Анализ состояния системы военной безопасности

Российская Федерация, как государство, в очередной раз находится в стадии становления. Процесс создания единой вертикали государственной власти еще не завершен. Решения высших органов власти зачастую местными субъектами власти (законодательной, исполнительной) выполняются не полностью, а в отдельных случаях и вовсе игнорируются. Слабость государственной власти негативно сказывается на состоянии системы военной безопасности.
В настоящее время открытость и доступность практически всех нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности в области обеспечения военной безопасности, позволяет ознакомиться, а при необходимости и глубоко изучить их.
Существующие в настоящее время законы (нормативные правовые акты) можно условно разделить на два блока:

законы, устанавливающие правовое положение только государственных структур, принимающих участие в обеспечении военной безопасности (о ВС. МВД, ФСБ и т.д.);
законы (нормативные правовые акты) по изменению повседневной деятельности государства, его организаций, обществ и граждан в период введения иного режима функционирования (военного, чрезвычайного положений) на территории страны или в отдельных ее местностях.

Анализ существующих законов и нормативных правовых актов показывает:

во-первых, практически все законы (нормативные правовые акты) представляют собой лишь собрания норм, устанавливающих правовое положение (статус) конкретных спецслужб. Они построены примерно по одной схеме: правовая основа деятельности данного органа, его задачи, круг полномочий (права и обязанности), правовое положение сотрудников (социальные гарантии и льготы), система контроля и надзора за деятельностью данного органа;
во-вторых, многие принятые к исполнению законы и нормативные правовые акты представляют собой лишь документы общего характера, а содержание позволяет иногда двойственно их толковать. В них отсутствует порядок конкретных действий, алгоритм реализации, что приводит порой к затруднению в их реализации;
в-третьих, ряд действующих законов и актов государственного масштаба являются документами, разработанными без возможного прогноза развития страны, складывающейся обстановки как вне, так и внутри государства, а порой даже отставшими по своему содержанию к моменту принятия;
в-четвертых, в документах различных ведомств положения, подходы к решению и основные принципы носят противоречивый характер;
в-пятых, часть принятых к исполнению законов и нормативных правовых актов являются "мертворожденными", так как отсутствует механизм их реализации;
в-шестых, ввиду частого нарушения последовательности разработки и принятия ряда законов и нормативных правовых актов, происходит рассогласование в действиях государственных структур по вопросам обеспечения военной безопасности. Данный недостаток обусловлен отсутствием окончательно сформулированных цели и порядка разработки комплекса законодательных актов по вопросу обеспечения военной безопасности, а также единого руководства со стороны государства в вопросах разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов.

Всего за предыдущие четыре года было принято 68 законов, касающихся вопросов национальной безопасности. Опосредованное отношение к этому имели и многие другие законы. Подавляющее большинство из них было введено в действие.
Однако целый ряд важнейших федеральных законов, которые были включены в Перечень первоочередных мер по правовому обеспечению реализации государственной политики Российской Федерации в области военного строительства, так и не были приняты. К их числу следует отнести прежде всего федеральные законы: "О гражданском контроле и управлении военной организацией", "О военной реформе", "О чрезвычайном положении", "Об альтернативной гражданской службе" и др.
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда ряд уже принятых законов не согласован между собой. Так, например, до сих пор не устранены разногласия положений законов "О безопасности" и "Об обороне" по задачам и функциям Министерства обороны, других министерств и ведомств, а также задачам Вооруженных Сил и других войск по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
До сих пор не определены функции Верховного Главнокомандующего по отношению к другим войскам, воинским формированиям и органам - в соответствии с законом "Об обороне" Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим только Вооруженными Силами.
Недоработки в существующей нормативно-правовой базе не позволяют в полной мере в мирное время осуществлять стратегическое планирование. Проблемы отмобилизования, перевода экономики страны на военное время, функционирования военно-промышленного комплекса по сути дела до сих пор не имеют должного правового обеспечения.
Однако основная часть уже принятых законов определяет в правовом отношении вопросы обеспечения военной безопасности преимущественно в аспекте внешних угроз. Вопросы обеспечения внутренней безопасности России регламентированы лишь частично.
Не отработаны правовые механизмы привлечения Вооруженных Сил для разрешения внутренних вооруженных конфликтов, подобных чеченскому. Применение Вооруженных Сил обусловлено такой системой процедур (в том числе, связанных с вводом чрезвычайного положения), которая резко затрудняет быструю и эффективную реакцию на складывающуюся ситуацию.
Особую тревогу вызывает отсутствие должного правового регулирования в духовной сфере, прежде всего в части касающейся морально-психологического обеспечения.
В результате, в период военных действий по установлению конституционного порядка в Чечне в 1994-1996 гг., так называемые "независимые" средства массовой информации России, по сути дела, развязали информационную войну против российских Вооруженных Сил и органов правопорядка, выполняющих свой конституционных долг.
Анализ деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению военной безопасности показывает, что:

функционирование практически всех органов и организаций носит разобщенный характер, так как нет четко сформулированной концепции их совместной деятельности в системе военной безопасности;
нередко при решении вопросов обеспечения военной безопасности отсутствует координация со стороны государства;
часто ведомственные интересы при решении вопросов обеспечения военной безопасности преобладают над интересами совместно решаемой задачи:
несовершенство законодательной и нормативной базы, регламентирующих деятельность органов и организаций, неблагоприятно сказывается на решении проблем военной безопасности;
некомпетентность слишком часто сменяемых руководителей, отсутствие у них практических навыков ведет к снижению эффективности решения практических вопросов обеспечения военной безопасности;
низкое качество анализа и прогнозирования развития событий как внутри страны, так и на международной арене, осуществляемое соответствующими структурами, приводит к более серьезным последствиям их развития, а зачастую - и появлению значительных человеческих жертв.

На состояние военной безопасности страны негативно влияет неустойчивость функционирования отечественной экономики, снижение научно-технического потенциала. Сегодня экономические возможности военной безопасности России ограничены по многим параметрам. Особенно опасно катастрофическое снижение уровня валового внутреннего продукта. Если, как это принято в международных экономических сопоставлениях, выразить отставание России показателем производства ВВП на душу населения в долларах не по обменному курсу, а по паритету покупательной способности рубля, то в 2000 году мы уступали США в 5 раз, Японии - в 4 раза, ФРГ - в 3,5 раза (28). Данное обстоятельство негативно сказывается на осуществлении мер по военному обеспечению безопасности страны и особенно на проведении военной реформы.
Экономический фундамент системы военной безопасности страны подрывается и неопределенностью характера взаимоотношений владельцев предприятий различных форм собственности с элементами этой системы.
В критическом состоянии находится производственно-технологический потенциал оборонной промышленности. Отсутствие финансирования фактически блокирует создание оружия нового поколения. При существующем уровне финансирования, через 2-3 года могут быть утрачены современные технологии, потеряны высококвалифицированные специалисты. Предприятия оборонного промышленного комплекса в целом будут не способны производить вооружение и военную технику.
Таким образом, анализ состояния законодательной базы и практических действий государственных органов и общественных организаций в вопросах обеспечения военной безопасности, сегодняшнего социально-политического и экономического состояния России показал, что в настоящее время необходим процесс глубокой перестройки системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, основанный на совершенствовании как законодательной базы Российской Федерации, так и практической деятельности органов государственной власти и общественных организаций.
Анализ хода военного строительства показывает, что различные компоненты военной организации до последнего времени существовали и развивались автономно, без должной координации со стороны государства. Параллелизм и дублирование, разрозненность, разобщенность, несопрягаемость систем управления и связи, технического и тылового обеспечения, инфраструктуры, местничество в решении общегосударственных задач привели к диспропорциям, нерациональным затратам, увеличению состава и численности разнообразных войск и воинских формирований при общем снижении эффективности решения задач обороны и безопасности. Сохранение подобных подходов к военному строительству противоречит требованию проведения единой государственной политики в области обороны.
Основными факторами, влияющими на боевую способность и боевую готовность Вооруженных Сил являются: оснащенность вооружением, военной техникой и их качественное состояние, укомплектованность личным составом и степень его обученности, наличие и состояние запасов материальных средств, а также состояние мобилизационных ресурсов.
Реальность вынуждает нас говорить о закритическом состоянии обороноспособности Российского государства. Возможности страны и ее ВС по предотвращению и силовому пресечению военных угроз Российской Федерации продолжают неуклонно снижаться.
Уровень поставок вооружения и военной техники из промышленности снизился до критической отметки. И хотя Вооруженные Силы обеспечены в количественном плане основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами в среднем на уровне 90%, доля современных образцов вооружения и военной техники в целом за Вооруженные Силы при этом составляет менее 30%. в то время как в современных армиях мира этот показатель - более 70%. При существующей системе финансирования закупок вооружения и военной техники к 2003 г. основу боевого парка вооружений будут составлять устаревшие образцы.
Практически свернут ремонт, в то время как в условиях фактического отсутствия поставок новых образцов вооружения и военной техники из промышленности ремонт является одним из основных способов поддержания боеготовности Вооруженных Сил. В войсках и силах накапливаются неисправное вооружение. Процент вооружения, требующего в основном капитального и среднего ремонта, составляет около 20%, при этом по самолетам, вертолетам и боевым средствам ВМФ объемы неисправного вооружения приняли уже катастрофический характер (от 56 до 82%).
Самый поверхностный анализ показывает, что наличие неисправного вооружения и военной техники к 2002 г. возрастет до 60%. а их доля со сроками эксплуатации свыше 10 лет составит 80-90%. Таким образом, к вышеуказанному сроку более половины имеющегося у нас вооружения будет неисправно, а остальное - иметь ограниченный ресурс эксплуатации.
Укомплектованность Вооруженных Сил личным составом составляет 95,7%. Вместе с тем вызывает тревогу тенденция роста числа увольняемых офицеров. Так, за последние 5 лет уволено более 410 тыс. кадровых офицеров, из них каждый третий (119 тыс.) - в возрасте до 30 лет. При сохранении этой тенденции в ближайшие 2-3 года уровень укомплектованности Вооруженных Сил офицерами может снизиться ниже критического и составит 50-60%. Возникла реальная угроза распада офицерского корпуса - основы силового компонента военной организации.
Неуклонно снижаются возможности по комплектованию Вооруженных Сил сержантами и солдатами (матросами). Действующим законодательством большинство граждан освобождается от призыва. На сегодняшний день мы можем призвать только 13% от общей численности призывников, состоящих на воинском учете.
Для нас не секрет, что боевая и мобилизационная готовность, подготовка войск (сил), военная наука поддерживаются в основном за счет расходования оставшихся ресурсов Советских Вооруженных Сил, но это не может продолжаться бесконечно долго. Боевая готовность Вооруженных Сил в настоящее время поддерживается только за счет неприкосновенных запасов материальных средств. В мобилизационной готовности Вооруженных Сил сложилась тяжелая ситуация с подготовкой и накоплением в запасе военнообученных специалистов, требуемых для укомплектования войск и сил флота по мобилизационному плану. Денежные средства из федерального бюджета на эти цели практически не выделяются, в результате чего планируемые учебно-сборовые мероприятия не проводятся уже более 8 лет.
Все это приводит к тому, что качество укомплектованности развертываемых по мобилизационному плану органов военного управления, соединений и воинских частей из года в год снижается и есть все основания полагать, что эта тенденция еще долго сохранится. К 2005-2007 гг. возможности мобилизационного развертывания войск, при существующих объемах финансирования, снизятся до уровня, не обеспечивающего минимальные потребности обороны страны. Кроме того, кризисная демографическая обстановка в стране заметно усугубляет эту картину.
По оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, в настоящее время на приемлемом уровне обеспечивается только решение задач ядерного сдерживания и миротворческой деятельности.
Боевые возможности сил общего назначения не отвечают характеру и уровню угроз национальной безопасности Российской Федерации. С определенным напряжением решается задача локализации вооруженных конфликтов даже низкой интенсивности.
В целом Вооруженные Силы по своей структуре, составу, численности и состоянию не соответствуют потребностям решения задач обеспечения военной безопасности государства. В первую очередь это относится к силам общего назначения.
Такое состояние Вооруженных Сил обусловлено, прежде всего, уровнем финансово-экономического обеспечения. Несмотря на решение Президента РФ о ежегодном выделении для национальной обороны не менее 3,5% от ВВП, национальная оборона финансировалась и продолжает финансироваться в значительно меньших размерах. Так, в 1999 г. объем финансирования составил 2,24% от ВВП (91,75 млрд рублей), а в 2000 г. 2.63% от ВВП (140,85 млрд рублей), а в 2002 г. 2,27% от ВВП - (Законы "О бюджете РФ")
Разница между минимальными потребностями Вооруженных Сил, их бюджетным удовлетворением и особенно реальным финансированием неуклонно растет.
В последнее десятилетие ВС РФ стали хронически жить в долг. Задолженность как перед поставщиками продукции и услуг, так и перед личным составом накапливается с каждым годом (от 2,2 млрд рублей в 1994 году до 58,1 млрд рублей в 2000 г.). Ситуация начала меняться только в 2002 г., но еще не приобрела устойчивого характера.
Существует ряд проблемных вопросов в практике совместного применения Вооруженных Сил и других войск (сил). Основными из них являются:

несоответствие нормативно-правовой базы обеспечения совместного применения Вооруженных Сил, других войск и органов России;
отсутствие единых (объединенных) систем управления и всестороннего обеспечения войск (сил) и органов России;
отсутствие интегрированной системы мониторинга военно-политической, стратегической и оперативной обстановки;
несогласованность ведомственных программно-уставных документов по подготовке войск (сил) и органов России к совместным действиям;
отсутствие согласованного централизованного и децентрализованного планирования применения войск (сил) и органов России для решения совместных и самостоятельных (ведомственных) задач;
разобщенность инфраструктуры военной организации государства.

В военной сфере особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. На данном этапе времени в Вооруженных Силах России многие проблемы социально-правового и бытового характера решаются зачастую неудовлетворительно, что негативно сказывается на морально-психологическом состоянии всех категорий военнослужащих.

Выводы по второй главе:

1. Важнейшим элементом военной безопасности России является система обеспечения военной безопасности, под которой понимается механизм, преобразующий принятую государством стратегию в области военной безопасности в скоординированную деятельность конкретных ведомств, организаций, общественных объединений и граждан на основе действующего законодательства.
2. Обеспечение военной безопасности государства сегодня зависит не только от наличия адекватного вероятному противнику собственного военного потенциала, но и все более базируется на качественно иных факторах, прежде всего экономического, информационного, технологического, политического и социального характера.
3. Система военной безопасности органично вписана в общую систему национальной безопасности, подвержена влиянию внутренних и внешних угроз, реализуется через различные формы и способы действий составляющих ее элементов, базируется на законодательное обеспечение военной безопасности.
4. Важную роль в системе обеспечения военной безопасности играет наличие единого.органа, осуществляющего координацию деятельности элементов системы.
5. Существующая система обеспечения военной безопасности не в полном объеме решает поставленные перед ней задачи и нуждается в совершенствовании. Возможности страны и ее Вооруженных Сил по предотвращению и силовому пресечению военных угроз Российской Федерации продолжают неуклонно снижаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: