Историческая и пространственно-временная характеристика формирования экономических регионов в России

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления все­ми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В 1708 предпринятая Петром I реформа поделила Рос­сию на 8 губерний — Петербургскую, Московскую, Архангель­скую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибир­скую. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляе­мые воеводами, а провинции — на дистрикты, управляемые зем­скими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, вы-прлнявший в основном фискальные функции — поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.

Позднее, в период царствования Екатерины II, число губер­ний возросло сначала до 40, а к концу ее царствования до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды — на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Россий­ская, и особенно на завоеванных окраинных территориях были созданы военизированные органы управления — генерал-губернаторства — Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамур­ское, Степное,, Туркестанское, Финляндское. Московская губер­ния также была преобразована в Московское генерал-губернаторство, а на Кавказе было создано наместничество. Ге­нерал-губернаторы и наместник назначались царем.

Перед революцией 1917 г. в России насчитывались 68 губер­ний, 8 генерал-губернаторств и одно наместничество.

Административно-территориальное деление дореволюцион­ной России не учитывало условия компактного проживания не­русских народностей на территории России. Например, в доре­волюционное время отдельные районы территории современ­ного Татарстана принадлежали пяти губерниям: Казанской, Вят­ской, Уфимской, Самарской и Симбирской; территории Мордо­вии — четырем губерниям: Пензенской, Тамбовской, Симбир­ской и Нижегородской. Бюрократический характер администра­тивно-территориального деления дореволюционной России и стихийность образования экономических районов страны при­вели к резкому несоответствию административного деления осо­бенностям и уровню хозяйства различных районов государства. Так, несмотря на изменения, обусловленные экономическим развитием по административно-территориальному делению, крупнейший промышленный центр Иваново был в подчинении малозначащего города Шуи Шуйского уезда Владимирской гу­бернии; значительный уже в то время населенный пункт Орехо­во-Зуево был разделен на две части, из которых одна входила в состав Московской губернии, другая — Владимирской; Нижний Тагил на Урале, насчитывавший в дореволюционное время до 30 тыс. чел. населения, считался не городом, а селом.

Административно-территориальное деление России в дорево­люционный период преследовало прежде всего цель укрепления строя и служило главным образом целям регулярного сбора на­логов с населения. В литературе того периода мы находим ряд интересных для своего времени вариантов районирования России. Некоторые из-них имели важное познавательное и учебное значе­ние. Наиболее ранними работами в этой области были тру­ды Х.А. Чеботарева (Географическое методическое описание Рос­сийской империи, 1776 г.), который выделял северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, положив в основу этого деления их географическое положение. К концу XVIII в. относится также и работа СИ. Плещеева (Обозрение Российской империи.., 1786 г.), содержащая описание трех полос России — северной, средней и «полуденной».

В XIX в. процесс дальнейшего районирования России про­должался, что вызывалось потребностями нарождающегося ка­питализма. Наибольший интерес представляют высказывания русских революционеров-демократов, считавших, что для революционного переустройства страны необходимо познание ее экономических особенностей. Так, А. Н. Радищев отмечал необ­ходимость изменения административно-территориального уст­ройства России в целях наибольшего его приближения к эконо­мическим особенностям страны и нуждам населения. Большое-BHHivfaftee он уделял вопросу удовлетворения национальных тре­бований народов, населяющих страну. О необходимости корен­ной ломки старого административно-территориального деления писали А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Особого внимания заслужи­вает работа Н.П. Огарева «Опыт статистического распределения Российской империи» (1847), в которой раскрываются методо­логические вопросы экономического районирования. Он считает район реально существующим образованием и в основу райони­рования кладет географическое положение, природные особен­ности, транспортные связи, население и особенности социаль­ных отношений. Главной теоретической основой экономиче­ского районирования Н.П. Огарев признает политическую эко­номию, которой подчинена статистика. Особое значение в эко­номическом районировании он придает специализации. Теоре­тические взгляды русских революционеров-демократов по во­просам экономического районирования важны и для теории экономического районирования советского периода.

К наиболее ценным трудам дореволюционного периода сле­дует отнести работы К.И. Арсеньева, который в «Обозрении фи­зического состояния России» (1818) и «Карте промышленности Европейской России» (1842) делил Россию на 10 пространств. В основу районирования он положил как природные, так и эко­номические признаки. Особенно популярными были работы из­вестного географа П.П. Семенова-Тян-Шанского, который пер­воначально (1871) выделяет 14 естественных областей, а затем в работе «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (1880) — 12 районов. Это райониро­вание носило общегеографический характер — учитывались ес­тественные и экономические признаки, а также некоторые де­мографические данные.

Заслуживают внимания работы по районированию знаменитого русского химика Д. И. Менделеева, который в 1893 г. разделил Рос­сию на 14 краев и в основу этого деления положил наряду с при­родными факторами уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов. Большое значение в истории эко­номического районирования имел труд В. П. Семенова-Тян-Шанского (в соавторстве с Н.Н. Штруппом) «Торговля и про­мышленность Европейской России по районам» (1911), в кото­ром выделяются 1065 торгово-промышленных микрорайонов, объединенных в 12 полос. Среди работ по сельскохозяйственно­му районированию заслуживают внимания появившиеся в нача­ле XX в. труды А.И. Скворцова, в которых в основу райониро­вания были положены природные признаки, и А.Н. Челинцева, районирование которого основывалось на экономических прин­ципах. Однако в условиях царской России все эти опыты рай­онирования имели лишь познавательное, а не практическое зна­чение.

Практически созданное в Екатерининский период админист­ративное устройство оставалось неизменным не только в пред­революционный период, но и вплоть почти до конца двадцатых годов. Ликвидация губернского деления происходила постепен­но в период с 1924—по 1929 гг. Был ликвидирован старый госу­дарственный губернский аппарат и установлен новый. Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены облас­тями, а уезды— районами.

В национальных районах на окраинных территориях были созданы союзные республики: Украинская, Белорусская, рес­публики Закавказья, Казахстан, республики Средней Азии, а затем Молдавская республика и республики Прибалтики. Союз­ной республикой стала Россия, ей был дан статус федеративный республики, так как на ее территории в районах компактного проживания отдельных национальностей были образованы авто­номные республики, а в ряде областей и краев — автономные области и автономные национальные округа.

В 1991 г. Советский Союз распался, союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами.

В Российской Федерации в настоящее время автономные республики и автономные области преобразованы в республики.

В составе России существуют следующие республики:

Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкорто­стан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Рес­публика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Кал­мыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Рес­публика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика

115Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Административное устройство Российской Федерации вклю­чает шесть краев, 49 областей, одну автономную область — Ев­рейскую в составе Хабаровского края и десять национальных округов в составе областей: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Современное административное деление соответствует эко­номическому районированию.

Экономическое районирование является основой рациональ­ного наиболее эффективного размещения производительных сил, основой комплексного развития и установления рациональных связей на такой огромной территории, какой является Россия. Необходимость экономического районирования для более деталь­ного изучения и освоения возникла еще в дореволюционный пе­риод, и первые опыты дореволюционного экономического рай­онирования явились научной основой, научный базой, подходами к современному экономическому районированию.

После Октябрьской революции старая система адмнистра-тивно-территориального деления была изменена. Администра­тивно-территориальное деление и экономическое районирова­ние осуществлялись с учетом специфики районов, их экономи­ческих, национальных, природных, исторических и других усло­вий и были направлены на обеспечение развития народного хо­зяйства как страны в целом, так и отдельных ее территорий, на обеспечение экономического и политического равенства наро­дов страны.

В 1920 г. был разработан план государственной электрифика­ции России (ГОЭЛРО), целью которого являлось социалистиче­ское переустройство народного хозяйства страны на основе круп­ной машинной индустрии. По плану ГОЭЛРО были выделены 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Тур­кестанский.

В плане ГОЭЛРО была сделана попытка экономического районирования Советского государства. В основу его положены перспективы развития энергетики страны. Однако районирова­ние ГОЭЛРО касалось лишь части территории страны и не рас­пространялось на огромную площадь Восточной Сибири и Дальнего Востока. План ГОЭЛРО явился базой для разработки Госпланом новой системы экономических районов. В 1921 г. были разработаны основные принципы экономического рай­онирования страны, которые заключались в следующем: эконо­мическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря сочетаниям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и на­селения с его подготовкой к производственной деятельности представляла бы единое звено общей цепи народного хозяйства.

Этот принцип экономической законченности давал возмож­ность построить далее на хорошо подобранном комплексе мест­ных ресурсов, капитальных ценностей, новой техники и общего­сударственного плана народного хозяйства проект хозяйствен­ного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом достигались и другие весьма важные результаты: районы до известной степе­ни могли специализироваться в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивался строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров. Районирование таким образом позволяло установить теснейшую связь между природными ресурсами, на­выками населения, накопленными культурными ценностями, новой техникой и получить наилучшую производственную ком­бинацию, проводя, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями и с другой, — организуя об­ласть в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигался лучший результат.

В плане ГОЭЛРО ясно выражены идеи о разделении общест­венного труда между районами страны, приближении производст­ва к источникам сырья, ликвидации дальних нерациональных пе­ревозок. Эти факторы относятся к числу важнейших при органи­зации рационального размещения отраслей хозяйства.

По проекту районирования, разработанному Госпланом в 1921—1922 гг., Советское государство делилось на 21 экономиче­ский район. Представленный проект районирования в большей мере отвечал экономическим задачам страны и был принят в качестве предварительной рабочей гипотезы, требующей даль­нейшего уточнения. При разработке сетки экономических рай­онов учитывался целый ряд взаимосвязанных факторов в их единстве — экономический (принцип наивысшей производи­тельности труда), национальный, исторический, перспективный,

фактор территориальной специализации производства, его ком­плексности и концентрации, транспортный фактор, фактор тех­нического прогресса, что обеспечивало в тот период обоснованное распределение плановых заданий. Работа по районированию про­водилась под непосредственным руководством председателя Гос­плана Г.М. Кржижановского. Активное участие принимали также видные ученые и специалисты — И.Г. Александров, Л.Л. Никитин, Н.Н. Колосовский и др.

Проект предусматривал выделение следующих районов: Цен­трально-Промышленного, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Вятско-Ветлужского, Средне-волжского, Нижневолжского, Западного, Юго-Западного, Юж­ного Горнопромышленного, Кавказского, Уральского, Обского, Кузнецко-Алтайского, Енисейского, Ленско-Байкальского, Якут­ского, Дальневосточного, Западно-Казахского, Восточно-Казахского, Среднеазиатского.

В основе этого районирования нашли отражение реальная экономическая жизнь территориальных образований, законо­мерности развития хозяйства районов, ясная целевая установка. Проект ставил целью перспективное развитие районов.

Существенным недостатком первоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границ районов с грани­цами национальных образований (в последующих работах Гос­плана по районированию этот недостаток был устранен), кроме того, ряд районов имел слабый уровень экономического развития.

В восстановительный период образовался ряд новых респуб­лик и областей, что нашло свое отражение в работах по эконо­мическому районированию. В последующие периоды бурное развитие получили восточные районы страны и национальные республики, усилилась специализация старых промышленных районов и баз сельскохозяйственного производства. Все это вы­звало необходимость нового совершенствования экономического районирования.

Территориальный разрез плана стал составной частью на­роднохозяйственного плана, в связи с чем все большее значение начал приобретать комплексный метод планирования. Это дава­ло возможность более правильно устанавливать важнейшие по­казатели плана, точнее учитывать в балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производстве новую технику и т. д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного разви­тия основных экономических районов страны.

В 1938—1940 гг. была разработана новая сетка экономиче­ских районов СССР, которая отражала успехи развития народ­ного хозяйства каждой из союзных республик, а также экономи­ческих районов и СССР в целом. По новой схеме, утвержденной правительством, территория СССР делилась на 13 крупных эко­номических районов: Центр, Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, За­падная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Юг (Украинская ССР и Молдавская ССР), Запад (Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР), Закавказье (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР).

В соответствии с этой сеткой экономических районов прави­тельством в четвертой, пятой и шестой пятилетках составлялся и утверждался народнохозяйственный план как по отраслям на­родного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам.

Ставились крупнейшие задачи в области развития хозяйства экономических районов страны. В основных экономических районах успешно осуществлялись добыча топлива и производст­во таких видов продукции, как цемент, химические удобрения, стекло, массовые изделия легкой и пищевой промышленности в количестве, обеспечивающем потребность этих районов.

Наиболее важное значение имело обеспечение на месте топ­ливом и некоторыми неудобными для перевозки продуктами тех крупных промышленных районов, зависимость которых от дальнего привоза грузов увеличивалась в связи с их промыш­ленным подъемом и быстрым ростом городского населения.

Успехи в развитии экономики, особенно в послевоенный пе­риод, углубление специализации и комплексного развития хо­зяйства страны привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования.

Была поставлена задача осуществления программы строи­тельства материально-технической базы, создания крупных на­роднохозяйственных объектов (мощных тепловых электростан­ций и гидростанций, металлургических, химических и других комбинатов, железных дорог, оросительных систем и т. д.), тре­бовалось рассмотрение их в масштабе нескольких администра­тивно-территориальных образований. Дальнейшее развитие на­родного хозяйства настоятельно диктовало необходимость усиления и улучшения экономических связей между республиками, областями и краями.

В основу нового (1963 г.) экономического районирования были положены объективные категории (закономерности), в ча­стности, рациональное территориальное разделение обществен­ного труда между республиками и экономическими районами, комплексное развитие их народного хозяйства, выравнивание уровней экономического развития и т.д. Глубокое изучение этих закономерностей дало возможность формулировать принципы, которыми руководствовалась страна при районировании и раз­мещении производства. Такими принципами явились, напри­мер, единство экономического районирования и администра­тивно-территориального деления, единство экономического районирования и национального устройства.

Были достигнуты немалые успехи в рациональном террито­риальном разделении общественного труда и комплексном раз­витии крупных экономических районов. Обеспечение на основе рационального территориального разделения общественного труда оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики страны явилось одним из важнейших условий по­вышения экономической эффективности общественного произ­водства. В результате в большинстве экономических районов сложились и стали развиваться отрасли народнохозяйственной специализации. В то же время в каждом районе создавались вспомогательные производства и отрасли сферы обслуживания. В развитии производительных сил того или иного района боль­шую роль играли природные богатства, в отдельных же крупных экономических районах природные условия и ресурсы обусло­вили их народнохозяйственную специализацию.

В 1963 г. территория страны была поделена на 18 экономиче­ских районов с учетом их природных и экономических особенно­стей: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский; республики Прибалтики вместе с Калининградской областью были включены в один Прибалтийский район; республики За­кавказья вошли в Закавказский район; республики Средней Азии — в Среднеазиатский крупный экономический район. На Украине образовались три крупных экономических района — Южный, Юго-Западный и Донецко-Приднестровский; Белорус­сия составила Белорусский район; Казахстан — Казахстанскийкрупный экономический район; Молдавская республика явля­лась отдельным территориальным образованием, не входящим ни в какой крупный экономический район.

В 1982 г. Северо-Западный крупный экономический район был разделен на два - Северный и Северо-Западный.Таким образом стало 19 крупных экономических районов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: