Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных свя­зей определенной области действительности.

теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1)теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов

Любая теория — это целостная развивающаяся система ис­тинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фунда­ментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель су­щественных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика тео­рии — совокупность определенных правил и способов дока­зательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценно­стные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, вы­веденных в качестве следствий из основоположений данной тео­рии в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в спе­цифических для разных областей знания формах. Могут быть вы­делены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и со­держательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социо­логические, психологические и т. д.

Проблема – форма теоретич-го знания, содерж-м ко­т-й явл-ся то, что еще не познано чел-ком, но что нужно познать. Т. е. это знание о незнании, вопрос, возник­ший в ходе познания и треб-щий ответа. Если ЕСсть проб-ма, то уже исход-е зн-е есть. Проб-ма не есть зас­тывшая форма знания, а проц-с, включ-щий 2 осн-ных мом-та (этапа движ-я позн-я) – ее постановку и решение. Перед тем как пост-ть проб-му, надо ее увидеть, понять, что она есть, сформул-ть четко и ясно ее. Быв-т формул-ка проб-мы более сущест-на, чем ее реш-е.

Гипотеза – форма теоретич-го знания, содержащая предполож-е, сформулир-ное на основе ряда фактов, истин-е знач-е кот-го неопределенно и поэт. треб-тнуждается доказат-в. Всякое гипотетич-е зн-е носит вероятномтный, а не доcтовер-й харак-р и требует проверки, обоснования и доказ-в.

Возник-е гип-зы треб-т условий: 1) гип-за д. соответст-ть установлен-м в науке законам; 2) гип-за д. б. согласована с фактич-м матер-лом, на базе кот-го и для объясн-я кот-го она выдвинута; 3.) гип-за не должна содержать в себе противоречий, кот-е запрещ-ся законами формальной логики; 4) гип-за д. б. простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произв-ных допущ-й; 5) гип-за д. б. приложимой к более широкому классу исслед-х родствен-х объек-в, а не т-ко к тем, для объясн-я кот-х она спец-но была выдвинута; 6) гип-за д. допускать возмож-ть ее подтверждения или опровержения.

3 направ-я развит. науч-й гип-зы: 1) уточнен., конкретизац. Гип-зы в ее собствен-х границах; 2) самоотриц-е гип-зы, выдвиж-е и обоснов-е новой; 3) превращ-е гип-зы как сист. вероятн-го зн-я в теорию, достовер-е зн-е.

Этапы прохожд-я разв-я гип-зы как мет. Науч-но-теорет-го зн-я: 1) поп-ка объяснить изуч-е явл-е на основе изуч-х законов, если не получ-ся, то: 2) выдвиж-е догадки о прич-х, закономер-х, св-вах явл-я – вероятност-й хар-р предполож-я; 3) оценка основат-ти и эффектив-ти выдвин-х предполож-й и отбор наиб-е вероят-го и обоснов-го; 4) разверн-е выдвин-е предполож-е в целую сист. зн-й и дедуктив-е выявл-е след-вий; 5) опыт-я эксперим-ная пров-ка выдвин-х из гип-зы след-й. Рез-тат: гип-за – либо сист. зн-й, либо она отбрас-ся. Подтвержд-е гип-зы – на основе прак-ки.

Виды гип-з: общие (прелполож-е о кик-то общ. закономер-х явл-й), част-е (предполож-е о происхожд-и отдел-х фактов, явл-й, событий), рабочие (предполож-е на нач-х этапах исслед-й, общая ориентац. иссдед.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: