В. Г. УСТЯН
ФИЛОСОФИЯ
ТЕСТЫ
ЧАСТЬ I
НОВОМОСКОВСК 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..4
Методические рекомендации к выполнению тестов……………………………………..5
Раздел I. Что есть философия?...............................................................................................................6
1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре………………………………...6
2. Структура философского знания и его функции…………………………………………….7
3. Специфика философского знания: метафизика, натурфилософия, диалектика…………...8
4. Философия и мировоззрение. Картины мира…………………………………………….....10
5. Возникновение философии: от мифа к Логосу………………………………………….….12
Раздел II. История философии (до ХХ века)………...…………………..………………….………13
1. Философия Древнего Востока:
1.а. Философская культура Древней Индии………………………………………………..13
1.б. Древнекитайская философия……………………………………………………………15
2. Античная философия:
|
|
2.а. Натурфилософия досократиков…………………………………………………………16
2.б. Полярность воззрений софистов и Сократа. Философия сократических школ…..…19
2.в. Идеализм Платона………………………………………………………………………..21
2.г. Философская система Аристотеля………………………………………………………22
2.д. Эпикуреизм……….............................................................................................................24
2.е. Стоицизм……………………………………………………………………...…………..25
2.ж. Скептицизм……………………………………………………..………………………..26
2.з. Неоплатонизм………..........................................................................................................27
3. Средневековая философия:
3.а. Принципы и проблематика…………………………………………………………..….28
3.б. Патристика. Умозрение Аврелия Августина…………………………………………..31
3.в. Схоластика. Система Фомы Аквинского……………………………………………….33
4. Философия эпохи Возрождения:
4.а. Специфика ренессансного мировоззрения……………………………………………..35
4.б. Ренессансная натурфилософия………………………………………………………….36
4.в. Ренессансный неоплатонизм (философия Н. Кузанского)……………………………37
5. Философия Нового времени:
5.а. Общая характеристика………………..………………………………………………….38
5.б. Особенности философских систем Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы,
Г. Лейбница, Д. Беркли, Д. Юма…………………………………………………………….40
6. Немецкая классическая философия:
6.а. Философия И. Канта……………………………………………………………………..42
6.б. Философская система Г. Гегеля…………………………………………………………44
7. Постклассическая немецкая философия:
7.а. Соотношение классической и постклассической философии………………………...45
|
|
7.б. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………………………….46
7.в. Философия Ф. Ницше (в сравнении с умозрением Ф. Достоевского)………………47
7.г. Философия Л. Фейербаха……………………………………………………………..…48
8. Философия Новейшего времени (XIX в.):
8.а. Позитивизм и эмпириокритицизм………………………………….…………….…….49
8.б. Прагматизм……………………………………………………………………….………51
8.в. Неокантианство………………………………………………………….……………….52
8.г. Марксизм………………………………………………………………………………….53
Литература…………………………………………………………………………………….55
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие представляет собой сборник тестовых заданий, соответствующих «Требованиям ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине «Философия»» и разработанному на их базе учебно-методическому комплексу по данной дисциплине в Новомосковском филиале УРАО. Предлагаемый сборник, являющийся первой частью серии аналогичных пособий, включает в себя материал двух дидактических единиц – «Что есть философия?» и «История философии», в последней из которых рассматриваются основные направления и школы восточной и западноевропейской философии до периода ХХ века.
Целью данного пособия являются обобщение, систематизация и распространение накопленного учебно-методического опыта приобщения студентов к философскому знанию. Нацеленность тестовых заданий не ограничивается проверкой и самоконтролем студентов, но предусматривает развитие интереса к философским проблемам и способам их рассмотрения, а также активизацию студенческих познавательных и креативных способностей.
Разработанные тесты по своему характеру могут быть названы не только проверочными, но и обучающими, если принять во внимание способность логически подходить к выбору правильного ответа, что и было продемонстрировано некоторыми студентами в процессе тестирования. Немаловажное значение, с методической точки зрения, имеет работа над ошибками, озвучивание правильных ответов в случае аудиторного тестирования, а также их сообщение в электронном виде в условиях заочного обучения. Наиболее эффективным использованием тестов, как показала практика, являются, так называемые, текущая и итоговая проверки, которые позволяют охватить всю, порой немалочисленную, студенческую аудиторию и привлечь к работе тех, кто по каким-либо причинам не принимает участия в коллективных обсуждениях философских проблем. Для студентов-заочников тесты имеют не меньшее значение по причине самостоятельной проработки обширного материала, требующего понимания, осмысления, систематизации и запоминания.
В первозданные тесты были внесены различные коррективы, которых потребовали многоразовые апробации на лекциях и семинарских занятиях. В своей работе автор исходил из убеждения в необходимости выработки такого тестового материала, который соответствовал бы требованию объективности в оценке дисциплинарной компетентности будущих специалистов. Методической ориентации при этом способствовал имеющийся опыт участия в интернет-тестировании в рамках процедуры государственной аккредитации Новомосковского филиала Университета Российской Академии образования.