Марксизм — философское, политическое и экономическое учение, основанное Карлом Марксом в середине 19 века.
- Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
- Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
- Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
1) учение о прибавочной стоимости,
2) материалистическое понимание истории (исторический материализм)
3) учение о диктатуре пролетариата.
Деятельность – это форма активно-творческого отношения к окружающему миру. Суть этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность разделяют на материальную и идеальную, духовную. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии, особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными средствами) и продуктивную, связанную с выработкой новых средств для достижения известных целей. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.
Человек – уникальное биологическое существо, которое, выживая в условиях постоянного изменения среды обитания, изобрело социальную систему. Социальная система выстраивается «вокруг» и «над» биологической природой существования. В связи с этим объединение научного знания о человеке может происходить на основе рассмотрения деятельности как категории, которая определяет качественную специфику объекта.
28. Марксизм. Проблема отчуждения.
Марксизм — философское, политическое и экономическое учение, основанное Карлом Марксом в середине 19 века.
-Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
-Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
-Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:
1) учение о прибавочной стоимости,
2) материалистическое понимание истории (исторический материализм)
3) учение о диктатуре пролетариата.
Проблема отчуждения сложна и многогранна. Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: - от процесса труда,
- от продукта труда,
- от своей собственной сущности,
- людей друг от друга.
Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда превращённого в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведённый работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства) и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.
В чем же заключается отчуждение труда? В том, что труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный, принудительный. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому.