Системный подход(СП) и его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания

Нач. с сер. ХХ в. сформировался новый СП – междисциплинарное фил.-методологическое и социально-научное направление, кот. обладает высоким методологическим потенциалом.

СП состоит из 3 уровней: 1)общефилософский 2) общенаучный 3) специально-научный. Соответственно уровням СП включает понятийный аппарат. Система – общенаучное понятие, кот. выражает совокупность взаимосвязанных элементов м-ду собой и со средой, кот. образуют определенную целостность. Сегодня фил-й пр-п системности понимается как универсальное положение о том, что все предметы и явления мира- системы различных типов, видов, сложности и целостности.

Интерпретации пр-па системности: 1) онтологическая (традиционная)–системность принадлежит самим объектам действительности–> задачи исследователя: обнаружить систему, установить связи, систематизировать. 2) эпистемологический (гносеологический): системности нет в реальной действительности, ее конструирует субъект познания. Системность – не только способ видения реальности, но и стиль мышления, кот. сменил механистический стиль мышления.

Понятийный аппарат: системность, отношения, связь, элемент, структура, часть/целое, функция, иерархия, организация, системный анализ. Все понятия объединяет принцип системности. Пр-п системности лежит в основе СП (системной методологии).

Суть СП: это не строгая теоретическая концепция, а совокупность познавательных процессов, кот. позволяет определенным образом видеть познаваемые объекты, конструировать пр-с познания, искать пути открытия новых знаний. В основе СП – рассмотрение объекта как системы.

Задачи СП: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функции в системе с учетом того, что св-ва целого не сводимы к сумме св-в его элементов. Элемент – часть с-мы, кот. является минимальным носителем его качеств (чел. – элемент общества). С-ма образуется путем соединения элементов и появления нового качества, кот. присуще только ей. 2) Анализ того, на сколько поведение с-мы обусловлено особенностями отдельных эл-в, так и св-ми структуры в целом. 3) исследование механизмов взаимозависимости системы и среды, взаимодействия. 4) изучение хар-ра иерархичности, присущего системе. 5) изучение обеспечения множественности описаний с целью многоаспектного охвата с-мы. 6) рассмотрение динамики с-мы и ее изменений.

С-мная постановка проблемы предполагает:1) овладение и применение с-много языка. 2) предварительное выяснение возможности представить с-му как целое. 3) вычленение с-мообразующих связей и структурных характеристик объектов. 4) выяснение предметного соответствия с-ме понятий, методов, принципов в их с-мном видении в сочетании с методами др. наук.

Задачи развития СП как методологии: 1) построение понятий моделей для с-много представления объекта. 2) разработка приемов и аппарата описания всех параметров с-мы: типа связей, отношения со средой, иерархия строения, характера управления, построение формализованных, знаковых, идеальных, математических систем для описания реальных с-мных объектов, возможность построения логичной системы знаний о них.

СП не гарантирует получение истины, он дает оптимальный путь – он неединственный, а один из многих, позволяет увидеть то, чего не было видно.

СП обогащается новыми подходами: представлением о самоорганизации, теорией самоорганизации: синергетика. Хакен 30-е гг. ХХ в. Греч. «синергия»–содействие, сотрудничество. Синергетика сочетает системно-информационный, структуролистический подходы с представлениями о самоорганизации, нелинейности систем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: