Прочитав эту главу, вы узнаете:
+ какая экономика называется переходной;
+ почему в России было необходимо начать радикальные рыночные реформы;
+ каковы основные направления рыночных преобразований.
19.1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ
Оценка ближайших перспектив социально-экономического развития России предполагает анализ состояния, в котором находится российская экономика в настоящее время.
Как известно, Россия совершает переход от командно-административной модели хозяйствования к рынку. К странам с переходной экономикой относятся также бывшие республики Советского Союза, страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Югославия — в составе Сербии и Черногории) и ряд государств Азии, в том числе Вьетнам, Китай, Монголия.
' ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА характеризуется ^ тем, что в течение более или менее длительного времени в хозяйстве сосуществуют элементы старой и новой экономических систем.
Замена отмирающих форм новыми происходит непрерывно в любой экономике, причем эта замена может носить и крупномасштабный характер. Например, в 30-е годы в США произошел отказ от модели свободного рынка в пользу экономики, регулируемой государством по рецептам Д. Кейнса. Однако все-таки эти изменения состоялись в рамках рыночной экономики. Снижение темпов роста в странах с планируемой экономикой в 60—70-е гг. вызвало к жизни попытки реформировать хозяйственные системы за счет введения элементов рыночного механизма. Но эти попытки осуществлялись в рамках централизованного хозяйства.
В отличие от рассмотренных примеров, в переходном обществе изменения носят системный характер, т. е. захватывают всю совокупность социально-экономических отношений. Е. Гайдар — экономист, возглавлявший правительство России в начале радикальных реформ — характеризует их как полномасштабную социальную революцию.
Уходящая в прошлое в нашей стране экономическая система базировалась на государственной собственности и централизованном планировании. Она могла в короткий срок мобилизовать ресурсы для решения крупных народнохозяйственных задач (индустриализация, послевоенное восстановление экономики и т. д.). Однако успехи достигались в основном на базе использования экстенсивных факторов экономического роста, в условиях технологической отсталости большинства отраслей экономики, что определялось отсутствием конкуренции. При централизованно устанавливаемых ценах было невозможно учесть изменяющиеся потребности общества. Это приводило к устойчивому дефициту средств производства и необходимых жизненных благ, что, в свою очередь, в значительной степени снижало стимулы работников к производительному труду и увеличению доходов. К тому же их распределение носило в основном уравнительный характер. Жизненный уровень населения рос крайне медленно.
Важным признаком административной экономики являлась и ее закрытость, т. е. ориентация в основном на внутренний экономический потенциал и отказ от использования преимуществ специализации в рамках международного разделения труда.
В связи с растущей неэффективностью плановой экономики и замедлением темпов экономического роста в 60—70-е гг. начались хозяйственные реформы. Такие реформы происходили в Советском
Глава 19.
Союзе, Венгрии, Чехословакии, Польше и других странах. В ходе реформ усилилась хозяйственная самостоятельность предприятий, увеличилась доля прибыли, оставляемая в их распоряжении для развития производства и стимулирования работников.
В СССР во второй половине 80-х гг. на фоне резкого спада темпов развития начался период «перестройки». Предполагалось, что введение элементов рынка позволит усовершенствовать существующую экономическую систему. Предприятия получили еще больше самостоятельности в области производства, установления цен и распределения доходов. После принятия законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986) и «О кооперации в СССР» (1988) наряду с государственной стали развиваться индивидуально-трудовая, частная и кооперативная формы собственности. В 1989 г. была разрешена аренда с правом выкупа трудовыми коллективами арендуемого у государства имущества. Был провозглашен лозунг ускорения развития на базе научно-технического прогресса.
Однако попытка ускорения фактически реализовалась на базе экстенсивных факторов роста, что привело к резкому увеличению бюджетного дефицита, эмиссии необеспеченных денег, истощению валютных ресурсов и росту внешнего долга. Чернобыльская катастрофа и землетрясение в Армении еще более обострили проблемы бюджетного дефицита.
Ослабление контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и личными доходами усугубило свойствен->ный плановой экономике дефицит и привело к карточному распределению потребительских товаров и бартерным сделкам. Эти негативные тенденции сопровождались резким падением мировых,цен на основные экспортные товары Советского Союза, свертыванием хозяйственных связей между регионами и республиками СССР.
В результате произошел системный кризис и распад всей модели административной экономики. Рухнула и система экономического сотрудничества между странами с централизованной экономикой, во многом существовавшая за счет финансовой поддержки со стороны СССР. В бывших социалистических странах начались полномасштабные экономические реформы.
Как показал опыт, темпы и тяжесть реформ в переходных странах различны. В одних государствах, например, в Венгрии, реформы
19.1. Основные предпосылки и направления_______________________________
рыночных реформ в России 271
осуществлялись эволюционно за счет накопления элементов рынка еще в 60-е годы. Тогда здесь были частично либерализованы цены и внешнеэкономические связи, создана система коммерческих банков. Чехия также осуществила относительно безболезненный переход к рынку, поскольку к моменту реформ кризис в экономике не был столь острым, существовали рыночные формы в сельском хозяйстве и ремесленном секторе. Польша проводила рыночные реформы еще с 80-х годов. Однако в 90-е годы они приобрели радикальный характер и стали развиваться быстро, в форме «шоковой терапии».
Практика показала, что наличие накопленных элементов рынка или быстрые реформы с одновременным преобразованием всех элементов хозяйства обеспечивают и более быстрое преодоление системного кризиса. К странам, для которых характерно быстрое продвижение по пути рыночных реформ, относятся Венгрия, Чехия, Польша, Эстония, Словения, Литва, Латвия.
Ссылки на позитивный опыт Китая, который осуществляет постепенный переход к рынку, не слишком пригодны для стран Восточной Европы и России. Дело в том, что важнейшим импульсом развития Китая на пути к рынку стало формирование мелкотоварного производства в сельских районах, где сосредоточена большая часть населения страны и где стали выпускаться дешевые товары массового спроса. Важную роль сыграла и финансовая поддержка проживающих за границей этнических китайцев. Напротив, в странах Центральной и Восточной Европы и России удельный вес сельского населения мал, а сам аграрный сектор в большинстве стран был неэффективен. Внешние источники финансирования, как правило, также отсутствовали.
Многие экономисты полагают, что успех и скорость рыночных реформ определяются степенью экономической свободы. Чем больше государства в экономике, считают они, тем больше налоговая нагрузка на доходы, тем интенсивнее отток капитала из страны, тем больше неоправданных расходов из государственного бюджета на поддержку неэффективных предприятий, тем выше инфляция, тем больше затраты на содержание аппарата чиновников, тем больше коррупция.
Однако другие ученые считают, что роль государства при переходе к рынку должна быть весома. Уход государства из экономики в ситуации, когда отсутствуют институты рынка, чреват усилением
Глава 19.
спада. Государство создает рыночное законодательство и обеспечивает условия его соблюдения, содействует формированию рыночных институтов и созданию конкурентной среды. Мировой опыт доказал, что существуют широкие возможности цивилизованного государственного регулирования рынка (например, быстрый рост в послевоенной Японии и Республике Корея во многом был обеспечен активной промышленной политикой государства и защитой рынков от иностранной конкуренции на этапе их становления).
Поэтому в процессе перехода к рынку необходимо найти вариант развития, при котором высвобождение частной инициативы сочеталось бы с усилением роли государства в поддержке предпринимательства, финансовой и социальной стабильности в обществе.
В России государство занимало всегда большое место в культурно-историческом развитии страны с ее традициями общин-ности, коллективизма, непременной опоры на верховную власть. Население доверяло государству и надеялось на него. Вместе с тем привычка населения к государственному патернализму, т. е. вера в то, что государство обязано полностью обеспечить благосостояние семьи, в значительной степени сдерживает процесс высвобождения рыночных сил.
Опыт стран, осуществляющих реформы, показывает, что к важнейшим составляющим рыночных преобразований в переходной экономике относятся:
— либерализация хозяйственной деятельности;
— макроэкономическая стабилизация;
— структурные преобразования;
— институциональные реформы;
— преобразования в социальной политике.
19.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
' ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ состоит в ос- N вобождении цен товаров и ресурсов от государственного контроля и переходе к свободному рыночному ценообразованию, упрощении процедур организации бизнеса, отмене государственной монополии внешней торговли.
Выше отмечалось, что централизованно устанавливаемые цены не создают рыночных сигналов, т. е. не стимулируют продавцов и покупателей к изменению структуры и объемов производства и потребления. Именно наличием системы централизованных цен во многом объяснялась дефицитность товаров и услуг в административной экономике. В то же время поддержание искусственно низких цен на социально значимые товары и услуги за счет государственных дотаций являлось одной из причин дефицита государственного бюджета.
В начале 90-х годов, когда предприятия получили хозяйственную самостоятельность, произошла полная утрата контроля за ценами. Рост цен предприятий потребовал увеличения государственных субсидий к фиксированным потребительским ценам. Возникший дефицит бюджета, покрываемый эмиссией необеспеченных денег, обусловил избыточный спрос, скрытую инфляцию и потерю деньгами своих функций. Это, в свою очередь, привело к тотальному дефициту товаров и полной дезорганизации хозяйства.
Поэтому либерализации цен не было альтернативы. В соответствии с Указами Президента России со 2 января 1992 г. была проведена либерализация цен и разрешена свободная торговля. Логическим результатом либерализации цен и факторов производства явилось создание стимулов для свободного предпринимательства. В 1992 г. количество предприятий малого бизнеса выросло более чем в 2 раза. На прилавках появились товары. Правда, в условиях спада производства эти товары были в основном импортными. Дело в том, что большинство малых предприятий возникло в сфере внешнеэкономических операций, которая быстро либерализовалась. Фирмы стали свободно выходить на мировой рынок.
В результате импорт во все большей степени стал удовлетворять спрос населения и предприятий в условиях кризиса национального производства. Экспорт при неплатежеспособности местных потребителей обеспечивал доходы многих отраслей и бюджета. Либерализация валютного курса и формирование валютного рынка обеспечили конкурентоспособность товаров России на мировых рынках и возможность легального приобретения валюты для оплаты импортных товаров.
Вместе с тем, конечно, форсированное открытие экономики имело и свои недостатки. Ряд отраслей, производящих средства производства и потребительские товары приемлемого качества
Глава 19
(телевизоры, фотоаппараты, часы), не устояли перед иностранной конкуренцией и резко снизили выпуск. В связи с ростом зависимости от импорта возникла угроза экономической безопасности страны. Поэтому некоторые экономисты полагают, что «открывать» экономику следовало постепенно, ориентируясь, например, на опыт Японии или Республики Корея. Однако, как уже говорилось, открытие экономики было связано с необходимостью неотложного удовлетворения основных потребностей населения. Кроме того, допуск импортных товаров на внутренний рынок стал естественным ограничителем роста внутренних цен в условиях высокой монополизации российской экономики.
19.3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ~
Макроэкономическая стабилизация обычно направлена на преодоление таких негативных явлений в экономике, переходящей к рынку, как безработица, инфляция, острый спад производства. Важно, однако, отметить, что одной из составляющих спада было быстрое сокращение военного производства, уменьшение выпуска потребительских товаров низкого качества, не пользовавшихся спросом даже во времена дефицита. Это значит, что спад в известной мере отразил глубокое несоответствие номенклатуры выпускавшейся в плановой экономике продукции общественным потребностям.
^ ОСНОВНЫМ ТОРМОЗОМ выхода из кризиса ^ считается инфляция. Она блокирует рыночные сигналы, делает неэффективными инвестиции, обесценивает доходы. Поэтому МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ принимает форму финансовой стабилизации, т. е. сводится прежде всего к быстрому подавлению инфляции.
Как известно, инфляция возникает в результате множества причин. Однако по мнению многих экономистов, главной причиной роста инфляции после либерализации цен в России и большинстве переходных стран был избыточный спрос со стороны всех участников рынка.
Поэтому макроэкономическая стабилизация достигается прежде всего, путем смягчения дисбаланса со стороны спроса. С избыточным спросом борются за счет ограничения количества денег в экономике и установления высоких процентных ставок. Тогда предприятия смогут увеличивать свои денежные доходы лишь за счет роста производства нужной рынку продукции. Правительство сможет финансировать свои расходы не за счет кредитов Центрального банка, а за счет растущих налогов.
Практика показала, что в периоды осуществления жесткой кредитно-денежной политики в России темпы роста цен снижались, и, наоборот, в периоды, когда Центральный банк необоснованно предоставлял кредиты правительству, а оно, в свою очередь, поддерживало неэффективные предприятия, темпы роста цен увеличивались.
Однако попытки проводить жесткую кредитно-денежную политику порождали массу противоречий. Так, предприятия в условиях недостатка денег вместо того, чтобы снижать издержки и производить нужные рынку товары, прибегали к практике взаимных неплатежей и бартерных сделок. Высокая процентная ставка как инструмент жесткой денежной политики создает непреодолимый барьер между финансовым и реальным сектором экономики. Предприятия не в состоянии брать дорогие кредиты для развития производства.
Борьба с инфляцией предполагает и сокращение дефицита государственного бюджета, однако бюджетная стабилизационная политика в 90-е годы в России была недостаточно последовательной. В условиях спада налоговые доходы бюджета растут медленно, поэтому снижение дефицита бюджета обеспечивается прежде всего за счет сокращения неэффективных расходов. Но приоритеты финансирования определены не были. С одной стороны, неоправданно сокращались расходы на образование, здравоохранение, охрану правопорядка. С другой стороны, продолжалась поддержка убыточных государственных предприятий, увеличивались расходы на содержание государственного аппарата.
Мобилизуя дополнительные финансовые ресурсы, правительство стало прибегать к заимствованиям на внутреннем и внешнем финансовых рынках в виде ссуд и размещения государственных бумаг (ГКО, еврооблигаций и др.). В 1997 г. внешние заимствования госсектора удвоились, а портфельные инвестиции в государ-Глава 19
ственные бумаги выросли в 8 раз. Однако резкое ухудшение конъюнктуры мировых цен и другие причины привели к ухудшению состояния платежного баланса России и массовому выводу средств иностранных инвесторов из страны с требованием обмена государственных бумаг на валюту. Это, в свою очередь, привело Россию к отказу от платежей по своим обязательствам (дефолту) и острому финансовому кризису. Он проявился в девальвации рубля, резком росте цен, крахе многих финансовых институтов, падении доверия к России со стороны иностранных инвесторов.
Однако девальвация одновременно стала и фактором макроэкономической стабилизации. После кризиса 1998 г. уменьшение импорта привело к быстрому росту национальной промышленности, которая перестала испытывать давление со стороны внешних конкурентов. Рост конкурентоспособности экспортных товаров вместе с взлетом мировых цен на нефть обеспечили увеличение доходов бюджета и наращивание золотовалютных резервов. Впервые после 1992 г. выросли инвестиции предприятий. Снизились темпы инфляции, выросли доходы населения.
Вместе с тем, опасность роста инфляции в связи с избыточным предложением денег в экономике сохраняется. Избыточное предложение денег обусловлено тем, что Центральный банк покупает валюту у экспортеров за рубли, которые не находят достаточного спроса со стороны предприятий реального сектора при высоких процентных ставках. Таким образом, задача дальнейшего снижения инфляции для обеспечения экономического роста остается актуальной.
В области бюджетной политики важным фактором стабилизации стало совершенствование налогообложения. В настоящее время в стране вводится налоговый кодекс, в котором установлен исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов, налогообложение упрощено, а налоговое бремя уменьшено. Правительство рассчитывает, что уменьшение ставки налогообложения приведет к росту объемов собираемых налогов и уменьшению дефицита бюджета. Так, налоги на доходы физических лиц фиксированы на уровне 13% доходов. Кроме того, предусмотрен ряд вычетов из налогооблагаемого дохода семей. Население получило право учитывать при исчислении налогов свои расходы на благотворительные цели, лечение, обучение, на продажу и приобретение собственности.
19 3 Макроэкономическая стабилизация_________________________________
19.4. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Борьба с инфляцией путем ограничения спроса неизбежно вызывает спад производства. Поэтому одновременно с политикой макроэкономической стабилизации разворачиваются структурные преобразования.
' СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - это " мероприятия, которые обеспечивают стимулирование предложения товаров на рынке. Тем самым они способствуют сбалансированности экономики.
Обычно, в условиях рынка, такое стимулирование роста предложения связано с развитием конкуренции, т. е. корректировкой сложившихся рыночных структур. В переходной экономике развитие конкуренции обеспечивается, прежде всего, за счет приватизации государственной собственности.
Задачей приватизации является создание конкурентной среды, образование эффективного собственника с мотивацией к рациональному хозяйствованию и повышению производительности, освобождение государства от поддержки убыточных предприятий, привлечение инвесторов.
В условиях шоковой терапии в России начала 90-х годов процесс приватизации осуществлялся быстро. Он жестко направлялся государством в лице Государственного комитета по управлению имуществом, готовившего ежегодные правительственные программы приватизации на основе Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991), а также указов Президента Российской Федерации.
Так называемая малая приватизация затронула предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания и проводилась в основном в форме покупки имущества на конкурсах и аукционах, а также выкупа арендованного имущества. Приватизация средних и крупных предприятий (большая приватизация) проводилась путем преобразования предприятий в открытые акционерные общества и оплаты пакетов акций ваучерами.
Ваучеры — это приватизационные чеки на предъявителя, которые бесплатно получило все население России. На специализированных чековых аукционах владельцы ваучеров могли обменять
их на акции любых приватизируемых крупных и средних предприятий. Количество акций, получаемых на один ваучер, определялось количеством желающих вложить свои приватизационные чеки в акции данного предприятия, а также размерами пакета акций, выделенного для обмена на ваучеры.
Приватизационные чеки можно было не только обменять на акции, но и купить ценные бумаги инвестиционных фондов, которые создавались для приобретения крупных пакетов акций приватизированных предприятий.
Наконец, приватизационные чеки можно было просто продать на рынке. Право продажи чеков с 1 октября 1992 г. было предоставлено гражданам президентским Указом, хотя Законом Российской Федерации «Об именных приватизационных счетах и вкладах» (1991) предполагалось использование приватизационных счетов без права продажи.
Часть предприятий продавалась на коммерческих инвестиционных конкурсах, а позже развернулась продажа предприятий и акций за деньги. Для покрытия дефицита госбюджета государство практиковало получение кредитов в коммерческих банках с передачей им в залог принадлежащих ему пакетов акций (залоговые аукционы). Это тоже одна из форм приватизации, так как погашение банковских кредитов в бюджете не предусматривалось.
В результате приватизации уже более 70% ВНП России производится в негосударственном секторе.
Механизм приватизации и ее результаты вызывали и продолжают вызывать ожесточенные споры. Оппоненты приватизации отмечают, что:
— директора предприятий сконцентрировали в своих руках
значительные пакеты акций, оказались вне контроля ос
новной массы акционеров и слабо заботятся о развитии
предприятия. Так случилось потому, что руководители
предприятий смогли использовать к своей выгоде ряд
льгот, установленных для трудовых коллективов;
— приватизация проводилась без учета экономической эф
фективности. Оценка предприятий была проведена по за
ниженной стоимости, и продажа предприятий не принес
ла больших доходов бюджету;
19.4. Структурные преобразования_____________________________________
— в результате приватизации основная часть населения, в том
числе и работники приватизированных предприятии,
не стали реальными собственниками имущества;
— приватизация не привела к технологической модерниза
ции и наращиванию инвестиций;
— развитие малого бизнеса, возникшего в результате малой
приватизации, сдерживается неэффективной налоговой си
стемой и отсутствием поддержки со стороны государства
Вместе с тем, исследования показывают, что эффективность производства на частных предприятиях выше, чем на государственных. Правительство планирует продолжить процесс приватизации, в частности, за счет продажи акций государственных предприятии (унитарных предприятий и акций хозяйственных обществ, принадлежащих государству). В то же время развитие процесса приватизации сдерживается из-за наличия многих правовых проблем.
Важным элементом структурных реформ и направлением формирования конкурентной среды является демонополизация экономики. В условиях Советского Союза с его емким внутренним рынком и возможностью экономии на масштабах существование крупных предприятий и хозяйственных комплексов было экономически оправдано. Однако это были государственные монополии с жестким управлением со стороны государственной власти.
В ходе приватизации государственные монополии были преобразованы в негосударственные монополистические структуры, которые могут использовать свое положение на рынке для извлечения монопольно высокой прибыли и сокрытия доходов. Непрозрачность финансов компаний обеспечивается и путем перекрестного субсидирования отдельных видов деятельности за счет высокой прибыли на других сегментах рынка. Например, Министерство путей сообщения компенсирует убытки от пассажирских перевозок за счет высоких грузовых тарифов.
Вместе с тем формальное раздробление крупных предприятий в процессе демонополизации часто не оправдывает себя, так как происходит потеря экономии на масштабах, уменьшаются финансовая устойчивость и расходы на научную деятельность, ослабляются конкурентные возможности предприятий на мировых рынках, утрачивается контроль за единым производственным циклом
Правительство наметило разделение независимых производителей продукции, создаваемой некоторыми естественными монополи-
Глава 19
ими, например, в газовой промышленности. Произойдут демонополизация производства и сбыта электроэнергии, раздел государственных и хозяйственных функций на железнодорожном транспорте. Для прекращения практики перекрестного субсидирования необходимо также выделение в принципе конкурентных секторов в указанных областях, приватизация вспомогательных и обслуживающих предприятии и учреждений социальной сферы в этих секторах.
19.5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Значительный спад в начале рыночных реформ связан с отказом от прежних институтов и органов управления централизованной экономической системой при отсутствии новых институтов, отвечающих требованиям рыночной экономики.
' ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВА- ^ НИЯ — это создание новых правовых институтов, т. е. правил и норм рыночного поведения, а также рыночной инфраструктуры, т. е. организаций и учреждений рыночного сектора, преобразование рынка факторов производства, системы финансов и фондового рынка, реформа органов управления народным хозяйством в условиях рынка.
Они должны обеспечить нормальную реакцию участников рынка на рыночные сигналы (изменение цен, процентных ставок, валютного курса, налоговых ставок и др.). Крайне важно создать правовые институты — правила и нормы, гарантирующие права собственников, обеспечивающие конкурентную среду и передачу этих прав в соответствии с контрактами. Эти институты отражаются в хозяйственном законодательстве, регулирующем поведение и взаимодействие участников рынка в хозяйственной деятельности. Нуждаются в фиксации и соблюдении правила ведения сделок, порядок создания фирм и их выхода на рынок, процедуры банкротств. Необходимо сокращать административное вмешательство в хозяйственную деятельность.
Важным моментом является формирование эффективных рынков товаров, труда, финансовых ресурсов и земли.
В результате приватизации торговой сферы быстро сформировалась система оптовой и розничной торговли, которая в настоящее время представлена товарными биржами, оптовыми фирмами, торговыми домами и магазинами. Эти предприятия обеспечивают продажу отечественных и импортных товаров по рыночным ценам при растущем качестве торговых услуг.
Что касается институтов рынка труда, то, с одной стороны, расширена свобода предложения труда и спроса на труд. Люди получили возможность зарабатывать без каких-либо административных ограничений. Материальное благосостояние стало важным движущим стимулом поведения многих работников. Постепенно развивается рынок жилья, готовится поэтапный переход к отмене практики получения разрешений на прописку на новом месте жительства, расширяются возможности для работы за границей. Предприниматели свободно формируют свой спрос на труд в зависимости от конъюнктуры рынка товаров, используемых технологий и положения предприятия на рынке. Отсутствуют ограничения на рост зарплаты, нет централизованного распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений на работу и т. д.
Значительны регулирующие функции государства на рынке труда. Оно устанавливает минимальную заработную плату, продолжительность рабочего дня, определяет условия труда и т.д. Учитывая колебания спроса и предложения труда и возникновение безработицы, развивается такой институт рынка труда, как государственные службы занятости. В их функции входит сбор и предоставление информации о вакансиях, посредничество при подборе работы, профессиональное обучение и переподготовка работников.
С другой стороны, некоторые институты рынка труда еще не сложились или неразвиты. Так, мобильность рабочей силы еще недостаточна, и это во многом объясняет остроту проблемы закрытия неэффективных, но градообразующих предприятий, т. е. поддержание по сути нерыночного сектора экономики за счет бюджетных субсидий.
Вступил в силу новый Кодекс законов о труде, в котором законодательно закреплены правила заключения индивидуальных трудовых договоров. Определены правила массовых увольнений,
Глава 19.
вызванных объективной необходимостью резких структурных изменений на предприятиях. Повышается роль институтов социального партнерства.
К важнейшим институциональным преобразованиям относится и формирование финансового рынка, радикальные изменения в кредитно-денежной сфере. В России до 1917 г. была развита кредитная система, включавшая государственный банк, систему коммерческих банков и специализированные финансовые институты. В административной экономике произошло огосударствление финансов. К 1985 г. в СССР было всего 3 государственных банка и сеть сберкасс.
Переход к рынку радикально изменил ситуацию. Как отмечалось ранее, возникли частные коммерческие банки, на конкурсной основе привлекающие свободные денежные ресурсы и предлагающие кредиты по рыночным процентным ставкам. Сложилась двухуровневая банковская система в составе Центрального банка и системы коммерческих банков. Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков с использованием общепринятых инструментов кредитно-денежной политики.
Центральной проблемой развития банковской системы на современном этапе является преодоление ее отрыва от реального сек-;тора экономики и создание условий для превращения сбережений [в кредиты и инвестиции. Высокие процентные ставки и либерализация рынка создают возможности для выгодных операций на рын-•ке государственных бумаг, межбанковском кредитном и валютном рынках. В то же время кредитование промышленных предприятий при существующей процентной ставке и значительных рисках в долгосрочном периоде невозможно.
Стремление банков к выгодным, но крайне рискованным операциям с государственными бумагами и валютой в 1998 г. привело к полномасштабному кризису банковской системы и потере доверия к ней со стороны инвесторов и населения.
В настоящее время лишь 5 банков страны — Сбербанк, Внешторгбанк, Альфабанк, Межпромбанк и Газпромбанк имеют собственный капитал более 250 млн долл. и входят в число крупнейших банков Восточной Европы.
Правительство внесло поправки в законы о банках и банковской деятельности, чтобы оздоровить банковскую систему, повысить
19.5. Институциональные преобразования_______________________________
устойчивость и надежность банков. Происходит переход на международные стандарты банковской отчетности, чтобы сделать финансовую систему более прозрачной и гарантировать вклады частным инвесторам.
Активизации инвестиций в производство способствует и развитие небанковских финансовых институтов на фондовом рынке, где покупают и продают акции и облигации государства и корпораций.
Фондовый рынок России, который был хорошо развит в XIX — начале XX в., возродился только с началом экономических реформ, когда развернулись процессы приватизации и возникли открытые акционерные общества. Начали выпускаться и размещаться на рынке государственные ценные бумаги (ГКО, облигации государственного внутреннего валютного и федерального займов, ценные бумаги субъектов федерации). Эти бумаги обращаются не только на внутреннем, но и на внешнем финансовом рынках. Увеличивается число участников фондового рынка за счет инвестиционных компаний, негосударственных инвестиционных фондов, страховых компаний. Однако информированность инвесторов об эмитентах ценных бумаг для оценки надежности вложений недостаточна. Отсутствует специальное законодательство о рынке ценных бумаг, которое обеспечивало бы защиту прав владельцев акций и облигаций.
Создание эффективного рынка земли связано с институциональными реформами в сельском хозяйстве, формированием системы прав собственности на землю, образованием эффективных хозяйственных организаций на селе. Важность реформ в сельском хозяйстве определяется огромной ролью аграрно-промышленного комплекса в экономике. Опыт перехода к рынку в странах Центральной и Восточной Европы показал, что в сельском хозяйстве центральными проблемами являются переход к частной собственности на землю, реорганизация производственных единиц в сельском хозяйстве, определение содержания аграрной политики государства.
В централизованно планируемой экономике СССР сельское хозяйство было государственным. Это значит, что вся земля принадлежала государству, а сельскохозяйственные предприятия (колхозы и совхозы) получали ее в бесплатное и бессрочное пользование. Государство планировало производство, выделяло технику, семена
Глава 19.
и удобрения колхозам и совхозам, которые закупали эти ресурсы за счет дешевых государственных кредитов. Государство также покупало основную часть сельскохозяйственной продукции. При этом уровень цен был выше для хозяйств, работающих в плохих природно-климатических условиях.
Огосударствление деятельности колхозов и совхозов и отчуждение работников от земли порождало отсутствие стимулов к труду и, несмотря на поддержку государства в виде субсидий, дешевых кредитов, высоких закупочных цен, аграрный сектор быстро деградировал. Нарастал дефицит сельскохозяйственных продуктов в стране. Он был также связан с дешевизной продовольствия для населения, которая обеспечивалась за счет дотаций из бюджета.
Переход к рынку потребовал радикальных реформ в аграрном секторе. Большая часть земли и имущества предприятий была передана в коллективно-долевую собственность трудовых коллективов колхозов и совхозов. Доля негосударственной собственности на сельскохозяйственные угодья уже к 1995 г. достигла 70%, а на пахотные земли — 80%. Работники получили наделы (паи) и возможность выхода со своей долей из сельскохозяйственного предприятия. Они могли организовать кооператив, товарищество, предприятие другой формы коллективной собственности или стать фермерами. Фермеры могут ограничиться своим участком земли, полученным на пай, но могут арендовать или скупать чужие земельные паи. Постепенно земля может сконцентрироваться в руках наиболее эффективных производителей, которые смогут широко использовать производительную технику и наемный труд. Однако в настоящее время фермеры обеспечивают в России лишь около 3% производства продовольствия, в то время как сельскохозяйственные предприятия — 43%, подсобные хозяйства населения — 54%.
Продукция сельского хозяйства закупается уже не только государством, но и перерабатывающими и посредническими компаниями. Создаются кооперативные кредитные организации на селе. Государство поддерживает сельскохозяйственный сектор за счет установления минимальных гарантированных закупочных цен, регулирует импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Вместе с тем для радикального ускорения темпов развития сельского хозяйства необходимо принятие законов об обороте земли,
19.5. Институциональные преобразования
ее купле-продаже, аренде и залоге. В настоящее время гражданский оборот земли и сделки с ней не в полной мере обеспечены в правовом отношении.
19.6. РЕФОРМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Развитие рыночной экономики приводит к увеличению предложения не только материальных, но и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. Оно порождает и социальную ответственность трудоспособного населения, которое постепенно освобождается от иллюзий патернализма со стороны государства и получает возможность заботиться о повышении своих доходов самостоятельно. Исчезает уравниловка в доходах, растут возможности для увеличения благосостояния семей за счет собственных доходов, включая более высокий уровень удовлетворения таких социальных потребностей, как потребности в образовании, здравоохранении, гарантии достойного уровня жизни в пенсионном возрасте.
Однако либерализация рынков приводит к резкой дифференциации доходов семей. С одной стороны, произошло падение реальных доходов значительной части населения, обесценивание сбережений вследствие высвобождения цен, снижение потребления необходимых, социально значимых товаров и услуг. Во многих переходных странах число бедных при переходе к рынку на первой стадии реформ резко выросло, и их доходы оказались ниже прожиточного минимума. Подчас ситуация углублялась нарастанием задолженности государства по выплатам зарплат, пенсий и пособий.
С другой стороны, увеличилось благосостояние отдельных групп людей, среди которых не только высокоэффективно работающие предприниматели и наемные работники, но и лица, получившие доходы от теневой экономики, использовавшие для своего обогащения лазейки в законодательстве. Если в 1991 г. на 20% наиболее обеспеченных семей приходилось 30,7% денежных доходов, а на 10% наименее обеспеченных — 11,9%, то в 2000 г. соответственно 48,6% и 6,1%.
В этой ситуации государство берет на себя поддержку наименее обеспеченных — пенсионеров, инвалидов, безработных, семей
Глава 19.
Экономика современной России
с детьми. Однако падение собираемости налогов, дефицит бюджета, снижение взносов в фонды социального страхования не позволяют быстро увеличивать семейные пособия, пенсии, выплачивать субсидии на поддержание низких цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт. Поэтому многие услуги в области образования и здравоохранения становятся платными.
Выход заключается в осуществлении такой социальной политики, когда государство утверждает минимальные социальные стандарты потребления основных благ и услуг и обязуется гарантировать их предоставление с приемлемым качеством, чтобы граждане могли поддерживать минимально достаточный уровень жизни. Одновременно развивается система государственного и негосударственного социального страхования как источник средств для поддержки населения в условиях реформ.
В сфере образования в России государство гарантирует доступность общего образования и равенство стартовых возможностей. Постепенно образование будет финансироваться по федеральным, региональным и местным минимальным нормативам в расчете на одного ученика или студента, что обеспечит равный доступ учащихся к образованию. Кроме того, образовательные учреждения будут заинтересованы в высоком качестве обучения. Тогда именно туда будут поступать ученики и абитуриенты, и объемы финансирования, зависящие от количества обучающихся, вырастут. Семьи смогут финансировать дополнительные, выходящие за рамки нормативов образовательные услуги, которые оказывают в гимназиях, лицеях и других школах с повышенным уровнем обучения, а также в высших и средних специальных учебных заведениях.
Планируется введение единого государственного экзамена в школе и переход к системе финансирования образования на персональной основе с использованием специальных государственных именных финансовых обязательств, стоимость которых для каждого выпускника школы будет определяться в зависимости от его оценок на аттестации.
В сфере здравоохранения предстоит совершить переход к страховой системе медицинского обслуживания и сохранении государственных гарантий доступной и бесплатной медицинской помощи.
79.6 Реформы в социальной сфере
В жилищно-коммунальном хозяйстве предусматривается переход к полной оплате жилья и коммунальных услуг с предоставлением компенсации малообеспеченным семьям. При этом общие расходы каждой семьи не будут превышать 20% ее совокупного дохода. Возникнет реальный рынок жилищно-коммунальных услуг и конкуренция на нем, что позволит улучшить ситуацию в жилищном хозяйстве.
Ликвидация убыточности коммунального хозяйства за счет относительно высоких тарифов для населения создаст возможность снижения стоимости коммунальных слуг для предприятий, что будет способствовать уменьшению издержек производства и цен.
В целом, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДЦЕРЖ-КИ будет развиваться в рамках перехода от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это значит, что социальная поддержка будет базироваться на принципе адресной социальной помощи.
N_________________________________________________________________________________________________________________ S
Адресность социальной помощи заключается в том, что максимально эффективная (в рамках возможностей бюджета) социальная защита предоставляется лишь социально уязвимым семьям, т. е. таким, которые имеют доходы и уровень потребления ниже прожиточного минимума и не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем.
Источником средств для адресной помощи станет в основном экономия за счет снижения расходов бюджета на поддержку низких цен товаров и услуг, отмена социально неоправданных льгот и выплат, и таким образом, перераспределение социальных расходов в пользу социально уязвимых групп населения при сокращении помощи обеспеченным семьям. Это приведет к снижению уровня бедности и неравенства в обществе. В свою очередь, это создаст предпосылки для устойчивого развития страны. Ведь очевидно, что низкий уровень платежеспособного спроса населения и отсутствие социальной гармонии являются тормозом экономического роста.
Совокупность мер, принимаемых в рамках социальной политики, будет способствовать восстановлению социальной стабильности. Увеличение инвестиций в человеческий капитал — в обра-
зование, здоровье граждан, науку и культуру станет важным фактором экономического роста. При этом получат дальнейшее развитие исконные российские социокультурные традиции — стремление к добру и справедливости, другим социальным ценностям.
В результате будет сделан еще один шаг к социально ориентированному рыночному хозяйству и демократическому обществу.
РЕЗЮМЕ
1. Переходная экономика — это относительно длительный
период сосуществования плановой экономики и рыночной
системы. Переход к рынку в различных странах может осу
ществляться постепенно (эволюционно) или быстро, т. е.
носить радикальный характер.
2. Основными направлениями рыночных преобразований
во всех переходных экономиках являются либерализация
цен товаров и ресурсов, макроэкономическая стабилиза
ция, структурные и институциональные реформы, рефор
мы в социальной сфере.
3. Макроэкономическая стабилизация осуществляется путем
сжатия спроса, что обеспечивает подавление инфляции
и создает предпосылки для инвестиций и экономического
роста.
4. Структурная политика, в свою очередь, обеспечивает сба
лансированность экономики со стороны предложения, со
здавая конкурентную среду и демонополизируя рынок.
Важнейшим элементом структурной политики является
приватизация государственной собственности.
5. Институциональные преобразования направлены на созда
ние эффективных рынков товаров и факторов производ
ства, рыночной инфраструктуры, правил и норм рыноч
ного поведения.
6. В области социальной политики происходит переход от па
терналистской к субсидиарной модели государства. Оно га
рантирует гражданам потребление основных благ и услуг
на уровне минимальных социальных стандартов и оказы
вает адресную социальную поддержку группам населения,
наиболее уязвимым при переходе к рынку.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем определяются темпы реформ в переходной эконо
мике?
2. Какова роль государства в переходной экономике?
3. Выиграла ли от приватизации ваша семья?
4. Что такое правовые институты?
5. Приведите примеры институциональных реформ в России.