double arrow

Алгоритм 2. Состояние ДИВО (Динамической Воли)


Состояние сверх-человека периодически наблюдается у каждого человека. Задача этой системы упражнений сделать его постоянным и присущим личности, таким, чтобы оно стало характерной чертой и почти привычкой, а не возникало в виде случайных эпизодов.

Его отличительная особенность - собранность и гармония всех душевных, ментальных и физических сил организма.

Говоря языком Традиции, это такое состояние, когда "Я" управляет стихиями и согласует их. Под стихией понимается любое явление, которое возникает независимо от нас и, так или иначе, влияет на нас. Ветер, солнце, вода, земля, эмоции, мысли (да, да, эмоции и мысли тоже) - стихии. Стихия сама по себе нейтральна, не исключая и эмоций, но действие ее двойственно - она может как разрушать, так и созидать. Нет сил хороших или плохих - все зависит от того, каким образом они используются. Так, солнце несет жизнь и смерть одновременнно. Глоток воды спасает гибнущего в пустыне, и та же вода топит или обрушивается ливнями, смывающими урожаи. Мысли могут воскресить, могут убить. И наше эго - всего лишь поплавок в океане этих таинственных сил. И очень часто этот поплавок оказывается захлестнутым стихиями - личность страдает от обилия стрессов, психических блоков, неразрешенных проблем. В старину такое состояние объяснялось влиянием дьявола, символика которого изображалась в виде перевернутой пентаграммы.




Эта фигура схематически напоминает голову козла, с которым ассоциировался образ князя тьмы. Однако за любой метафорой и сказочным сюжетом всегда кроется строжайший реализм. Модель любого состояния очень удобно укладывать в графические символы. Они емко и концентрированно передают суть идеи. Почему сатану рисовали именно в виде перевернутой звезды, с точки зрения психофизиологии будет ясно несколько позже. Для этого нам необходимо исследовать символику прямой пентаграммы, несущей позитивное начало.

Эту фигуру мы можем встретить в самых различных эзотерических школах, принадлежащих различным этносам - от китайской натурфилософии до каббалистических откровений. И везде она в принципе означает одно и то же - единство и гармоничное взаимодействие основных космических стихий. Кроме того, звезда представляет собой схематический контур человека, изображение которого известно из знаменитого рисунка Леонардо. Вершина звезды соответствует голове, горизонтальные лучи - раскинутым рукам, диагональные – ногам. Спиритуальный же смысл ее таков.

Вершина символизирует "Я" индивида, остальные пронумерованные точки означают четыре стихии, или четыре космических первоэлемента (их нельзя идентифицировать с элементами химическими), взаимодействие и комбинация которых дает, по учению мистицизма, основу всему существующему миру. Это: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Данные элементы имеют свои качества, которые определяют свойства каждого из них:



Воздух - влажный и теплый,

Вода - влажная и холодная,

Огонь - сухой и теплый,

Земля - сухая и холодная.

В свою очередь эти элементы составляют и суть организма как микрокосмоса и определяют его жизнедеятельность. Исходя из этого принципа, мы сразу обнаружим самую непосредственную взаимосвязь того, что еще древние определили лозунгом: "Человек - Вселенная", подчеркивая их изначальную гармонию и единство.

Стало быть, каждый из этих элементов имеет и свое психофизическое представительство. Та или иная психическая функция соответствует определенному элементу:

Сметь - Воздух,

Знать - Вода,

Желать - Огонь,

Молчать - Земля.

Указанные качества зашифрованы в символических знаках животных, упоминание которых мы можем встретить в Апокалипсисе Апостола Иоанна: Орел, Человек, Телец, Лев. Каждое из этих существ выражает волю той или иной стихии и соответствующей психической функции - Орел смел, Человек знающ, Телец молчалив, Лев пылок.

1. Кто смеет, тот заглушает в себе сознание опасности и устремлен к активности.

2. Кто полностью доволен собой и своим знанием, не проявляет ни активности, ни желания к приобретению новых знаний.

3. Кто молчит, тот себя не проявляет, но все впитывает и принимает к сведению.

4. Кто желает, тот и активен, и восприимчив.



Теперь, исходя из сказанного, мы условно разделим первоэлементы на внутренние и внешние - с точки зрения мистического мышления это может выглядеть не слишком обоснованно, ибо "то, что вовне, то и во мне", но сохраняющаяся инерция рационального сознания вполне допускает подобную условность, тем более, что для человека, восприятие которого работает вне традиций эзотерических концепций, подобный путь представляется практически более удобным.

Внешние первоэлементы - это силы природы, изначальные энергии которых проявляются в окружающей нас среде.

Внутренние первоэлементы - это свойства и качества организма, имеющие представительства в виде функций или систем. В данном случае можно говорить о внутреннем воздухе, внутренней воде, внутреннем огне, внутренней земле. Кстати, подобные элементы встречаются не в первый раз - их использует и беллетристика для обозначения тех или иных психофизических состояний. Внутренний воздух может быть адекватен ментальности, интеллекту. Внутренняя вода - интуитивности. Внутренний огонь - эмоциям. Внутренняя земля - воле и интроверсии.

Состояние Целостности достигается, когда "Я" управляет всеми этими элементами, так что они начинают действовать слаженно и в сторону укрепления силы личности. Если мы вновь обратимся к пентаграмме, то увидим, какие психические процессы могут быть выражены в звезде.

Четыре угла расположены ниже одной верхней точки, где и сосредоточено Эго, управляющее стихиями. Поэтому мистическое состояние выражается еще формулой 1+4.

Отсюда становится понятным психофизический смысл перевернутой пентаграммы, которая олицетворяет собой власть стихий над человеком, превращающих его в марионетку. Такая позиция соответственно может быть описана формулой 4+1. Теперь посмотрим, что может произойти, когда тот или иной элемент становится доминирующим в структуре личности и к чему это может привести.

Воздух, подчиняющий себе личность, отрывает ее от земли. Такие люди полностью уходят в сферы своих интеллектуальных построений, теряя адекватную ориентацию в реальности. Подобная тенденция постепенно ослабляет эмоциональные контакты, и человек подвергается все более глубокой шизоидизации. Таких людей раньше называли "странными", "чудиками", "не от мира сего". Если их и не боялись, то во всяком случае сторонились их и не доверяли им, полагая, что "здесь дело не совсем чисто".

Преобладание Воды легко может смешать интуицию с фантазией и инфантильной чувствительностью. В этих чертах можно легко себе представить возникновение истерического психоза. Таких уже напрямую и в открытую обвиняли в сношении с дьяволом, и не без осонований - они потрясали воображение не только средневекового обывателя, но и наиученейших мужей того времени, которое в качестве примитивной саморегуляции общественного порядка прибегало к инквизиторским методам. Неуемные фантазии вперемежку со страстным галлюцинированием приводило истериков на костер, в "очищающем" пламени которого они еще умудрялись петь, хохотать и выкрикивать свои последние заклятия, что и неудивительно - подобные состояния часто сопровождаются потерей болевой чувствительности.

Доминирующий Огонь сжигает личность, покоряя ее страстям и импульсам. Переполненные неуправляемыми влечениями, такие мити карамазовы и рогожины в готические времена также легко попадали в фокус неусыпного ока великих инквизиторов. Чрезвычайная эмоциональность, раскаленная до предела надрывная аффективность, рано или поздно заставляет человека совершать опасные для него самого или для окружающих поступки. Его поведение становится деструктивным. Чаще всего - это или половые психопаты, сексуальные маньяки, переполненные самыми различными перверзиями или истероиды с безудержными тенденциями к демонстративности. Повезет тому, кто при этом обладает гением Маркиза де Сада, но, как показывапет история, подавляющему большинству все же не везло, и его представители бездарно заканчивали свой путь или в петле или на горящих поленьях.

Когда Земля является властителем души, последняя замыкается в своем внутреннем молчании и становится неподвижной. Аутизм не является чертой, которая бы привлекала окружающих. На людей отгороженных, обособленных смотрят с некоторым подозрением. Их таинственность неизменно порождает догадки, а те в свою очередь - сплетни. Совершенно очевидно, что в далекие времена такой человек запросто мог спровоцировать вопрос: "А чем это он занимается там у себя?" и вызвать недвусмысленный ответ: "Не иначе как вступает в сношения с дьяволом". Людская молва всегда жестока и безапелляционна - тем и страшна. И вот уже подозреваемого по чьему-то доносу волокут на дыбу, где бедняга и сознается во всех своих мыслимых и немыслимых грехах.

Как бы то ни было, но указанные здесь примеры, несмотря на их кажущуюся метафоричность, раньше служили вполне достоверным диагностическим критерием, на котором основывалась примитивная психиатрия, хотя она и не называлась таковой.

Однако, отцы церкви, сами того не ведая, в большинстве своем были прекрасными психиатрами. Не располагая современной терминологией, они располагали интуицией и опытом, что позволяло им проводить первоклассную психотерапию на самом высоком уровне - практика экзорцизма тому пример.

С точки зрения современной психиатрии каждый человек располагает определенным набором характерологических черт, которые могут быть описаны и уложены в условные классификационные рамки. В том случае, когда какая-то черта начинает превалировать и становится слишком выраженной особенностью поведения, говорят об акцентуации личности. Если же данная особенность приобретает черты крайне резкие, гипертрофированные, то речь идет уже о таком явлении, которое в настоящее время принято называть термином психопатия.

У любого субъекта возникают минуты мнительности, склоности к уединению, повышения или понижения активности, снижения настроения или его колебания; иногда эти минуты могут растягиваться в часы или даже дни, но не более того - ее величество Норма включает механизмы компенсации, которые быстро приводят к уравновешиванию и восстановелению равновесия сдвинутого душевного гомеостазиса. Если же компенсирующие механизмы недостаточно сильны или деформированы, то этот акцент становится практически постоянным, и уже по жизни шагает армия мучеников - психастеников, шизоидов, аутистов, циклоидов, истероидов, эпилептоидов.

Не тот же методологический принцип мы наблюдаем и в мистическом подходе - если все элементы более или менее согласованы, то таковой является и личность - гармоничной, стабильной, то есть нормальной? Если же один из элементов является преобладающим, то это приводит ко всякого рода проблемам, причину которых раньше усматривали в дьявольском влиянии (аномалия), а сейчас усматривают в нарушении деятельности психодинамических структур (аномалия). И там и там - аномалия. Точки зрения спиритуально-теологическая и психиатрическая принципиально совпадают.

Существует еще один нюанс в отношении взаимодействия тех же элементов друг с другом и с Эго. До сих пор речь шла о возможном доминировании одного из них. Но как быть с тем, когда они все в равной степени сильны, наделены властью и одновременно выходят из-под контроля "Я"? В таких случаях уже говорили об одержимости. Сейчас вместо одержимости используется другой термин, который точно отражает сущность того процесса, который происходит внутри такой личности. Он произошел от слияния двух греческих слов: Схизо - расщепляю, расслаиваю и Френ - душа. И хотя термин Шизофрения ввел в ХХ веке швейцарец Блейлер, можно предположить, что слово это ненароком использовал и кто-нибудь из древних греков.

Во всяком случае и в магии, и в психиатрии суть в подходе к подобному состоянию одинакова - она интерпретируется как расщепление, рассогласование, дискоординация душевных процессов. Интересно также отметить, что как истинные одержимые плохо поддавались лечению, так и современные шизофреники в основе своей являются хроническими больными.

Проведенная параллель между психиатрией и мистической Традицией обнаруживает их несомненное сходство, и это дает нам основание считать, что методы, применяемые некогда мастерами мистической практики, обладали набором достаточных качеств, которые могут вполне отвечать требованиям психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. В этом же ключе можно говорить и о следующем алгоритме.







Сейчас читают про: