Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия, их грамотное планирование и организация являются безусловной предпосылкой успешной работы.
Инновационная деятельность предприятия – система мероприятий по использованию научно-технического, производственного, трудового, интеллектуального потенциалов для получения нового или улучшенного продукта, способа производства и т.д.
Инновационная политика – совокупность управленческих, технологических, экономических методов разработки, создания, внедрения инноваций (нововведений).
Жизненный цикл инноваций – промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства продукта, созданного в результате реализации этой идеи.
Стадии жизненного цикла инноваций:
1. Зарождение (НИОКР, разработка и создание опытной партии). Для этой стадии характерен большой объем расходов, высокая себестоимость и незагруженность производственных мощностей. Возможна отрицательная величина экономической прибыли.
2. Рост (промышленное освоение). На этой стадии происходит медленное наращивание выпуска новой продукции.
|
|
3. Зрелость (серийное или массовое производство). Для этой стадии характерны быстрый рост объема выпуска и продаж, увеличение загрузки мощностей.
4. Насыщение рынка. Для этой стадии характерны устойчивые темпы роста объема выпуска, продаж. Достигается максимальный объем производства и продаж и максимальная загрузка производственных мощностей.
5. Упадок (свертывание производства, уход продукта с рынка). Для этой стадии характерны падение загрузки мощностей, сворачивание производства данного товара, уменьшение товарных запасов до нуля.
Инновации должны сопровождаться новыми формами организации и управления производством, так как смена техники и технологии приводит к временному снижению показателей эффективности.
Принципиально новые технологические решения или запуск нового продукта могут привести к убыточности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. Последнее возможно, если использование новой технологии преждевременно (издержки не приведены в соответствие с реальным уровнем цен) или предприятие не имеет достаточного опыта во внедрении новой технологии. Кроме того, может отсутствовать потенциальный спрос, могут быть допущены ошибки при выборе стратегии маркетинга и т.п.
При внедрении новой технологии и/или продукта необходимо, прежде всего, выяснить ее взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Например, в старых или слабых отраслях появление новинки, пусть и высокого качества, но по не соответствующей цене, может привести к падению спроса, в том числе и на товары предшествующего поколения вследствие утраты доверия к товарному знаку фирмы, падения ее имиджа и т.п. Традиционные показатели эффективности не всегда позволяют выявить лучший вариант при инновациях.
|
|
Чистые инновации требуют весьма существенных затрат. Альтернативой этому может быть копирование чужих идей и разработок (имитация). Имитация предоставляет фирме преимущество с точки зрения темпов роста и экономии средств.
Автор идеи далеко не всегда может трезво оценить ее преимущества, недостатки и возможности. Сырая идея должна быть приведена в соответствие с запросами потребителя. Созданный продукт должен быть функционален, удобен в потреблении и иметь доступную цену. Термин «творческий имитатор», введенный Питером Друкером, означает того, кто «не изобретает продукт или услугу, а совершенствует и размещает их». Идеи в данном случае не просто копируются, а приспосабливаются к конкретным особенностям фирмы и рынка. Статистика свидетельствует, что из всей массы инновационных проектов не более 2% являются действительно новаторскими. Остальные – результат творческой имитации.
Способы использования чужих идей:
1. Легальные. Возможны, если у продавца идеи (лицензии) нет конфликта с интересами покупателя идеи, что возможно при разделе рынков, в том числе и, прежде всего – географическом.
a) Покупка лицензии.
b) Покупка средств воспроизводства научной разработки (оборудования, компонентов, материалов).
2. Нелегальные. Возможны при отсутствии патентной защиты и слабости законодательства, защищающего интеллектуальную собственность. Если способ изготовления или состав продукта не охраноспособны, то риск для копировщика минимален.