Религия представляет собой сложное образование, в структуре которого следует выделить четыре основных элемента: религиозное сознание, религиозный кульг; религиозную организацию и рели” иозные отношения Рассмотрим их детально.
Религиозное сознание ~ это сознание, воспринимающее мир и человека как созданные Богом. Оно имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня - религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология - это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых верующими.
Религиозная идеология - это стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии Разработкой идеологии религии занимаются специально подготовленные идеологи (жрецы, служители культа, позднее - богословы и религиозные философы).
Tcu.iww ( от греч. theos - Бог, logos ~ учение), или богословие, является центральной частью религиозной идеологии. Она включает систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии - "священные книги", содержащие совокупность '"богооткровенных истин", на базе которых формулируются положения вероучения (догматы) Структура и содержание теологии зависят от конкретно-исторических условий, в которых осуществлялась ее разработка Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, богодуховно-сти священных книг, богоданности нравственных, бытовьое и ритуальных предписаний данной религии.
|
|
В качестве примера может быть рассмотрена христианская теология. Современное христианское богословие, несмотря на нектирые конфессиональные различия, включает следующие разделы: догматику, итла1ающую основополагающие принципы данной религии, признание которых яиляегся обязательным для каждого верующего; основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в "безусловную истинность коренных основ" данной религии и кригикой других религиозных учений; нравственное богословие, включающее нормы, принципы, правила христианской морали, имеющей якобы божественное происхождение, эк-зегешку (библейскую теологию), трактующую и разъясняющую смысл божественного откровения, содержащегося в Библии, церковную археологию, описывающую обряды, обычаи и усгройство раннехристианской церкви; патрологию, излагающую биографии и комменифующую произведения “отцов и учителей церкви”, историю Ветхого и Новою заветов, историю церквей, литургику, содержащую предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетику - умение о церковной проповеди и ряд других дисциплин, регламентирующих различные стороны деятельности церкви.
|
|
Религиозная организация - добровольное объединение последователей той или иной религии Ее основными функциями являются удовлетворение религиозных потребностей верующих через отправление религиозного культа; распространение своего вероучения в обществе непосредственно или через средства массовой информации, религиозное обучение и воспитание членов организации и защита прав верующих.
Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом. Первичной ячейкой религиозной организации является религиозная община. Религиозные общины для организации своей жизни имеют институт священства, что делит общины на духовенство (клир) и мирян Над общинами надстраивается комплекс звеньев управления, вплоть до высшего звена - центра религиозного объединения.
В объединении могут существовать и другие составные -•лсмеяты, со специфическим предназначением, например монасгыри Эги члеметы имеют особенную структуру Механизмами управления деятельностью индивидов и различных элементов религиозной организации являются нормы религиозного права и морали (нормы поощрения и взыскания) Говоря о религиозных организациях, надо особо остановиться на поняшях "церковь" к "секта" Первое понятие весьма многозначное: это и целое религиозное направление (скажем, Русская Православная Церковь), и конкретная религиозная община (например, церковь Преображения), и само культовое здание Секта - термин внутрицерковный. обозначающий объединение верующих, тахмивопостаьляющих себя тому или иному авторитетному религиозному течению. Образование сект имеет место во
многим религиях. Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.
Религиозный культ ("культ" в переводе с латинского (cdtus) означает почитание) - это совокупность действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в своего Бога, преданности его учению и надежды на его покровительство.
Религиозный культ объективирует религиозное сознание и таким образов служит формой существования религии В своем конкретном проявлении религиозный культ во многом определяет образ жизни верующих людей, обусловливая их поведение необходимостью соблюдения целого ряда норм и обычаев Ре-лиг иозный культ включает в себя средства культа и культовую деятельность.
К средствам культа относятся культовые здания (храм, мечеть, синагога, дацан и т.п), культовые предметы (крест, свечи, одежда священнослужителей и т.п), культовое искусство (живопись, скульптура, музыка). Культо^т деятельность - это богослужение, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники и т.д.
Отметим, что культовая деятельность составляет важную часть религиозной деятельности. Помимо культовой, к религиозной деятельности относится вне-культовая религиозная деятельность: деятельность по пропаганде религиозной веры среди неверующих, религиозное воспитание детей н т. п.
В свою очередь, религиозная деятельность составляет часть деятельности penwwwou организации, куда также входит деягельность религиозных организаций в экономической, а также и в политической сферах жизни общества. Она может быть религиозно окрашена, то есть в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив, но по своему объективному содержанию, предмету и результатам это - “нерелигиозная деятельность.
Религиозные отношения - отношения, которые формируются в соответствии с религиозным сознанием в процессе религиозной деятельности и охватыва-кп слбой отношения между верующими людьми, отношение верующих людей к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу п всему "потустороннему" миру.
|
|
По содержанию данные отношения могут моделировать отношения господства и подчинения ("Господь" - с одной стороны, и "раб Божий" - с другой), отношения судопроизводства (Бог - "судья", грешники - "судимые"), семейные отношения ("Бог Oicn", "брат", "сестра").
Но видам религиозные отношения можно разделить на внекультовые и культовые Впек^лътовыс религиозные отношения связаны с внекультовой религиозной деятельностью. Это отношения, которые складываются, например, в процессе религиозного воспитания между родителями и детьми, между преподавателями духовных учебных заведений и студентами, между религиозными мис-
сионерами и их слушателями. Во внекультовых отношениях преимущественное значение имеют отношения между религиозными индивидами, а также между религиозными организациями.
Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. В культовых религиозных отношениях преимущественное значение имеют отношения верующих людей к Богу и ко всему остальному потустороннему миру. Например, такие отношения складываются между верующими людьми и Богом во время молитвы, В православии эти отношения устанавливаючся и при исполнении таинств. Культовые отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Так. во время богослужения между верующими людьми складываются особые отношения евхаристического соединения. Православное венчание включает жениха и невесту во взаимные огношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение усгаиавливает связь крестного сына (дочери) с крестными родителями (отцом и матерью).
По характеру религиозные отношения могут быть отношениями: 1) солидарности^) нейтралитета; 3) конкуренции и борьбы. Преобладающим видом отношений в этой группе являются отношения конкуренции и борьбы.
|
|
Функции религии. К функциям религии относятся те главные задачи, которые религия выполняет в жизни общества. Именно функции религии в решающей степени определяют ее роль и место в жизни общества. К числу наиболее значимых функций религии относятся: функция удоелешорения религиозных потребностей верующих людей, а также мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая, культу-ротранслирующая функции.
Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Эту функцию религия выполняет, обеспечивая, как считают верующие люди, их связь с Богом. Главный видимый результат этого общения - тот высокий уровень духовного наслаждения, который получает верующий человек, находясь в системе религиозных отношений.
Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Центром этой картины является тот или иной Бог - творец видимого и невидимого мира. Религиозное мировоззрение включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувст-вование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношеиие (оценку) и пр. Можно сказать, что религиозное мнро&сззрение является своеобразной призмой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оценивает все явления, происходящие в нем.
Воспитательную функцию религия осущестеляет, побуждая человека принять и реализовать в своей жиши определенную систему моральных ценностей.
Каждая религия имеет определенный механизм ко!ггроля за соблюдением верующими предписываемых данной религией норм и правил поведения, а также систему мер поощрения и взыскания по результатам этого контроля. В православии значительным воспитательным потенциалом обладает, например, обргд исповеди. Во всех религиях мощным воспитательным эффектом обладает "божий суд", который ждет каждого верующего после его земной жизни.
Кампепситорную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной /1ля них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, со злом, с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Примерами помощи людям со стороны Бота, после тою как они обращались к нему за помощью, полны Библия, Коран, Тора. священные книги всех других религий мира.
Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании верующих людей тезис: "Все по воле Бога",
Консолидирующую функцию религия выполняет, создавая для той или иной общности верующих людей единую систему духовных ценностей. Религиозные ценности придают целостность социальному организму, противодействуют разобщению людей в ходе разделения общественного труда, которое ведет к социальному расслоению. Тем самым религия демократизирует в той или иной мере отношения между сословиями, классами, партиями, народами, провозглашая их равенство перед Богом.
Тастирукщую функцию религия выполняет постольку, поскольку принадлежность к той или иной религии обусловливает наличие у сторонника этой религии определённых социальных, в том числе моральных качеств, которые соответствующим образом оцениваются в данном обществе (со знаком + или со знаком -), что определяет соответствующее отношение общества к личности верующего человека. Если тот или иной человек исповедует высокоавторитетную в данном обществе религию, то он получает и соответствующее общественное признание. Если человек исповедует религию, которая в данном обществе не признается, то он оказывается в условиях духовного, а часто и социального давления.
Выполняя все свои функции, религия по отношению к обществу в целом прсдс1ает как общественная подсистема. Историческая практика и современная общ^ венная жизнь показывают, что роль этой подсистемы в том или ином об-шестйе различна. В зависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации в нем религия может занимать два основных общественных положения:
1. Положение, когда религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, гр>шювое и индивидуальное сознание, когда религиозная деятель-носгь составляет непременное звено общей социальной деятельности, когда религиозные отношения "налагаются" на другие социальные связи, а религиозные
институты даже соединяют в себе власть религиозную и светскую, когда религиозные общности фактически совпадают с этническими,
2. Положение, когда религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном знании, когда доминируют другие идеоло”ические системы, когда религиозная деятельность и религиозные отношения являются частным видом деятельности и отношений, когда духовная и светская власть принадлежит разным институтам, а религиозные группы отличны от этнических обшностей
Таким образом, в разных типах общества, на разных этапах истории в разных странах и регионах роль и место религии в жизни общества различны.
Вопросы для самоконтроля
! Каково происхождение понятия "религия"?
2 Какие точки зрения существуют во взглядах на сущность религии?
3 Какова структура религии?
4 Каковы функции религии? Дайте их краткую характеристику
Литература
Гегечь Г.В. Философия религии: В 2 т М, 1976. Митрохин Л. ff. Философия религии М., 1993. Основы религиоведения М„ 1994. Гароджа В.И Религиеведение. М, 1995