Тихоходные валы имеют концевой участок, участок для установки подшипников и средний участок вала между подшипниковыми опорами, где размещают зубчатое (червячное) колесо (рис. 1.8).
Из условия прочности на кручение по формуле (1.1) определяется диаметр d концевого участка вала, принимая [t]к=20...25 МПа. Диаметры dп,dбп и dбк определяют по рекомендациям см. п.1.1.
Валы следует конструировать по возможности гладкими, с минимальным числом уступов (рис. 1.8 а,б).
а)
D dп dбп dп
б)
D dп dп
в)
dбк
D dп dбп dк dбк dбп dп
Рис. 1.8
Наиболее простая конструкция вала показана на рис. 1.8 а. В сопряжении колеса с валом использована посадка с большим натягом. Подшипники установлены до упора в заплечики вала. Иногда между подшипником и колесом располагают дистанционные втулки (рис. 1.8 б). В этом случае вал может быть гладким, одного номинального диаметра, разные участки которого выполняют с различными отклонениями. Здесь существенно сокращается расход металла на изготовление вала, что особенно важно в условиях крупносерийного производства. В индивидуальном и мелкосерийном производстве валы целесообразно снабдить буртами для упора колес (рис. 1.8 в).
|
|
Для повышения технологичности конструкции радиусы галтелей и размеры фасок на одном валу желательно принимать одинаковыми.