Органы обеспечения безопасности

Система органов обеспечения безопасности в Российской Федерации и в мире и правовое регулирование их деятельности.

Системой обеспечения безопасности личности, общества и государства является совокупность взаимосвязанных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, общественных и иных организаций, отдельных граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также нормативные акты, регламентирующие отношения в данной сфере (рис. 4.1). Правовую основу обеспечения безопасности в России определяют: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности», иные законы и нормативные акты РФ, регулирующие

Система безопасности — это организованная совокупность специальных органов, служб, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства от внутренних и внешних угроз

Цели:  
• Предупреждение • Предотвращение • Выявление • Пресечение • Нейтрализация • Локализация • Отражение • Уничтожение >- ТрОЗ

Задачи

Формирование, поддержание функционирования и развитие органов, сил и средств обеспечения безопасности   Восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий   Другие меры по защите интересов человека, общества, государства
     
             

Силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, включают в себя: Вооруженные силы; федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговую службу, таможенные органы и ряд других.

Для реализации задач безопасности принимаются конкретные меры, раскрытые в Концепции национальной безопасности России и в иных нормативно-правовых актах. Концепция является основополагающим нормативным документом, на основании которого разрабатываются программы обеспечения всех видов безопасности. Главным субъектом обеспечения безопасности выступает государственная власть, представленная органами законодательной, исполнительной и судебной власти (см. табл. 4.1).

Высший законодательный орган государства:

• определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

• разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

• устанавливает порядок организации и деятельности государственных органов,

Таблица 4.1

1. № п/п 2. Уровни 3. Наименование органа
4. 1 5. Международный 6. Совет Безопасности ООН
7. 2 8. Региональный (межгосударственный) 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 10. Организация африканского единства (ОАЕ) Организация американских государств (ОАГ) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 11. Европейское экономическое сообщество
12. 3 13. Государственный 14. Совет безопасности Российской Федерации
15. 4 16. Региональный (внутригосударственный) 17. Региональный Совет по безопасности, органы государственной власти
18. 5 19. Локальный 20. Служба безопасности предприятия

• принимающих участие в обеспечении безопасности;

• осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;

• определяет бюджетное финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Органы исполнительной власти:

• обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

• реализуют государственные программы обеспечения безопасности;

• осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

• в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

• обеспечивают защиту конституционного строя Российской Федерации;

• осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

• предоставляют судебную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

• Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности. Президент совместно с высшим законодательным органом государства:

• определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

• контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

• принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

• отчитывается перед высшим законодательным органом государства об уровне обеспечения безопасности.

• Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, подготавливающим решения Президента РФ по вопросам безопасности и проведения единой государственной политики в этой сфере.

Совет Безопасности РФ:

• определяет жизненно важные интересы личности, общества и государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности;

• разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организует подготовку соответствующих федеральных программ;

• готовит рекомендации Президенту РФ по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

• готовит оперативные решения по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным негативным последствиям;

• разрабатывает предложения по реформированию существующих или созданию новых органов, обеспечивающих безопасность;

• рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности и соответствующие законопроекты;

• готовит проекты указов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности;

• контролирует реализацию стратегии обеспечения безопасности органами исполнительной власти РФ;

• рассматривает вопросы создания сил и средств обеспечения безопасности, контроля за ними, их поддержания в состоянии готовности;

• организует разработку целевых федеральных программ в области безопасности и оценку их эффективности.

К международным организациям, обеспечивающим безопасность во всех сферах общественных отношений (политической, экономической, социальной, правовой и т.д.), относятся объединения государств и организации неправительственного характера.

Одной из наиболее значимых среди международных организаций является Организация Объединенных Наций (ООН)

Структура Организации Объединенных Наций Уставе ООН и в других международных документах (о разоружении и сокращении вооружений, о правах человека, о международно-правовой ответственности, о мирном разрешении международных споров, о дипломатических сношениях, о международном гуманитарном сотрудничестве, о международной борьбе с преступностью, о международном космическом праве, о международно правовой охране окружающей среды и т.д.).

Главными задачами этой организации считаются борьба с грубыми нарушениями прав человека, деятельность в сфере международных экономических, социальных, культурных, гуманитарных отношений, определение наличия «угрозы миру» и принятие мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН). Для установления международного мира и безопасности Совет Безопасности ООН имеет право использовать как вооруженные силы (ст. 42 Устава ООН), так и другие методы воздействия (ст. 41 Устава ООН). В последнее время Совет Безопасности ООН неоднократно применял экономические санкции и использовал вооруженные силы в различных странах, таких как Ливия, Либерия, Ангола, Югославия, Ирак.

Российская Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, наделена правом вето. И нельзя допускать, чтобы это право было ослаблено односторонними действиями США, которые своей международной политикой пытаются подорвать авторитет ООН и Совета Безопасности ООН.

В рамках ООН существуют специализированные учреждения: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международная организация по борьбе с организованной преступностью (Интерпол), Международная организация труда (МОТ) и т. п.

Определенное место в мире занимает Организация Северо - атлантического договора (НАТО), представляющая собой военно-политический союз, постоянно стремящийся к расширению своего влияния. Деятельность такой организации, как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), носит экономический характер и направлена на территориальное разделение труда в интересах стран-участниц. Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) выступают как региональные объединения государств, заинтересованных в ускорении экономического роста, социального прогресса и в обеспечении безопасности. Российская Федерация на протяжении нескольких лет принимает участие в заседаниях «большой восьмерки». Создан Совет Россия — НАТО, который должен принимать коллегиальные решения в отличие от Со­вместного постоянного совета, который фактически был органом информирования России о решениях, принимаемых НАТО.

Для обеспечения коллективной безопасности от угроз международного терроризма был создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, руководящим органом которого стал Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ. Для этого 10.03.2000 г. на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ были рассмотрены и одобрены проекты Программы государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма и Положения об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ. Программа и Положение утверждены решением Совета глав государств СНГ от 21.06.2000 г.

Основные задачи АТЦ СНГ:

- обеспечение взаимодействия и обмена оперативной информацией между органами государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом;

- научное прогнозирование развития международного терроризма на основе полученной информации; формирование объединенного банка данных органов безопасности и спецслужб.

Подразделения АТЦ обучают и готовят специалистов антитеррористических подразделений. Таким образом, обеспечение безопасности личности, общества, государства занимает одно из важнейших мест в международно-правовых отношениях.

Государственные правоохранительные органы обеспечения охраны порядка и безопасностиэто государственные органы, осуществляющие специализированную деятельность для защиты прав и свобод личности, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Каждый правоохранительный орган наделен особой исключительной компетенцией, например только органы прокуратуры являются высшей надзорной инстанцией.

Объединяет многие правоохранительные органы право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия и дознания. Правоохранительная деятельность представляется как властно-организующая деятельность компетентных правоохранительных органов и их должностных лиц в соответствии с законодательными нормами, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности, правопорядка, безопасности в обществе. Правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями; именно государство устанавливает систему юридических норм, методы и способы правовой охраны общественных отношений.

Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, которые отличают ее от других видов деятельности, а именно:

• она осуществляется только с помощью юридических мер воздействия (меры правового принуждения и взыскания — санкции, регламентированные законом);

• она реализуется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур (например, судебное заседание состоит из набора процессуальных действий, соответствующих закону);

• ее реализация возлагается на специально создаваемые государственные органы.

• Правоохранительная деятельность весьма разнообразна в силу выполняемых ею социальных функций, содержание которых определяется основными направлениями данного вида активности государства. Основные направления (функции) деятельности правоохранительных органов:

• конституционный контроль (устранение нарушений конституционных предписаний);

• осуществление правосудия и судебный контроль (справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, административных, арбитражных дел и исполнение судебных актов — постановлений, определений);

• прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина с помощью средств прокурорского реагирования);

• - выявление и расследование преступлений и правонарушений;

• организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

• оказание юридической помощи и предоставление обвиняемым защиты по уголовным делам.

Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. В число правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность РФ, входят органы внутренних дел РФ — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Органы внутренних дел занимают одно из основных мест в правоохранительной системе Российской Федерации, так как выполняют значительный объем работы по охране законных интересов физических и юридических лиц, борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

В соответствии с законом на органы внутренних дел возложены следующие обязанности:

• разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина;

• защита объектов независимо от форм собственности;

• обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

• организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

• руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

• организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, и по иным обстоятельствам;

• совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция РФ, Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 19.07.2004 г. № 927, и иные нормативно-правовые акты.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая свою деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в соответствии с законом.

Правовую основу деятельности Федеральной службы безопасности РФ составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ, Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11.08.2003 г. № 960, и другие законы и нормативные акты. Деятельность органов Федеральной службы безопасности основана на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы ФСБ и централизованного управления ею, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Основные направления деятельности органов ФСБ:

• контрразведывательная деятельность;

• борьба с преступностью и террористической деятельностью;

• разведывательная деятельность;

• пограничная деятельность;

• обеспечение информационной безопасности.

Контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы. Надзор за исполнением органами ФСБ законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Органы внешней разведки — это совокупность специальных государственных органов, уполномоченных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней разведки занимаются разведывательной деятельностью, которая заключается в добывании и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Свою деятельность органы внешней разведки реализуют на основании Конституции РФ, Федерального закона «О внешней разведке» от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ и иных правовых актов. Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют Президент РФ и Федеральное собрание РФ.

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности.

Цели разведывательной деятельности:

• обеспечение Президента РФ, Федерального собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

• обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики государства в сфере безопасности;

• содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Функции разведывательной деятельности возлагаются на Службу внешней разведки РФ, орган внешней разведки Министерства обороны РФ, а также на ФСБ России. Общее руководство всеми органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Кроме того, за их деятельностью установлен парламентский контроль. Надзор за соблюдением законности органами внешней разведки РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Государственную охрану осуществляют особые федеральные органы государственной власти. При этом применяются правовые, организационные, собственно охранные, режимные, технические меры. Деятельность федеральных органов государственной охраны регулируется Федеральным законом «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ и иными нормативными актами. Объектами государственной охраны являются: Президент РФ; лица, замещающие государственные должности РФ; федеральные государственные служащие; главы иностранных государств и правительств и иные государственные, политические и общественные деятели иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Охране подлежат также здания и сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, и прилегающие к ним территории и акватории.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) — это специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий в пределах своей компетенции:

• противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

• координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

• создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

• осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации в международных организациях по указанным вопросам.

Деятельность ФСКН регламентируется Конституцией РФ, Указом Президента РФ «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 06.06.2003 г. № 624, Указом Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 05.06.2003 г. № 613, Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ и иными нормативными актами.

Таможенные органы РФ осуществляют защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возложена реализация задач таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу» (ст. 1 Таможенного кодекса РФ).

Составляющей правоохранительных органов являются органы юстиции. Министерство юстиции Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в области юстиции, а также координирующий деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Правовое регламентирование деятельности Министерства осуществляется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ, Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, и другими нормативно-правовыми актами. Руководство Министерством юстиции РФ осуществляет Президент РФ. Правительство РФ занимается координацией деятельности Минюста России.

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Судебная власть — это вид государственной деятельности специально уполномоченных органов (суд, судья) по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров хозяйствующих субъектов (юридических лиц), осуществляемый путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Этот вид правоохранительной деятельности регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ и другими.

Положения Конституции РФ устанавливают наличие судебной системы, но не определяют ее состава. Последний прописан в ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. В этой же статье приводится исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

• Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

• К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ч. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Деятельность органов прокуратуры определяют Конституция РФ, Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и другие нормативно-правовые акты.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона характеризуются рядом специфических признаков, отличающих их от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

Прокурорский надзор имеет самые широкие надзорные полномочия, которыми не обладает никакой другой государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также на должностных лиц.

• Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением абсолютно всех законов, а также издаваемых на их основе правовых актов.

• Прокурорский надзор не распространяется на органы судебной власти и отдельных граждан (физических лиц).

• Прокурор при осуществлении надзора не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность (за исключением случаев расследования преступлений).

• Прокурор не обладает административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями.

• Прокуратура в соответствии с правовыми нормами проводит уголовное преследование, координирует работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает судебные решения, принимает участие в правотворческой деятельности.

Нотариат в Российской Федерации — это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем. Правовыми актами, регламентирующими деятельность нотариата, являются Конституция РФ, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 1 1.02.1993 г. № 4462-1 (в ред. от 02.11.2004 г.).

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы — должностные лица, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией. Охрана прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусом посредством совершения нотариальных действий, перечень которых, приведенный в Основах законодательства РФ о нотариате, не является исчерпывающим.

Адвокатура в Российской Федерации — это добровольное самоуправляемое объединение (сообщество) юристов-профессионалов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам. В соответствии с п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) Российской Федерацииэто федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с нормативно-правовыми актами осуществляющий государственную политику по надзору и контролю в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В его основные задачи входят:

• взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

• руководство гражданской обороной (ГО), войсками ГО, поисково-спасательными службами МЧС России;

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий независимо от их организационно-правовых форм;

• сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмен ею;

• надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление в установленном порядке международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС, оказание гуманитарной помощи.

Федеральный закон «О защите населения...» вводит основные определения терминов, применяемых в РСЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария — чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по кон­структивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. Производственная пли транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации — территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС (рис.1) имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, — органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

- на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

 

Рис. 1. Уровни РСЧС

- на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

- на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов ис­полнительной власти организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО и ЧС):

- на федеральном уровне — МЧС России;

- на региональном — региональные центры;

- на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

- пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

- оперативно-дежурные службы ОУ ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

Силы и средства РСЧС.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

- силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

- силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;

- силы и средства органов местного самоуправления;

- силы и средства организаций. Все эти силы подразделяются:

- на силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

- из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;

- формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;

- ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля качества пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;

- учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:

- из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

- формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

- формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

- аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

- аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (далее — силы постоянной готовности). Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В целях проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае возникновения и обеспечения мер по их ликвидации осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, планов действий федеральных органов исполнительной власти, планов действий субъектов РФ, планов действий органов местного самоуправления, планов действий организаций и объектов.

Мероприятия по защите населения и территорий от ЧС планируются и проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. Объем и содержание планируемых мероприятий определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне из соответствующего бюджета и средств предприятий и организаций.

Ликвидируются ЧС силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее — организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации, местной ЧС — силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной ЧС — силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ, региональной и федеральной ЧС — силами и средствами исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии работников соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством России. ЧС считается ликвидированной по завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ (Постановление Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г.).

Режимы функционирования РСЧС.

Различают следующие режимы функционирования РСЧС:

- повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

- повышенной готовности — при ухудшении нормальной обстановки и при получении прогноза о возникновении ЧС;

- чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Каждому режиму соответствует перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях РСЧС.

При этом основными мероприятиями, выполняемыми в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, являются:

1) в режиме повышенной готовности — принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой ЧС;

2) в режиме чрезвычайной ситуации — организация защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС; организация ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному обеспечению пострадавшего населения; непрерывный контроль состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС за счет их бюджетов и в определяемой ими номенклатуре создаются резервы финансовых и материальных ресурсов.

Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС.

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время гражданская оборона своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО участвует в решении задач РСЧС.

ГО представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и решению задач самой защиты населения и объектов РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения этих целей заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО. Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем на­чальника гражданской обороны Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство гражданской обороной РФ возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: