Предположительно устанавливают опасные сечения, исходя из эпюр изгибающих и крутящих моментов, размеров сечений вала и концентраторов напряжений. На эскизе вала указывают опасные сечения, для которых будет выполняться расчет. Например, у вала изображенного на рис. 2.1, опасным является сечение I-I в месте контакта со ступицей колеса, так как здесь действуют наибольший изгибающий момент и крутящий момент; диаметр вала близок к наименьшему и имеет шпоночный паз.
Для выбранного сечения определяют
напряжения изгиба sи=
и напряжения кручения tк=
,
где М-изгибающий момент в опасном сечении, Hм; М=
;
W-осевой момент сопротивления сечения в мм
;
W p -полярный момент сопротивления сечения вала.
Для круглого сечения диаметром d: W=0,1´d
; W p= 0,2´d
.
Для полого сечения с полостью диаметром d0:
W=0,1´d
(1-
); W p =0,2´d
(1-
).
Для сечения вала со шпоночным пазом:
W=0,1´d
-
; W p= 0,2´d
-
.
Для шлицевого вала:
W=
; W p =
,
где d - диаметр вала, мм; b - ширина (шлица) паза, мм; t - глубина паза на валу, мм; z - число шлицев.






