Эмоции человека

В процессе эволюции всех живых организмов у них форми­руются управляющие подсистемы. У высших животных и чело­века таким органом управления является нервная система и прежде всего большие полушария головного мозга. Именно нервная система управляет функционированием высших орга­низмов, обеспечивает удовлетворение их потребностей. Кроме того, нервная система осуществляет саморегуляцию организма, под держивает и сохраняет постоянство его характеристик, оп­тимизирует жизнедеятельность, создает динамическое равнове­сие организма с естественной средой. Нервная система — это тот орган, куда поступает разнообразная информация об изменени­ях внутреннего состояния организма, а также окружающей сре­ды. Поступающие импульсы обобщаются нервной системой, что позволяет оптимизировать как внутренние, так и внешние про­цессы организма. Деятельность нервной системы направлена, с одной стороны, на объединение всех элементов организма, а с другой — на адаптацию организма к внешней среде.

Вместе с тем нервная система обеспечивает не только про­странственный, но и временной порядок функционирования раз­личных компонентов организма, согласованность и последова­тельность их действий. С ее помощью регулируется работа каж­дого компонента организма (продолжительность, интенсивность, степень загрузки и др.). Подобного рода регулятивная деятель­ность осуществляется посредством возбуждения и торможения различных подсистем организма, обусловливающих определен­ные формы психической деятельности, которые обеспечивают в конечном счете целостность, самосохранение и совершенство­вание организма

Центральное место в нервной системе любого живого орга­низма занимает мозг, который непосредственно влияет на об­мен веществ, регуляцию газообмена, термообмена, функциони­рование сердечно-сосудистого аппарата, дыхательной системы, желудка и др. Стимулирующее и регулирующее воздействие моз­га испытывают не только органы, но и ткани, а также отдельные клетки организма. Работу мозга обусловливают тончайшие физико-химические, биофизические и биохимические превраще­ния в нервных тканях и клетках.

При этом, чем выше степень организации объекта управле­ния, тем значительнее роль нервной системы как органа управ­ления. Соответственно, чем совершеннее нервная система, тем больше степень ее воздействия на деятельность организма. Именно у человека нервная система достигла своего наивысше­го развития.

С помощью исследований психологам удалось добиться многого: открыть химические и электрические изменения, про­исходящие на клеточном уровне и сопровождающие каждый поведенческий акт; открыть функциональную асимметрию мозга; выяснить природу стресса как неспецифического защит­ного механизма сопротивления внешним факторам и многое другое.

Но по-прежнему множество вопросов остается без ответов: отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, поэтому до сих пор неясно, что такое мысль; спорен вопрос о начале сознания, ведь мышление не развивается само по себе. Поэтому в современной психологии можно выделить три ос­новные точки зрения на сознание: отрицание самоценности психики и сознания в бихевиоризме; классическое понимание сознания как особого свойства высокоорганизованной мате­рии; модель «расширяющегося сознания» в трансперсональной психологии С. Грофа, в соответствии с которой психика и со­знание существуют еще до рождения человека.

Структура психики

Результатом деятельности нервной си­стемы человека является сознание, сущность которого состоит в отражении объективных свойств различных предметов и явле­ний окружающего мира, в предварительном мысленном плани­ровании действий и оценке их результатов, в регулировании вза­имоотношений человека с окружающей природной и социаль­ной средой. Сознание — высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное ото­бражение действительности, на основе которого осуществляет­ся регулирование его поведения. Сознание — это часть психи­ ки, которая может произвольно направляться на определенный реальный или идеальный объект, возбуждаться или тормозиться самим субъектом.

Из теории психоанализа пришло представление, что психика включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. На осно­ве многочисленных наблюдений и изучения подсознательных состояний психики, основоположник психоанализа 3. Фрейд пришел к выводу, что в структуре психики человека имеется осо­бая часть — бессознательное, представляющее собой совокуп­ность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосознаваемых и неподдающихся сознательному воле­вому контролю. Бессознательное проявляется в ощущениях и импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Кроме того, оно проявляется так­же в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти. Бессознательное обнару­живает себя в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т. п. Именно по этим фактам можно судить о природе, содержании и функциях бес­сознательного.

Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отно­шением к миру. Поэтому в бессознательном невозможен произ­вольный контроль осуществляемых субъектом действий и оцен­ка их результатов. Однако, по мнению Фрейда, бессознательное имеет биологическую природу. Его главная функция — охрани­тельная, поскольку бессознательное уменьшает нагрузку на со­знание со стороны негативных и тягостных переживаний. Бес­сознательное структурировано в виде комплексов — устойчивых психических состояний, вызванных определенными пережива­ниями. Комплексы формируются под влиянием различных факторов и обстоятельств жизни, затем они вытесняются в бессознательное и могут стать причиной психических заболе­ваний.

Особое значение для человека имеют сознание и подсозна­ние. Различия между ними носят принципиальный характер и лишь вместе они обеспечивают человеку возможность адекват­но воспринимать и понимать действительность. Различия меж­ду сознательным и бессознательным можно представить в сле­дующем виде:

Сознательное Бессознательное
Абстрактное, концептуальное Формально-логическое Вербальное Символическое Синтаксическая связанность Вторичные мыслительные процессы Рациональное Интенциональное мышление Формализация Научная систематизация Последовательность Дискретность Конкретное, образно-визуальное Неформальная логика Невербальное (образное) Иконическое Свобода комбинаций знаков и образов Первичные мыслительные процессы Иррациональное Сновидения, фантазии, галлюцинации Интуиция Мифологическая систематизация Одновременность Континуальность


Структура сознания

В современной науке существуют раз­личные описания структуры сознания и входящих в него эле­ментов. Чаще всего это зависит от мировоззренческих предпоч­тений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, например, известный философ А.Г. Спиркин предлагает вы­делять в структуре сознания три основных сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую.

Содержание когнитивной сферы составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т. е. сами знания. Тра­диционно в структуре сознания выделяют две основные позна­вательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность — это способность человека к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситив­ная познавательная способность — это способность к ощущени­ям, представлениям и восприятию, которые выступают основой для рациональных знаний. Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, а внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. Внимание — это сосредоточенность, из­бирательная познавательная направленность сознания, нацелен­ная на определенный объект, значимый в настоящее время.

Память — это способность мозга запоминать, хранить и вос­производить полученную информацию о прошедших ранее со­бытиях, явлениях и фактах. Различают три вида памяти: мгно­венную (длится несколько секунд), кратковременную (до двух- трех дней) и долговременную (до конца жизни человека). Раз­личают зрительную, слуховую, осязательную память.

На основе интеллекта, способности к ощущениям и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.

Огромную роль в структуре сознания играют эмоции —реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувств, среди которых наиболее известными являются тревога, боль, удовольствие, радость и др. Эмоциональная сфера сознания представляет собой сферу потребностей, интересов и целей. Эмоция представляет собой отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмо­циональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или снижая его эффективность.

Главный элемент волевой сферы сознания — воля, т. е. спо­собность человека к достижению своих целей.

Итак, сознание представляет собой чрезвычайно сложное психическое явление. В нем выделяют процессы внимания, вос­приятия и переработки информации, процессы запоминания и актуализации информации, мышление, а также творческие про­цессы создания новой информации. В результате этих процес­сов в сознании накапливаются опыт и знания, формируется от­ношение к окружающему миру и к себе, осознаются свои воз­можности.

С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир и формируем представление о нем, а с помощью мышления раскрываем сущность изучаемых объектов. Мышление — активное отражение объективного мира в понятиях, суждениях, моделях, теориях, концепциях, в результате чего возникает идеальный мир, являющийся отражением реального мира в нашем сознании. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением об­щего и существенного, что недоступно непосредственному вос­приятию органами чувств.

Мышление представляет собой непрерывный диалог между сознанием и подсознанием. Последнее непрерывно подсказы­вает сознанию различные варианты поведения и деятельности по решению актуальных для человека проблем. Если в бессоз­нательном нет вариантов решения или отсутствует нужная ин­ формация, то этот постоянно идущий диалог нарушается. В ре­зультате этого мы испытываем чувство беспокойства и тревоги, перерастающее в страх. Так формируется стресс как ответ орга­низма на информационные или эмоциональные перегрузки.

Основной формой мышления является мысль, которая мо­жет существовать в самых разных обликах. Но большинство мыслей состоит из сочетания образов, слов и понятий. Отделить их друг от друга бывает очень нелегко.

Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупно­сти составляют интеллект (от лат. intellectus— понимание, рас­судок) человека, т. е. способность сознания мыслить и рацио­нально познавать действительность.

Возникновение интеллекта является естественным и законо­мерным этапом развития жизни на Земле. Как показывают дан­ные этологии, животные часто демонстрируют разумные фор­мы поведения, однако человеческий интеллект принципиально отличается от «разума» животных. Человек способен мыслить абстрактно, формировать общие понятия, строить суждения и умозаключения. Важнейшим отличием человеческого интеллек­та является способность к рефлексии, т. е. умение видеть себя со стороны — изучать не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В этом заключается сущность самосознания. Таким образом, мышление человека, обладающего интеллектом, ста­новится не только физиологическим, но и социально-истори­ческим феноменом.

Возникновение сознания и интеллекта имело большое зна­чение для жизнедеятельности человека, поскольку оно дало че­ловеку свободу от внешней среды, позволив ему разрабатывать планы, предвидеть последствия своей деятельности, осуществ­лять обучение младших поколений. Но оборотной стороной этой свободы стало то, что отсутствие сдерживающего влияния кон­кретных ситуаций нередко вело разум по пути произвольных и неограниченных домыслов и фантазий. Это послужило основой мифологии, религии, искусства, науки — разнообразных сфер культуры, присущих только человеческому обществу. Кроме того, именно разум, выделяя человека из природы, лежит в основе дисгармонии человеческого существования. Она проявляется в том, что человеку нужны идеальные объекты, цели, потребности, которым он мог бы себя посвятить и которые мог бы реализо­вать. При этом формируется множество новых, несвойственных животным и присущих только человеку потребностей: в связи с другими людьми, самоутверждении, привязанности, во внут­ренней целостности, в объекте поклонения и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: