Субъективный идеализм Д. Беркли

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Он выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел. Философское мировоззрение Беркли развилось как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей. По учению Беркли, только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств.

Одно из основных положений концепции Беркли — «существовать — значит быть воспринятым». В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма. Согласно Беркли смысл формулы «существовать — значит быть воспринимаемым» заключается в отрицании существования материального мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека. Таким образом, по Беркли, существуют только идеи и духи, в которых эти идеи возникают. Никакой материи, которая отражалась бы в наших восприятиях, нет.

23.Философия французского Просвещения.

1. Французскую философию 18 в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг. Данное направление философской мысли возникает в XVIII веке во Франции на волне углубляющихся в обществе процессов освобождения человеческого разума от власти церкви и религии, бурного развития естественных наук, культурного, научного и технического прогресса.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

2. Сторонники деизма (его представители - Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк):

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы;

- видели в Боге первоначально, причину всего сущего, но не более;

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение.

3. Атеисты-материалисты (его представители - Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах):

- отвергали саму идею существования Бога в любых формах;

- объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций;

- в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

4. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения (его представители - Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон).

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Таким образом, Центральной темой философии Просвещения является критика церкви и религии. Будучи идейным продолжением эпохи Возрождения, движения Реформации и философии Нового времени, французское Просвещение развивалось в рамках процесса освобождения науки, философии, искусства и повседневной жизни людей от власти церкви и религии. В своем знаменитом «Завещании» предтеча французского Просвещения Ж. Мелье высказал протест против невыносимых условий жизни простых людей, показал изначальную связь религии с господствующим классом, выступил с критикой религиозных суеверий и духовного ханжества католической церкви. С точки зрения Ж. Мелье, религия - главный источник всех социальных зол общества. Церковь и религия при помощи веры в Бога поддерживают несправедливое социальное устройство общества. Другой предшественник философии Просвещения Ш. Монтескье в работе «Персидские письма» также выступает с антиклерикальными заявлениями: духовенство развращено, своекорыстно и жестоко, оно «сжигает инакомыслящих как солому». Христианство претендует на религию любви, а на деле приводит к религиозному фанатизму. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), сам воспитанный в духе вольнодумства, в своих произведениях также обличает ужасы религиозного фанатизма, критикует политический деспотизм, Пытается развенчать пиетет простого народа перед церковью и монархией. Вольтер порывает с христианством и переходит на позиции деизма. С точки зрения деизма, Бог творит и обустраивает вселенную, приводит ее в движение, а затем более не вмешивается в ее функционирование. Мир развивается по своим Собственным естественным законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: