Методы экспертных оценок

МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК – метод опроса в форме интервью. Этот метод предполагает беседу эксперта со специалистом по форме «вопрос-ответ». Достоинства этого метода заключаются в его простоте, удобстве, дешевизне.

Недостатки метода:

Некомпетентность специалиста

Психологическое воздействие интервьюера на специалиста.

ГРУППА АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ- метод гирлянд и ассоциаций. Сущность этого метода заключается в том, что признаки случайных объектов, а также их элементов, генерируемых по этим признакам (гирлянды ассоциаций), переносятся на исследуемый объект. Его синонимы и их сочетания с последующим анализом, развитием полученных комбинаций и отбором наиболее рациональных решений.

Методика проведения:

1.Определяется цель исследования – объект анализа. Например, разработать оригинальную модель авторучки.

2. По специальному каталогу или еще каким-либо другим способом выбирают случайные объекты (не более 5).

Воздух Дом Цветок Дорога.

3.для каждого случайного объекта составляют качественную характеристику (т.е. подбирают список признаков).

Воздух – чистый, прозрачный, холодный, подвижный.

Дом – уютный, большой, родной, деревянный, кирпичный.

Цветок – красивый, ароматный, маленький, комнатный, разноцветный, праздничный.

Дорога – длинная, асфальтовая, ухабистая, пыльная, степная, городская.

Это гирлянда ассоциаций.

4.Признаки присоединяются к анализируемому объекту, и получаемые сочетания вызывают генерацию идей.

5. Некоторые сочетания вызывают определенные ассоциации и предложения по созданию новой модели (авторучки).

6. Отобранные идеи анализируют и выносят решение о путях разработки новых моделей, а также различные предложения по обновлению ассортимента выпускаемой продукции.

Достоинства метода: простота, доступность, низкие затраты.

Недостатки: необходимость повторного применения, применим для узкого круга несложных задач.

Метод морфологического анализа.

Целью метода является поиск решения на базе множества вариантов решений с учетом морфологии (строения) объекта. Проблема изучается с общей точки зрения для выявления всех возможных решений путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры. Среди полученных отбираются наиболее оптимальные решения.

Алгоритм метода морфологического анализа:

1.Формулируется проблема.

2. Определяется перечень всех основных морфологических свойств объекта. Признаки объекта должны удовлетворять следующим условиям:

- быть существенными;

- независимыми друг от друга;

- полностью охватывать проблему;

- количество признаков должно быть оправдано.

3. Составляется морфологическая матрица, в которой вместе с признаками указываются все возможные решения.

4.Анализируются полученные решения, после чего выбирается оптимальное.

Например, требуется разработать новую модель автомобиля, которая успешно бы конкурировала на внутреннем и внешнем рынке и имела не слишком высокую себестоимость.

1.разработка новой модели автомобиля.

2.определение признаков:

-тип двигателя;

-тип кузова;

-тип тормозной системы;

-тип топлива.

3.составление матрицы.

признаки Все возможные решения
Тип двигателя Рядные V-образные    
Тип кузова Седан Минивен Универсал Хэтчбэк
Тип тормозн.системы Гидравлическая Пневматическая    
Тип топлива Бензин Дизтопливо Газ Электричество
Другие …… …… …… ……

4.анализ и отбор оптимального решения.

МЕТОД КОЛЛЕКТИВНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.

Существует огромное число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Наиболее популярными являются:

-метод «круглого стола»;

-метод «мозговой атаки»;

-метод Дельфи.

МЕТОД «КРУГЛОГО СТОЛА» заключается в том, что специальная комиссия обсуждает проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Для повышения качества результата в состав группы включаются эксперты из смежных областей знаний. Не рекомендуется в состав групп включать лиц, имеющих подчиненность в служебных вопросах, а также лиц, имеющих непререкаемый авторитет. Обсуждение проблемы протекает в форме дискуссии.

Недостаток метода- решения получают компромиссным путем.

МЕТОД «МОЗГОВОЙ АТАКИ» возник в 50 годы 20 века в США и получил широкое распространение в США, Японии, СССР. Автор- американец Осборн. Метод отличается лавинообразностью выдвижения идей. Цель метода- обеспечение творческой активности, душевного подъема и максимальной концентрации внимания членов группы по заданной проблеме. Метод состоит из 2-х этапов: генерация идей; оценка идей.

Существует несколько разновидностей метода:

-метод обратного «мозгового штурма» (США);

-метод массового «мозгового штурма» (США Филипс)

-метод двойного «мозгового штурма» (СССР)

-метод конференции идей (Германия).

Основные правила метода «мозгового штурма»:

1.отрицательная критика идей не допускается;

2.приветствуется оригинальность идей, их количество;

3.оценка предложений производится позднее в аналитической группе с рассмотрением всех идей;

4.производится комбинация идей и их усовершенствование.

Методика проведения:

1.Подготовительный этап. Ведущий выбирает проблему, которую разбивает для упрощения понимания на подгруппы. Затем готовит ряд вопросов и гибкий план перехода между вопросами, а также 8-10 идей по данной проблеме.

2. Этап генерации идей. Ведущий доводит до группы генераторов идей проблему, следит за активностью генерации идей. Идеи фиксируются в протоколе, который передается группе анализа.

3. Этап оценки идей. Ведущий следит за анализом идей группой аналитиков. По окончанию каждого этапа анализа составляется отчет об анализе идей и заключение о необходимости повторной генерации идей.

Достоинства метода: простота, доступность, привлекательность для специалистов в связи с учетом их мнений.

Недостатки: отсутствие гарантии получения оптимального решения.

МЕТОД ДЕЛЬФИ – является самым распространенным. Он был разработан в 1964 г. корпорацией Рено корпорейшен. Цель метода- разработка программы последовательных индивидуальных опросов…..

Особенности метода Дельфи:

Полная заочность и анонимность опроса экспертов;

Проведение опроса в несколько туров;

Наличие обратной связи;

Использование статистических методов обработки результатов опроса.

Методика проведения:

1.Экспертам рассылаются анкеты, в которых формируется проблема, а также содержится инструктаж о порядке проведения опроса, перечень вопросов, требующих чаще всего четких количественных ответов. Ответы не подписываются и отсылаются по почте или другим способом. Организаторы опроса обрабатывают эти анкеты, определяют групповые оценки, которые используют в последующем анализе.

Опрос проводится в несколько туров:

1.В первом туре допускаются в анкете любые ответы, далее одинаковые суждения объединяются и включаются в следующую анкету.

2.Во втором туре члены экспертной группы оценивают не только оставленные в анкете суждения, но и даты осуществления событий. По данным этого тура подготавливается статистическая сводка.

3. В третьем туре члены экспертной группы получают статистический отчет, на основе которого делают обзор всех мнений и высказывают новые суждения, если они есть.

4. Четвертый тур аналогичен второму туру.

Достоинства метода: простота, удобство, анонимность.

Недостатки: длительное время исследования.

ГРУППА ФАКТОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ.

В отличие от методов экспертных оценок, где экспертиза осуществляется на основе опыта, интуиции и других личностных качеств эксперта, формализованные (фактографические) методы исследуют проблему с помощью составления модели. Эти методы применяются там, где возможны формализация связи между основными показателями. Различают логические методы и математические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: