Основной инструментарий экономических методов в менеджменте

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения целей орга­низации.

Экономические методы управления - это такие способы воздействия, которые посредством создания экономических условий побуждают работ­ников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться ре­шения поставленных перед ними задач. Они реализуются с помощью со­вокупности экономических рычагов, посредством которых достигается по­ставленная цель.

В систему экономических методов входят: экономический расчет го­сударства - государственное экономическое регулирование; экономиче­ский расчет предприятий.

Различают три формы экономических методов, реализуемых на пред­приятиях: бюджетный расчет, хозрасчет и коммерческий расчет.

При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Расширенное воспроизводство также осуществля­ется за счет средств собственника.На принципах бюджетного расчета ра­ботают бюджетные организации, финансируемые за счет средств республиванского и местных бюджетов, планово-убыточные предприятия, произ­водящие социально значимые товары и услуги.

Хозяйственный расчет - это метод социалистического хозяйствова­ния и управления. В системе хозрасчета предприятия самостоятельно по­крывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществ­ляют расширенное воспроизводство. При этом источники прибыли нахо­дятся внутри предприятия. Ими являются увеличение объемов производ­ства и снижение себестоимости продукции за счет улучшения использова­ния всех видов внутренних ресурсов. Внешние источники прибыли (изме­нение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучших поставщиков сырья и материалов, потребителей, финасово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.

Коммерческий расчет - это метод управления, при котором источни­ки расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне пред­приятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды. Например, менеджмент предприятия может увеличить прибыль путем: повышения эффективности продаж более выгодным кли­ентам или на новых рынках, заключения более выгодных договоров на по­ставку материальных ресурсов, более эффективного размещения финансо­вых ресурсов в различных банках, получения кредита на лучших условиях, привлечения дополнительных инвестиций, изменив свою организационно-правовую форму либо заключив выгодное партнерское соглашение и т. п.

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе все эко­номические рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рента­бельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике.

Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих рыча­гов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.

Применяя экономические методы, менеджер должен учитывать, что существуют экономические интересы государства, коллектива и личности и между этими интересами всегда есть противоречия.


25. Организационно-распорядительное воздействие. Регламентирование, инструктирование, нормирование.

Сущность этих методов заключается в осуществлении субъек­том управления практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения отдельных элементов объекта управления с целью достижения оптимального результата.

Организационно-распорядительные методы позволяют осущест­влять прямое воздействие на управляемый объект и повышать эф­фективность функционирования всей системы за счет лучшей орга­низации управления.

Основу организационно распорядительных методов управления составляют законодательные и нормативные акты. На основании законодательных актов создаются базовые доку­менты, регламентирующие деятельность предприятия: устав пред­приятия, положения о подразделениях и службах и т.п.

Организационно-распорядительные методы могут оказывать влия­ние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обес­печивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помо­щью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанно­стей в аппарате управления, обеспечиваются дисциплина и организо­ванность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.

Организационно-распорядительные методы, используемые на микроуровне, способствуют достижению целей фирмы и реализации ее стратегии путем использования таких видов деятельности, как:

• формирование оптимальной структуры;

• рациональная организация и координация трудовой деятель­ности работников;

• регламентирование компетентности и ответственности подраз­делений;

• назначение и перемещение в должности;

• устранение дестабилизирующих факторов;

• распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномо­чиями;

• постановка контроля, санкций и т.д.

Организационно распорядительные методы подразделяются на два крупных блока: методы организационного воздействия и методы; распорядительного воздействия.

Кметодам организационного воздействия относятся: организаци­онное нормирование и планирование, организационный инструк­таж, организационное распорядительство, контроль.

Для организационного нормирования используются:

• номенклатурно-квалификационные нормативы (параметры материалов, покупных деталей и т.п.).

• технические и чертежные стандарты и нормали;

• организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);

• оперативно-календарные нормативы, регламентирующие про­текание производственных процессов;

• административно-организационные нормативы (правила внут­реннего распорядка, правила найма и т.п.).

Организационное планирование реализуется путем оперативно-производственного планирования, что свидетельствует о тесной свя­зи организационно-распорядительных методов управления с эконо­мическими. Организационное планирование включает четыре ос­новных элемента:

1) задание, определяющее результаты работы (объем производст­ва или товарооборота);

2) качественные показатели (структура производства или товаро­оборота, качество услуг);

3) лимиты ресурсов (товарное обеспечение плана товарооборота);.

4) план организационно-технических мероприятий.

Организационный инструктаж предполагает инструктирование специалистов и служащих в системе управления для оказания им по­мощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.

Организационное распорядительство — это своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.

Организационный контроль — это программа исполнения решений и распоряжений различных органов управления данного предпри­ятия, а также вышестоящей организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: