Основным объектом философского изучения религии, темой многообразных философско-исследовательских подходов к религии являются религиозные верования.
Под верованиями подразумевается религиозное знание, причем такое, которое считается само собой разумеющимся. Верования — это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе.
Философское изучение религиозных верований может быть, во-первых, нацелено на философское оправдание верований. В этом случае философское религиоведение по существу сливается с философской теологией. Во-вторых, прояснение и оценка религиозных верований могут приводить к выводу о противоречивости и философской несостоятельности этих верований, иными словами, в известной степени совпадать с системой теоретического атеизма.
Вследствие целого ряда исторических факторов вопрос о соответствии религии утвердившимся стандартам рациональности всегда был особенно острым для европейской культуры. Поэтому современное западное религиоведение концентрируется вокруг философско-эпистемологи-ческой проблематики. В рамках вопросы об обоснованности и рациональности религиозных верований возможныдве основные позиции :
|
|
· философски аргументированное сомнение, отрицание правомерности этих верований с точки зрения разума;
· философское подтверждение соответствия религиозных верований принятым стандартам рациональности.
Обе эти позиции противостоят фидеизму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных верований).
Первая позиция в новейшей философии религии представлена весьма слабо. Немногочисленные критические концепции не выхолят за пределы традиционных воззрений. Как отмечает Ю.А. Кимелев, после “неопозитивистской атаки” не было предложено какого-либо новаторского критического подхода[2].
Вторая позиция заключается в утверждениях о том, что религиозные верования и рассуждения соответствуют тем же познавательным стандартам, что и другие виды знания и познавательной деятельности. Чаще всего такой подход принимает форму оправдательного сопоставления религии и науки. При этом философское сопоставление религии и науки носит форму уподобления религии науке (а не наоборот). Чаще всего оно преследует главным образом апологетические (оправдательные по отношению к религии) цели, хотя в полной мере сохраняет исследовательский характер.
Утверждается, что несоответствие религиозных верований принятым критериям рациональности знания не означает, что эти верования следует считать необоснованными, неоправданными или иррациональными. Наоборот, религиозные верования имеют собственные критерии правомерности и “оправдания”. Подобные воззрения в последние годы в англоязычной литературе обозначаются как “ фундаментизм ”.
|
|
Что касается современного отечественного религиоведения, следует отметить два момента. Во-первых, как самостоятельное научное направление, оно только оформляется, наследуя при этом проблематику из традиционного в рамках советской философии “научного атеизма”. Во-вторых, круг проблем, рассматриваемый в его рамках, весьма широк. При этом традиционная для западного религиоведения эпистемологическая тематика является лишь одной из рассматриваемых проблем. Большее внимание уделяется осмыслению (и переосмыслению) сущности, структуры, социальных функций религии, ее месту в культуре и социальном прогрессе. В предлагаемой читателю главе рассматривается, прежде всего, традиционная для отечественного религиоведения проблематика.[3]
Концепции сущности религии. Сторонники религии в объяснении ее сущности чаще всего исходили и исходят из теологической или близкой к ней объективно-идеалистической концепции, суть которой состоит в утверждении о сверхъестественном источнике религии: Бога, "абсолюта", "мирового духа". Утверждается, что сверхъестественное начало мира существует объективно, а человек наделен непреодолимым стремлением к "встрече со святым", к "слиянию с абсолютом". В то же время у теологов сверхъестественный источник религии – Бог у объективных идеалистов – некое объективное духовное начало, к примеру, Абсолютный дух у Гегеля.
Начало субъективно-идеалистической концепции трактовки сущности религии связывается с Ф. Шлейермахером (1767-1834) - немецким протестантским священником и богословом. Проблема возникновения религии переносится им в сферу сознания отдельного индивида, прежде всего в область его чувств. Он рассматривает религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние человеческого сознания. Основоположник прагматизма У. Джемс (1842-1910) рассматривал религию как спонтанно возникающие субъективные переживания. При таком подходе каждый верующий имеет свою религию как самопорождение познания, спонтанно продуцирующего религиозные идеи.
В биологизаторских концепциях религия трактуется как особая форма реакции человека на окружающий мир. Так, 3. Фрейд (1856-1939) переносил на все общество невроз как состояние человеческого организма и использовал его для объяснения религии. Подобный подход сохраняется в современных разновидностях неофрейдизма.
Антропологическая концепция религии считает, что религию можно объяснить, исходя из “человеческой природы”. Л. Фейербах (1804-1872) рассматривал всякую религию как отражение человеческого бытия: не Бог создал человека, а человек создал Бога "по своему образу и подобию". Он считал, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо - Бога.
в любом обществе.
Диалеети1во"мат<риаяистическяя концепция религии исходит из того, что религия есть форма общественного сознания, социальное явление и понять е<? мохнл лишь на основе изучения тех общественных отношени”, которые ее по-рождг”ют Диалектико-материалистическое определение религии дал Ф.Энгсльс-
". всякая ре-ии” ни является не чем иным, как фантастическим отражением в головах 'полей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных"'
В данном определении подчеркивается, что религия отражает господсгво реальных, земных сил над людьми, которые превращаются в неземные Представления о мире, \арактерной чертой которых является вера в сверхъестественное, возникают в сошании людей потому, что над ними господствуют внешние силы, подлинная природа которых им неизвестна Превратное отражение этих сил в религиозном со мании есть с точки зрения диалектического и исторического материа1и”ма резульгаг практического бессилия людей, их придавлен нос ги, неспособности подчинить себе окружающую природу и собственные отношения
|
|
Ьсли попытаться обобщить все вышесказанное о сущности религии и дать ей самое общее определение, то можно сказать, что религия - это общественное явление, в котором человек реализует потребность в выражении своего огноше-нич к Богу. Представления о Боге в различных верованиях имеют определенные особенное” и Наиболее типичное представление о нем характеризует Бога как бесконечное духовное личное существо, внешнее по отношению к природе, создавшее природу и управляющее всем, что в ней происходит, воплощающее в себе наивысший уровень всех мыслимых совершенств всемогущество, всеведение, абсолютную благость, безграничность, неизменяемость и т д
История религии знает как религиозный монотеизм, так и религиозный nowmvui.u Монотеизм (от греч monos - один, единый и theos -Бог) - религиозная сисгема, ” которой объектом поклонения является один единственный Ьог Политеизм (ог греч poly - много, theos - Бог) • религиозная система, в которой объектом поклонения являются несколько или множество Богов
Одной из разновидностей политеистической религии древности был таь ь з;ыйаемый геномеиз.м (от. греч hen - одно и theos - Бог) Его сущность заключалась d юм, что, признавая существование многих богов, то или иное племя или объединение племен считало непосредственно своим покровителем лишь одного из jtmx богов и поклон ялось исключительно ему Это порождало специфическое представление о союзе данной этнической группы с определенным Богом и о двухстороннем "избранничестве" - представление, по которому люди выбирают себе Ьога из сонма дру1 их Богов, а этопг Бог избирает для себя этот народ
|
|
Достаточно своеобразное понимание Бога имеет место в дейте и папте-uj ме ji.v.ii3M (от лат deus - Бог) - религиозное учение, признающее Бога как создателя мира, но отуицлющес дальнейшее его вмешательство во все протекающие r природе и обые^гве события Представители деизма рассматривают Бога в ка-
' К М8{”кс, Ф Энгельс Соч Т 20 С 328
честве первопричины - безличного начала видимого и невидимого мира, однако лишают его тех черт, которые обычно приписывает Богу церковь: абсолютного разума, всемогущества и т д. Пантешч (от греч. pan - все и theos - Boi) - религиозное учение, отрицающее существование Бога, стоящего над природой и утверждающее, что сама природа и есть Бог. Пантеизм утверждает, что Бог существует во всех вещах, явлениях, естественных процессах как некое сверхъестественное начало Потому-то сама природа и есть, таким образом. Бог.
Каждая религия стремится укреплять глубину веры в Бога своих последе” вателей, используя при этом различные пути и способы. В то же время можно выделить две основные тенденции в обосновании существования Бога: иррацио-налистическую и рационалистическую
Сторонники иррационалистической тенденции утверждают, чго существование Бога не может быть обнаружено с помощью разума, на основе изучения окружающего мира. Во главу угла доказательства существования Бога иррацио-налисты ставят чистую веру. При этом вера понимается ирраиионалистами не как субъективное состояние человека, а как нечто исходящее o'i Бога, дарованное человеку Богом через откровение. Тем самым иррационалисты отмежевываются от субъективистского понимания веры, которое грозит церкви серьезными осложнениями В определенной мере такой иррационализм свойствен православию.
Рационалистическая тенденция в обосновании веры в Бога в истории религии наиболее ярко была представлена в работах Фомы Аквинского (1225-1274). Опираясь на Аристотеля, он разработал учение о доказательствах бытия Бога. Согласно этому учению, считается, что существование бога можно доказать, опираясь на изучение "сотворенных" Богом вещей. В учении Фомы Аквинского есть даже особый раздел - естественная теология, призванная обосновать существование Бога на основе изучения природы.
Приведем для примера некоторые из основных доказательств бытия Бога с точки зрения Фомы Аквинского: 1. В мире существует всеобщее движение, стало быть, необходимо существует "перводвигатель", которым и является Бог; 2. В мире существует всеобщая причинная обусловленность явлений, стало бьгть, необходимо существует и первопричина, которой является Бог, 3. В мире имеклся разные степени совершенства. Но и различиях в степенях совершенства мы можем говорить, предполагая наличие чего-то более совершенного. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, т.е. Бог, 4 В мире господствует целесообразность, следовательно, сущесгвует какое-то высшее целепола-гающее начало как источник целесообразности вещей к явлений. Этим началом и является Бог.
Рациональное доказательство бытия Бога принадлежит не только истории. Оно и сегодня используется религиозным идеологами, главным образом, из про-
тестантского и католического лагеря. Известна, например, речь папы Римского Пчя XII под п.цнамием "Доказательства сущестгования Бога в свете данных современной науки" (1951г.). В этой речи глава римско-католической церкви обращался, в частности, к такой естественнонаучной теории, как 'теория ра^бега-чия галактик", и к гипотезе "тепловой смерти Вселенной" По мнению теологов, и та и другая указывают на существования факта начала Вселенной "З^го юворнт о том, что была первопричина, которой и был Бог
Такова суть основной в современном мире (рационалистической) тенденции обоснования бытия Бога в христианско-католической теологии Заметим также, что в настоящее время естественнонаучным "обоснованием" существования Бога занимается Папская академия наук (Ватикан)