А) Общая характеристика ПОС

Лекция № 2. Происхождение государства и права

План учебного занятия:

1. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

а) Общая характеристика ПОС (первобытно-общественный строй).

б) Особенности социальной власти, социальной организации, социальных норм в ПОС.

2. Возникновение государства как естественно-исторического процесса.

а) Причины разложения ПОС и возникновение государства. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

б) Восточный (азиатский) и Западный (европейский) пути формирования государства.

в) Понятие и основные признаки государства.

3. Происхождение права.

а) Регулятивная роль социальных норм в ПОС.

б) Причины и способы возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных норм.

в) Пути формирования правовых норм (источника права).

4. Характеристика теорий происхождения государства и права.

Актуальность темы:

Происхождение государства – это длительный, сложный, многоплановый и многоаспектный путь. До возникновения государственной организации общества человечество прошло длительный период развития, именуемый первобытно-общинным строем. ПОС – исторически первая, целостная формация. Будучи самой продолжительной, не имела развитых социальных предпосылок для своего возникновения. Становление ПОС означает прежде всего возникновение и развитие новых социальных отношений. В соответствии с этим, важным является характеристика ПОС.

Также в данной лекции будут рассмотрены общие закономерности возникновения государства, его признаки, пути формирования; основные теории происхождения государства.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов – так называемые нормы поведения. В данном контексте нами будут рассмотрены социальные нормы (мононормы) ПОС и пути формирования правовых норм (правил поведения, устанавливаемых государством).

Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества

а) Общая характеристика ПОС

История развития человеческого общества прошло два основных этапа:

- первобытный строй (ПОС);

- цивилизации (характеризуются появлением государства и права).

Как было сказано выше, до образования государства существовал ПОС.

Характерные черты ПОС:

1) малая населенность территории;

2) отсутствие четких границ между районами проживания первобытного коллектива;

3) низкий уровень производительных сил, малый объем производственного продукта;

4) наличие коллективной собственности;

5) отсутствие товарообмена и присутствие дарообмена;

6) объединение людей в малочисленные социальные замкнутые группы (несколько десятков человек).

Догосударственные формы социального управления:

1) Материнский род - матриархат. Характеризуется большим хозяйственным значением женщины, обусловленным разделением труда между женщиной и мужчиной. Родственная связь определялась по материнской линии. Матриархат длился 40 тыс.лет. Отношения имели эгалитарные связи - уравнительные (равное распределение между собой продовольственных ресурсов).

2) Возникновение семьи как отдельной экономической ячейки. Переход к патриархату. Возникновение моногамного брака. Семейная собственность была уже обособленной от родовой (коллективной) собственности. Изменение счета родства и порядка наследования (по отцовской линии).

3) Родовая община – объединение на основе родственных связей (кровное родство), общности имущества и труда. Род формировался в период возникновения семьи.

4) Образование межобщинных структур - племен – объединений близких родов; с оюзов племен. В этот период происходят главные общественные разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; ремесла от скотоводства и земледелия; появления купцов, не участвующих в процессе производства). Рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства, что стало предпосылкой появления имущественного неравенства как между отдельными семьями, так и между родовыми общинами

5) Образование протогосударства. Наряду с другими видами общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла и т.д.) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие – такое разделение является последней ступенью в создании раннего государства. Управленческие посты для верхушки власти дают определенные материальные выгоды, а также дают возможность навязывать свою волю коллективу.

Таким образом, происходит распад ПОС и кризис родовой демократии.

б) Особенности социальной власти, социальной организации,
социальных норм в ПОС

Каким же образом происходило управление (социальная организация) в ПОС, какова была власть (социальная власть) и какова была система регулирования поведением людей в ПОС (социальные нормы).

Особенности социальной власти в ПОС:

1) Власть носила общественный характер. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины. В осуществлении общественной (социальной) власти участвовали все взрослые члены рода (мужчины, женщины), т.е. все важные дела решались общим собрание рода.

2) Власть строилась на началах первобытной (родовой) демократии, на функциях самоуправления. Черты родовой демократии:

- суверенитет коллектива рода

- равенство личных прав и обязанностей

- свобода выхода из общины

- выборность вождя (старейшины) с правом его смещения

- гласность управленческого процесса и судопроизводства

- отсутствие фиксированных норм

- совпадение личного и общественного интереса

3) Отсутствие особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от труда (другими словами, не были отделены от общества)).

4) Власть опиралась на авторитете, уважениях, традициях члена рода. На занятие должности вождя или старейшины не влияли социальное, экономическое положение претендента (т.е. авторитет власти). Наоборот, большое влияние оказывали уважение, почет, мудрость, опыт (т.е. власть авторитета).

5) Выполнение управленческих функций не давало привилегий.

6) Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т.е. мононорм.

Особенности социальной организации ПОС:

1) Род – главный элемент социальной структуры – это объединение людей по признаку родства, а не по признаку проживания на единой территории.

2) Существование органа общественного самоуправления.

Выборные органы управления Народное собрание Жрецы
1) Совет старейшин: - разрешал все основные вопросы управления - разрешал конфликты - сочетал функции государственного управления и судебных органов - Избирало вождей и военачальников - определяло наиболее важные вопросы жизни рода (войны и мира, массовых переселений, наиболее крупных конфликтов) - Определяли магические ритуалы - формировали нормы поведения религиозного типа - осуществляли религиозный суд
2) Военачальник: - военная подготовка подрастающего поколения - формирование дружины - главнокомандующий в случае войны

Существовало ли принуждение в родовой организации? Да. Как и во всяком обществе, в родовой организации существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было аппарата принуждения ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие (ополчение).

Особенности социальных норм в ПОС:

В ПОС социальное регулирование осуществлялось за счет:

1) Первобытных обычаев. Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Особенности первобытных обычаев:

- выражали волю и интерес всего рода

- их творцом был сам род, осуществлявший такую функцию через народное собрание

- действовали в силу привычки, исполнялись добровольно

- не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению

- формировались лишь в тех сферах, где были жизненно необходимы и обусловлены жизненной потребностью

- в случае нарушения обычаев применялись санкции неправового характера

- члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности

тесным образом переплетались и взаимно дополняли традиции, ритуалы, табу

2) Табу – непререкаемые запреты

3) Традиции. Обычаи нужно отличать от традиций. Традиция – передача. Это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Наиболее распространены традиции в религии.

4) Ритуалы – обряды. Это исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (например, этикет).

5) Прото-религиозные нормы (прото – первый) – это поклонение первобытным богам

6) Мифы, которые создавали образцы для подражания героям (стремление к идеалам).

Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин – мононормы. Моно – единый. Обычаи носили синкретический – слитный характер, другими словами мононормы нельзя было разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т.д., как это делается в современном праве.

Характерные особенности социальных норм:

1) отсутствие письменных форм закрепления

2) не проводится различие между правами и обязанностями субъектов (существующие правила были единственным вариантом поведения, были одновременно и правом и обязанностью лица).

3) Они обеспечивались силой привычки, общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением

4) Исполнялись добровольно и не имели особых средств обеспечения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: