Структура и функции религии

Религия представляет собой сложное образование, в структуре которого следует выделить четыре основных элемента: религиозное сознание, религиоз­ный кульг; религиозную организацию и рели” иозные отношения Рассмотрим их детально.

Религиозное сознание ~ это сознание, воспринимающее мир и человека как созданные Богом. Оно имеет два взаимосвязанных и в то же время относи­тельно самостоятельных уровня - религиозную психологию и религиозную идео­логию.

Религиозная психология - это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых верующими.

Религиозная идеология - это стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии Разработкой идеологии ре­лигии занимаются специально подготовленные идеологи (жрецы, служители культа, позднее - богословы и религиозные философы).

Tcu.iww ( от греч. theos - Бог, logos ~ учение), или богословие, является центральной частью религиозной идеологии. Она включает систему богослов­ских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероуче­ния. Основа теологии - "священные книги", содержащие совокупность '"богооткровенных истин", на базе которых формулируются положения вероуче­ния (догматы) Структура и содержание теологии зависят от конкретно-исторических условий, в которых осуществлялась ее разработка Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, богодуховно-сти священных книг, богоданности нравственных, бытовьое и ритуальных пред­писаний данной религии.

В качестве примера может быть рассмотрена христианская теология. Со­временное христианское богословие, несмотря на нектирые конфессиональные различия, включает следующие разделы: догматику, итла1ающую основопола­гающие принципы данной религии, признание которых яиляегся обязательным для каждого верующего; основное богословие (апологетика), занимающееся оп­равданием веры в "безусловную истинность коренных основ" данной религии и кригикой других религиозных учений; нравственное богословие, включающее нормы, принципы, правила христианской морали, имеющей якобы божественное происхождение, эк-зегешку (библейскую теологию), трактующую и разъясняю­щую смысл божественного откровения, содержащегося в Библии, церковную ар­хеологию, описывающую обряды, обычаи и усгройство раннехристианской церкви; патрологию, излагающую биографии и комменифующую произведения “отцов и учителей церкви”, историю Ветхого и Новою заветов, историю церквей, литургику, содержащую предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетику - умение о церковной проповеди и ряд других дисциплин, регламентирующих различные стороны деятельности церкви.

Религиозная организация - добровольное объединение последователей той или иной религии Ее основными функциями являются удовлетворение ре­лигиозных потребностей верующих через отправление религиозного культа; рас­пространение своего вероучения в обществе непосредственно или через средства массовой информации, религиозное обучение и воспитание членов организации и защита прав верующих.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обыча­ем, церковным правом или уставом. Первичной ячейкой религиозной организа­ции является религиозная община. Религиозные общины для организации своей жизни имеют институт священства, что делит общины на духовенство (клир) и мирян Над общинами надстраивается комплекс звеньев управления, вплоть до высшего звена - центра религиозного объединения.

В объединении могут существовать и другие составные -•лсмеяты, со спе­цифическим предназначением, например монасгыри Эги члеметы имеют осо­бенную структуру Механизмами управления деятельностью индивидов и раз­личных элементов религиозной организации являются нормы религиозного пра­ва и морали (нормы поощрения и взыскания) Говоря о религиозных организаци­ях, надо особо остановиться на поняшях "церковь" к "секта" Первое понятие весьма многозначное: это и целое религиозное направление (скажем, Русская Православная Церковь), и конкретная религиозная община (например, церковь Преображения), и само культовое здание Секта - термин внутрицерковный. обозначающий объединение верующих, тахмивопостаьляющих себя тому или иному авторитетному религиозному течению. Образование сект имеет место во

многим религиях. Широкое распространение сектантство получило и в христиан­стве.

Религиозный культ ("культ" в переводе с латинского (cdtus) означает по­читание) - это совокупность действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в своего Бога, преданности его учению и надежды на его покровительство.

Религиозный культ объективирует религиозное сознание и таким образов служит формой существования религии В своем конкретном проявлении рели­гиозный культ во многом определяет образ жизни верующих людей, обусловли­вая их поведение необходимостью соблюдения целого ряда норм и обычаев Ре-лиг иозный культ включает в себя средства культа и культовую деятельность.

К средствам культа относятся культовые здания (храм, мечеть, синагога, дацан и т.п), культовые предметы (крест, свечи, одежда священнослужителей и т.п), культовое искусство (живопись, скульптура, музыка). Культо^т деятель­ность - это богослужение, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники и т.д.

Отметим, что культовая деятельность составляет важную часть религиозной деятельности. Помимо культовой, к религиозной деятельности относится вне-культовая религиозная деятельность: деятельность по пропаганде религиозной веры среди неверующих, религиозное воспитание детей н т. п.

В свою очередь, религиозная деятельность составляет часть деятельности penwwwou организации, куда также входит деягельность религиозных органи­заций в экономической, а также и в политической сферах жизни общества. Она может быть религиозно окрашена, то есть в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив, но по своему объективному содержанию, предме­ту и результатам это - “нерелигиозная деятельность.

Религиозные отношения - отношения, которые формируются в соответст­вии с религиозным сознанием в процессе религиозной деятельности и охватыва-кп слбой отношения между верующими людьми, отношение верующих людей к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу п все­му "потустороннему" миру.

По содержанию данные отношения могут моделировать отношения гос­подства и подчинения ("Господь" - с одной стороны, и "раб Божий" - с другой), отношения судопроизводства (Бог - "судья", грешники - "судимые"), семейные отношения ("Бог Oicn", "брат", "сестра").

Но видам религиозные отношения можно разделить на внекультовые и культовые Впек^лътовыс религиозные отношения связаны с внекультовой рели­гиозной деятельностью. Это отношения, которые складываются, например, в процессе религиозного воспитания между родителями и детьми, между препода­вателями духовных учебных заведений и студентами, между религиозными мис-

сионерами и их слушателями. Во внекультовых отношениях преимущественное значение имеют отношения между религиозными индивидами, а также между религиозными организациями.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. В культовых религиозных отношениях преимущественное значение имеют отно­шения верующих людей к Богу и ко всему остальному потустороннему миру. Например, такие отношения складываются между верующими людьми и Богом во время молитвы, В православии эти отношения устанавливаючся и при испол­нении таинств. Культовые отношения, развертывающиеся в сфере сознания, об­наруживаются и во взаимосвязях людей. Так. во время богослужения между ве­рующими людьми складываются особые отношения евхаристического соедине­ния. Православное венчание включает жениха и невесту во взаимные огношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение усгаиавливает связь кре­стного сына (дочери) с крестными родителями (отцом и матерью).

По характеру религиозные отношения могут быть отношениями: 1) соли­дарности^) нейтралитета; 3) конкуренции и борьбы. Преобладающим видом от­ношений в этой группе являются отношения конкуренции и борьбы.

Функции религии. К функциям религии относятся те главные задачи, ко­торые религия выполняет в жизни общества. Именно функции религии в ре­шающей степени определяют ее роль и место в жизни общества. К числу наибо­лее значимых функций религии относятся: функция удоелешорения религиозных потребностей верующих людей, а также мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая, культу-ротранслирующая функции.

Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Эту функцию религия выполняет, обеспечивая, как считают верующие люди, их связь с Богом. Главный видимый результат этого общения - тот высокий уровень духовного наслаждения, который получает ве­рующий человек, находясь в системе религиозных отношений.

Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Центром этой картины является тот или иной Бог - тво­рец видимого и невидимого мира. Религиозное мировоззрение включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувст-вование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношеиие (оценку) и пр. Можно сказать, что религиозное мнро&сззрение является своеобразной приз­мой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оце­нивает все явления, происходящие в нем.

Воспитательную функцию религия осущестеляет, побуждая человека при­нять и реализовать в своей жиши определенную систему моральных ценностей.

Каждая религия имеет определенный механизм ко!ггроля за соблюдением ве­рующими предписываемых данной религией норм и правил поведения, а также систему мер поощрения и взыскания по результатам этого контроля. В правосла­вии значительным воспитательным потенциалом обладает, например, обргд ис­поведи. Во всех религиях мощным воспитательным эффектом обладает "божий суд", который ждет каждого верующего после его земной жизни.

Кампепситорную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной /1ля них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, со злом, с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Примерами помощи людям со стороны Бота, после тою как они обращались к нему за помощью, полны Библия, Коран, Тора. священные книги всех других религий мира.

Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании ве­рующих людей тезис: "Все по воле Бога",

Консолидирующую функцию религия выполняет, создавая для той или иной общности верующих людей единую систему духовных ценностей. Религи­озные ценности придают целостность социальному организму, противодейству­ют разобщению людей в ходе разделения общественного труда, которое ведет к социальному расслоению. Тем самым религия демократизирует в той или иной мере отношения между сословиями, классами, партиями, народами, провозгла­шая их равенство перед Богом.

Тастирукщую функцию религия выполняет постольку, поскольку принад­лежность к той или иной религии обусловливает наличие у сторонника этой ре­лигии определённых социальных, в том числе моральных качеств, которые соот­ветствующим образом оцениваются в данном обществе (со знаком + или со зна­ком -), что определяет соответствующее отношение общества к личности ве­рующего человека. Если тот или иной человек исповедует высокоавторитетную в данном обществе религию, то он получает и соответствующее общественное признание. Если человек исповедует религию, которая в данном обществе не признается, то он оказывается в условиях духовного, а часто и социального дав­ления.

Выполняя все свои функции, религия по отношению к обществу в целом прсдс1ает как общественная подсистема. Историческая практика и современная общ^ венная жизнь показывают, что роль этой подсистемы в том или ином об-шестйе различна. В зависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации в нем религия может занимать два основных общественных положения:

1. Положение, когда религиозное сознание доминирует, пронизывает об­щественное, гр>шювое и индивидуальное сознание, когда религиозная деятель-носгь составляет непременное звено общей социальной деятельности, когда ре­лигиозные отношения "налагаются" на другие социальные связи, а религиозные

институты даже соединяют в себе власть религиозную и светскую, когда религи­озные общности фактически совпадают с этническими,

2. Положение, когда религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном знании, когда доминируют другие идеоло”ические системы, ко­гда религиозная деятельность и религиозные отношения являются частным ви­дом деятельности и отношений, когда духовная и светская власть принадлежит разным институтам, а религиозные группы отличны от этнических обшностей

Таким образом, в разных типах общества, на разных этапах истории в раз­ных странах и регионах роль и место религии в жизни общества различны.

Вопросы для самоконтроля

! Каково происхождение понятия "религия"?

2 Какие точки зрения существуют во взглядах на сущность религии?

3 Какова структура религии?

4 Каковы функции религии? Дайте их краткую характеристику

Литература

Гегечь Г.В. Философия религии: В 2 т М, 1976. Митрохин Л. ff. Философия религии М., 1993. Основы религиоведения М„ 1994. Гароджа В.И Религиеведение. М, 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: