Под статистической группировкой понимается распределение единиц наблюдения по группам по одному или нескольким признакам. Эти признаки называются группировочными. В зависимости от задач исследования строят типологические, структурные и аналитические группировки.
Типологическая группировка представляет собой распределение единиц наблюдения качественно неоднородной совокупности по социально-экономическим типам, классам, качественно однородным группам. Например, распределение совокупности предприятий по формам собственности (табл. 3.1); отраслям экономики; размеру бизнеса и т. д. Основная задача типологической группировки — идентификация и описание типов исследуемого явления. Число выделяемых групп определяется количеством типов, классов, однородных групп, т. е. самим характером явления.
Таблица 3.1
Распределение предприятий и организаций по формам собственности на 1 января 2006 г.
Форма собственности | Число предприятий и организаций, тыс. |
Государственная | |
Муниципальная | |
Собственность общественных и религиозных объединений (организаций) | |
Частная | 3 838 |
Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | |
Всего | 4 767 |
При структурной группировке разделение единиц однородной совокупности на группы происходит с целью выявления ее структуры по одному из признаков. Например, распределение наемных работников по полу, возрасту; распределение предприятий по численности работающих и т. д.
|
|
Таблица 3.2
Структура работников по стажу работы на предприятии;
Стаж работы, лет | Число работников | Число работников в процентах к итогу |
До 2 | ||
2–4 | ||
4–6 | ||
6–8 | ||
8 и более | ||
Итого |
Важную роль в статистическом анализе играют аналитические группировки. С их помощью определяют наличие связи между признаками и ее направление. При этом один из признаков является результативным, а другой — факторным. Результативный признак меняется под воздействием факторного признака.
При построении аналитической группировки в качестве группировочного признака всегда выбирают факторный признак. В каждой выделенной группе рассчитывают среднее значение результативного признака. Например, в табл. 3.3 компании сгруппированы по величине затрат на рекламу. В каждой группе определен средний размер товарооборота. Из таблицы видно, что чем больше внимания компании уделяют рекламе, тем значительнее результаты их деятельности, выражающиеся в объеме товарооборота.
Таблица 3.3