июля 2002 г. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

С развитием пищевой технологии, химии, микробиологии и биотехнологии появилось огромное количество новых пищевых добавок, а также начало расти загрязнение окружающей среды, что вызвало необходимость создания международного пищевого законодательства, ужесточающего требования к безопасности продуктов питания.

В настоящее время в развитых странах Запада действует Кодекс Алиментариус, представляющий собой комплекс законодательных актов о составе, свойствах и качестве пищевых продуктов. Для обеспечения гарантированной безопасности продуктов питания создана и действует на перерабатывающих предприятиях промышленно развитых стран система анализа опасностей по критическим контрольным точкам, которая предусматривает систему контроля за качеством при производстве пищевых изделий по уровню критериев риска.

Эту систему анализа опасностей по критическим точкам также называют технологией по безопасности получаемой продукции.

В настоящее время в России разработана Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005- 2010 гг., одобренная постановлением Правительства РФ № 917 от 10.10.98 г.

Актуальная проблема, обозначенная в концепции – это качество и безопасность пищевых продуктов.

В последние годы весьма остро встала новая и специфическая для России проблема идентификации фальсифицируемых продуктов и напитков, что потребовало создание принципиально новых методических подходов и технологий.

Разработка новых критериев и создание высокочувствительных методов анализа позволили с высокой степенью вероятности и надежности определять ингредиентный состав химически сложных смесей и устанавливать истину. Тем не менее методы оценки безопасности пищевых продуктов требуют постоянного совершенствования. От простой констатации токсических свойств агента, источником или носителем которого является пища, следует перейти к количественной оценке реального риска для здоровья человека.

При этом можно выделить несколько блоков задач:

- определение приоритетности роли загрязнителей пищевых продуктов, основанной на характере и выраженности токсических эффектов, распространенности в пищевых продуктах и на особенностях метаболизма и механизма действия;

- обоснование допустимой суточной дозы; организация соответствующей методической базы; и анализ результатов мониторинга;

- расчет реальной суточной нагрузки на человека.

Важную роль в последнее время стала играть так называемая биологическая безопасность, связанная с употреблением в пищу продуктов, произведенных из генетически модифицированных растений. Только за последние два года в мире более чем в 20 раз увеличились посевные площади под трансгенными растениями – такими, как соя, кукуруза, томаты, картофель. Продукты из них уже поступают на стол американцев, россиян, голландцев, австралийцев и жителей других стран.

По мере расширения международной торговли генетически модифицированным продовольствием острота проблемы биологической безопасности нарастает, а правительство некоторых стран уже приняли решение о временном прекращении производства трансгенных растений.

В целях контроля за вновь разрабатываемой пищевой продукцией из генетически модифицированных источников Главный государственный санитарный врач Российской Федерации подписал постановление о порядке государственной регистрации пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также компонентов для их производства, полученных из генетически модифицированных источников, которое было введено с 1 июля 1999 г. В нем определено, что технологическая оценка пищевой продукции, получаемой из генетически модифицированных источников, осуществляется Московским государственным университетом прикладной биотехнологии Минобразования России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: