double arrow

Объединения предприятий. Объединения предприятий могут быть классифицированы, исходя из цели такого объединения, характера хозяйственных отношений между его участниками


Объединения предприятий могут быть классифицированы, исходя из цели такого объединения, характера хозяйственных отношений между его участниками, степени самостоятельности предприятий-членов.

Наиболее известными видами таких объединений являются картель, синдикат, трест, концерн, холдинг, ФПГ. Их основные характеристики рассматриваются в рамках дисциплины «Микроэкономика». Поэтому в предлагаемом курсе мы остановимся на самой мягкой форме объединения – хозяйственных ассоциациях (в трактовке ГК РФ) или альянсах, как принято называть такие объединения.

Ассоциации (альянсы) – договорные объединения предпринимателей, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. В соответствии с ГК РФ они образуются как некоммерческие организации. Если же предполагается ведение предпринимательской деятельности, то должно быть создано хозяйственное товарищество или хозяйственное общество, которое войдет в создаваемую ассоциацию.

Альянсы («стратегические альянсы») – наиболее модное и быстро растущее явление современного предпринимательства. В РФ они появились в 90-е годы ХХ в. как подвид так называемых «совместных предприятий».




Четкого определения альянса пока не сформулировано. Под стратегическим альянсом обычно понимают некое соглашение между компаниями, выходящее за пределы их обычных взаимоотношений, но не предполагающее слияния или полного партнерства.

Все виды альянсов условно можно разделить на две группы: между неконкурентами и между конкурентами.

К первой группе можно отнести следующие типы альянсов.

a) Транснациональные СП: обычно сборка, иногда сбыт одним партнером продукции другого, иностранного производителя

b) Вертикальные альянсы: партнерские отношения, предполагающие работу в смежных звеньях цепочки производства продукта

c) Межотраслевые альянсы: соглашения компаний из разных отраслей, выпускающих не связанные общей производственной цепочкой продукты. Используются, например, для диверсификации бизнеса, расширения производственной деятельности за счет кооперации с участником интересующего рынка.

Ко второй группе можно отнести следующие типы альянсов.

a) Интеграционные: их заключают, чтобы добиться эффекта масштаба производства. Например, компании могут совместно выпускать компоненты, но затем конкурировать друг с другом на рынке готовой продукции.

b) Псевдоконцентрационные: организуется общая разработка, производство и реализация продукта, принадлежащего всем партнерам. Часто это консорциумы, создаваемые для реализации сложных и затратных проектов – например, в тяжелом машиностроении, авиастроении.



c) Комплиментарные альянсы: один партнер разрабатывает и производит продукцию, а реализуется она через каналы другого. Нередко применяется для расширения географии поставок.

Стратегический альянс выводит компании на качественно новый уровень конкурентных отношений. С его помощью могут решаться задачи разделения коммерческих рисков и достижения эффекта масштаба. В определенной ситуации выгоднее вступить в партнерство с конкурентом, перейти от конфронтации к взаимодействию и согласованию интересов.

Для того, чтобы создаваемые альянсы были устойчивы, необходимы следующие условия:

1. Альянс должен объединять равновеликих партнеров.

2. Компании не должны быть прямыми конкурентами, отношения которых успели достичь известного накала. В альянсах прежде непримиримых конкурентов – даже работающих над локальным проектом – чаще возникают такие негативные ситуации, как утечка закрытой информации и переманивание кадров.

3. Ограничение деятельности альянса, хотя бы сначала, периферийными сферами бизнеса партнеров.

4. Партнеров по альянсу должно объединять нечто большее, чем положения меморандума о стратегическом сотрудничестве. Важна близость организационных культур, целей и философий бизнеса.

5. Альянсу, организованному крупными компаниями из разных регионов, следует учитывать интересы и настроения местной политической элиты.

В настоящее время в РФ наблюдается новая волна интереса к данной форме союза предпринимателей. Примеры: «Малина», «Купи.Ру», «Allshops».








Сейчас читают про: