А) Регулятивная роль социальных норм в ПОС

Если при изучении процессов происхождения государства мы уделяем внимание обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в ПОС, то при изучении возникновения права мы уделяем внимание регулятивным началам в жизни таких обществ, т.е. как, каким образом регулировались (и регулировались вообще?) отношения между членами семьи, родами, кланами.

Элементы системы социальных норм (период производящей экономики):

1) Содержание, т.е. ЧТО (круг вопросов) регулировали социальные нормы.

- закрепление за группой, кланом определенной территории;

- тотемная система (идеализированное существо, которое в силу определенных обстоятельств нельзя было убивать, т.к. оно являлась покровителем определенной группы, клана);

- регулирование брачно-семейных отношений (способы приобретения женщин в других группах). Цель – сотрудничество, взаимопомощь, коллективизм;

- организация дележа пищи – делили пищу поровну;

- передача навыков поколению (изобретали орудия труда и охоты и передавали знания своим детям).

2) Способы регулирования

- запреты – табу - закрепленная религиозными верованиями недопустимость определенного поведения (например, брак между кровными родственниками – инцестов);

- дозволения – разрешение охоты на определенные виды животных, растений, на пользование определенной территорией, источником воды;

- позитивное обязывание. Например, необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, поддержания огня, изготовление орудий и средств передвижения. Не было направлено на изменение природных условий и выделение человека из природы, обеспечивало эффективные формы присвоения предметов природы, их переработки для удовлетворения потребностей человека.

3) Формы выражения: мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды и пр.

4) Процедуры – сознательное, творческое создание норм. Существовали специальные люди, органы, которые вырабатывали нормы (жрецы, старейшины, народное собрание). Например, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего

5) Санкции. Т.е., то, что следует за нарушением поведения. В большинстве своем в ПОС выполнение правил поведения было добровольным. Но общество знает и нарушения (в брачно-семейных отношениях, пользование чужим участком). К нарушителям применялись суровые меры наказания. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.

Но можно данную структуру регулятивной системы назвать правом? На этот вопрос существует очень много мнений. Что же об этом говорит наука ТГП?

Нельзя. Мы говорим о двух разных обществах – догосударственном (доклассовом, ПОС) и государственном (в классическом понимании). Социальные нормы, как было сказано выше имеют синкретический характер слитный – мононормы: они не расчленены на моральные, религиозные, правовые, процессуальные. А право (в классическом понимании) появляется лишь на следующем этапе развития общества (с появлением государства).

Но при этом нельзя отрицать некоторую формальную преемственность мононорм к правовым нормам. Например, мононормы также как и правовые нормы, многократно применяемы, неперсонифицированы, обязательны, имеется возможность принудительного исполнения.

Таким образом, мы можем говорить о том, что право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию права, и наоборот.

б) причины и способы возникновения права, правовых норм.
Признаки, отличающие право от социальных норм

Как возникло право?

Причины и условия возникновения права во многом аналогичны причинам, породившим государство. Хотя между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Причины возникновения права:

1. Появление обычного права. Вековые обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда» (Русская правда). Наиболее ценные обычаи санкционировались государством и являлись источниками права (обычным правом).

2. Отделение индивида от коллектива. Осознание свободы, обособленность. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется сознание собственной независимости от членов рода, также появляются притязания к другим индивидам. Соответственно, частные, собственнические интересы не совпадают с интересами общества в целом. Мононормы уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе, не способны разрешать появившиеся коллизии развивающегося общества.

3. Установление определенных формализованных общеобязательных норм, которые стоят на защите личных прав и интересов. Частные собственники стремятся устанавливать определенные правила, защищающие только лишь их интересы, оберегали собственников от нарушений их интересов.

4. Деление общества на антагонистические классы (эксплуататоры и эксплуатируемые). Государство защищает класс эксплуататоров (экономически господствующего класса), соответственно создает нормы защиты интересов именного этого класса. Государство – машина эксплуатации (Марксистская теория). Право – орудие этой машины, служит интересам определенных социальных групп.

5. Изменение формы выражения регулирования отношений в обществе. Четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность общества (начиная с агрокалендарей и заканчивая системой запретов, дозволений, обязывания). Данная форма носит доступную информационную, всеобщую форму (законы, кодексы, возникает систематизация законодательства, судебной практики) – например, Законы Ману, Драконта, Хаммурапи, Русская правда, XII Таблиц и пр.

6. Появление способов социального контроля за выполнение норм (институциональный характер). Если раньше контроль осуществляло общество в целом, общественные лидеры и пр. То теперь это специально назначенные люди – должностные лица, а также специально созданные социальные институты – полиция, армия, государственный суд.

Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников. Образуются специальные правила, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов.

Признаки, отличающие право от социальных норм ПОС

Право Социальные нормы родовой организации общества
1. Персонифицированность
Распространение на все население, находящееся на территории данного государства Только на членов рода
2. Формальность
Издание нормативных актов в письменной форме. Каждая правовая норма приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений Устная форма
3. Разграничение на права, обязанности
Четкое разграничение на права и обязанности, ответственность Мононормы (синкретический характер). Выступают в качестве императива и являются одновременно и правами и обязанностями.
3. Обязательность
Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения. Создается аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меру к нарушителям Власть общественная (позитивное принуждение) – добровольное выполнение
4. Институциональность
Определенный процесс создания норм права (правотворчество). Данный процесс осуществляют определенные органы государства В создании правил поведения принимает участие все общество
5. Объективность
Объективный процесс появления, естественный процесс внутреннего развития регулятивной системы Субъективный процесс

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: