Функция «руководства людьми» как основа управления. Формальные и неформальные источники влияния руководителя

В определенные должности и взаимоотношения с людьми, диктуемые организационным процессом, вступают люди с различным опытом прошлого, с индивидуальными интересами, устремлениями и личными целями. Чтобы сплотить сотрудников и организацию в целом в эффективную рабочую команду, менеджер должен успешно овладеть такой сферой управленческой деятельности, как руководство. Руководство является сложной функцией, цель которой — побудить людей работать эффективно и с желанием. Руководя подчиненными, менеджер может давать задания, показывать, как выполнять работу, отдавать распоряжения, оценивать труд работников и исправлять их ошибки.
Руководство состоит из двух взаимосвязанных процессов.

Во-первых, оно включает в себя мотивацию, т. е. создание у работников стимулов трудиться с полной отдачей.

Во-вторых, руководство включает в себя наставничество, заключающееся в том, что когда руководитель знакомит работника с его обязанностями, показывает ему определенные приемы выполнения работы, а также демонстрируя свое личное отношение и подход к труду и т. д.
На начальных этапах изучения фактора руководства исследователи пытались проследить специфические черты характера или личные качества, свойственные хорошим руководителям, но так и не смогли установить какую-либо связь между специфическим набором личных качеств и способностями к руководящей работе. Практика показала, что успех любого индивида как руководителя зависит прежде всего от ситуации, в которой он действует.
Традиционное представление связывает руководство с такими действиями, как:
— побуждение служащих работать на предусмотренном уровне;
— создание такой структуры, в которой были бы четко очерчены роли и задачи работников;
— установление прямой связи между вознаграждением (удовлетворением собственных интересов) работника и достижением цели.
В руководстве можно выделить определенные стили. Стиль руководства — это способ применения руководителем своей власти. Любой менеджер имеет свой четко определенный стиль руководства, и, хотя каждому руководителю свойственны индивидуальные качества, можно выделить такие три наиболее распространенных типа руководства, как авторитарный, демократичный и стиль невмешательства.

Источниками формального менеджмента являются опора на действующие (утвержденные) организационные положения, использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и пр.), жесткий контроль исполнения, учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Источниками неформального менеджмента являются неформальные отношения (слабые и сильные стороны человеческой натуры, уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность, система индивидуальных или коллективных ценностей, лидерство и пр.).

Преувеличение или усиление роли формального менеджмента ведет к бюрократизму, делает менеджмент бездушным, механистическим и тем самым снижает его эффективность. Но без формального менеджмента вообще не может быть не только эффективного, но и нормального менеджмента. Преувеличение роли неформального менеджмента, особенно без учета конкретных обстоятельств работы, анализа ситуации, также чревато отрицательными последствиями. В этом случае менеджмент может рождать бесконечные конфликты, подхалимство, безответственность, протекционизм. Важно найти такое сочетание формального и неформального менеджмента, которое бы в максимальной степени влияло на рост его эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: