По философии и методологии науки

(2014/2015 уч. год)

1. Взаимосвязь фил., культуры и мировоззрения. Природа филс-ких проблем. 4

2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии. 5

3. Типы фил-кого мышления в контексте культуры Вост. и Зап.. Фил. и нац. самосозн. 7

4.Основные стратегии постклассических философских исследований в западной Европе. 8

5. Предмет, социокультурный статус и функции философии. 10

6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. 12

7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах. 14

8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени. 16

9. Специфика биологического, социального и индивидуального человеческого пространства и времени. 17

10 Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере, в их историко-генетическом единстве и развитии. 19

11. Понятие движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов. 23

12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении. 25

13. Глобальный эволюционизм и его эвристический потенциал в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины.. 26

14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека. 27

15. Проблема сущности и существования человека. Человек, как единство индивида, индивидуальности, личности. 28

16. Созн. как предмет философии и основные традиции его исследования. 30

17.Философия когнитивной науки о многомерности, структуре и полифункциональности сознания. 31

18.Сознания. Язык. Коммуникации. Их взаимосвязь. 32

19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии. 33

20. Ценности чел. жизни, личностный выбор, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия. 35

21 Основные черты Антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации. 37

22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений. 38

23. Основные стратегии исследования социальной реальности. 40

24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы. 42

25. Осн. концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса. 43

26. Понятие культуры (К.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.). 45

27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации. 47

28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества. 48

29. Вызовы и риски в современном обществе. (Г. Бехмман «Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний»). 50

30. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси. 51

31.Понятие науки. Наука как деятельность, соц. институт и система знания. 52

32. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки. 54

33. Основные проблемы философии науки. Научные и вненаучные познания. Специфика научного познания. 56

34. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук. 58

35. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. 60

36. Социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Ф-ции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. 62

37. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание структура и методы. Структура обоснование и критерии научного метода. 63

38. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории. 65

39. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания. 67

40. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания. 69

41. Системный подход(СП) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания. 71

42. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы. 72

43. Обоснование результатов исследования и методы систематизации знаний. 73

44. Информационные технологии в современном научном познании. 75

45. Методологическая роль основных принципов законов и категорий диалектики в научном познании. 76

46. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно – исследовательских и опытно – конструкторских разработок. 78

47. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси. 80

48. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. 82

49. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценности науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. 84

50 Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. 86

51. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания. 88

52. Классическое, неклассическое и пост неклассическое естествознание: условие формирования и особенности. Типы научной рациональности. 90

53. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук. 92

54. Экологические, гуманитарные, этические, аксеологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов. 94

55. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение. 95

56. Основные направления интеграции научных знаний. 100

57. Инновационная институализация современной науки. 102

58. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. 103

59. Становление технокультуры хх века. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций. 105

60. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерий оценки последствий развития техники. 106

61. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции. 108

62. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели и сценарии глобализации. 109

63. Критический анализ постиндустриального общества. 111

64. Глобальные и региональные проблемы безопасного будущего (А. С. Панарин «Глобальные проблемы как точка отсчёта нового будущего). 114



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: