Выносливость вала (прочность при переменных во времени напряжениях) в большей степени зависит от влияния абсолютных размеров и его конструктивных форм в местах перехода между ступенями и в местах шлицев, пазов, отверстий и других факторов. Эта зависимость объясняется тем, что в таких переходах возникает концентрация напряжений изгиба и кручения. Для учета этих факторов очевидно, что конструкция и размеры вала должны быть известны.
Расчет на выносливость выполняется после выполнения эскизного проектирования редуктора, расчета подшипников качения, выбора и расчета шпонок.
Рекомендуется следующая последовательность расчетов и построений:
- дают эскиз вала с насаженными деталями, с указанием размеров и концентраторов напряжений (рис. 2.1 а);
- выполняют построение эпюр изгибающих и крутящих моментов;
- устанавливают опасные сечения и определяют для них напряжения изгиба и кручения;
- выполняют проверочный расчет на выносливость.