Сфера культуры- это сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Некоммерческая деятельность не означает не привлекательное для бизнеса (нонпрофитный сектор) и во всем мире он является наиболее развивающимся сектором экономики. Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий привлекающих туда капитал. Некоммерческий сектор может включать в себя коммерческий, т.е. занимающийся предпринимательской деятельностью.
Менеджмент в социально культурной сфере может заключаться в создании организационных и экономических условий развития социально культурной жизни не больше и не меньше чем подлинное содержание характера в социально культурной сфере.
Применительно к сфере культуры, менеджмент понимается как вид деятельности и как особая область знаний об организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления, культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.
типы менеджмента, доминирующих в сфере культуры:
|
|
· нормативный менеджмент -это процесс регулирования деятельности организации, который осуществляется в рамках определенной культурной политики;
· стратегический менеджмент - рассматривается как система управленческих и организационных процедур, направленных на эффективное взаимодействие организации и внешнего окружения адекватно приспособленных к происходящим в ней изменениям.
· информационный менеджмент - западные исследователи Кеннинг, Эппинг определяют как осуществляющий необходимые общественные связи, которые понимаются в данном случае как PR и менеджмент человеческого ресурса(кадровую политику), информационное обеспечение.
· человеческого ресурса является –нужный человек на нужном месте (кадровый).
В правительстве РФ вопросы культуры находятся в ведении 5 органов:
1.министерство культуры;
2.комитет по кинематографии;
3.комитет по печати;
4.теле и радио вещание;
5.государственная архивная служба.
Цели культурной политики:
1.сохранение накопленного культурного потенциала;
2.обеспечение преемственности культурных традиций;
3.поддержка разнообразной художественной жизни (в центре, на местах, в городе и на селе) наряду с классической художественной культурой,
(еще существует культура элитарная, художественная, народная, массовая, коммерческая);
4.поддержка инноваций обеспечивающих рост культурного потенциала общества;
5.возрождение и развитие национальной культуры;
6.доступность учреждений культуры и их услуг для населения;
7.продвижение в первую очередь отечественного искусства.
Однако из характеристик сегодняшней культурной жизни является коммерциализация. Этот процесс с одной стороны дает прибыль, а с другой- распространение культурного ширпотреба и тем самым способствует снижению уровня культуры и требований к культуре.