Централизованное (осуществляется из единого центра в масштабе всей страны);
Децентрализованное (подчинено централизованному, осуществляется участниками правоотношений в качестве дополнения централизованного, его доурегулирования);
Нормативное (деятельность субъектов правотворчества по установлению норм права (общих правил поведения);
Индивидуальное (деятельность участников правоотношений по конкретизации норм права - путем самостоятельного решения юридически значимых вопросов, нормативное регулирование которых законодателем не является исчерпывающим, то есть допускает дополняющее регулирование).
Способы правового регулирования, то есть приемы регулирования общественных отношений: дозволение, обязывание, запрещение, рекомендование (совет).
Типы правового регулирования:
Общедозволительный - выражается формулой «дозволено все, кроме запрещенного законом»;
Разрешительный - выражается формулой: «запрещено все, кроме разрешенного законом».
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
|
|
Механизм правового регулирования – система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Стадии механизма правового регулирования:
1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном физическом поведении участников общественных отношений;
4) применение права.
В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно выделять:
1) Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный акт (НПА), индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен;
2) Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является НПА, а другим – акт применения права.
Метод правового регулирования – совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера.
Виды методов правового регулирования:
1) Авторитарный – централизованное регулирование «сверху до низу» на властно-императивных началах (административное право, УП, УПП и т.п.);
2) Автономный – децентрализованное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные участники (ГП, СП).
|
|
Способы правового регулирования – приемы регулирования общественных отношений:
1) запрещение – возложение обязанностей воздержаться от совершения действий;
2) дозволение – предоставление права на активные действия (управомочивающие нормы);
3) обязывание – возложение обязанности по активному поведению – что-то сделать, передать, уплатить (обязывающие нормы);
4) поощрение – награждение субъектов за определенные заслуги;
5) рекомендации – предложение избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения.
Тип правового регулирования – общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет:
1) разрешительный – выражается в принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом»;
2) общедозволительный – выражается в принципе: «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Элементы механизма правового регулирования:
1) нормы права;
2) юридические факты;
3) акты применения права;
4) правовые отношения;
5) акты реализации прав и обязанностей (соблюдение, исполнение, использование).
Эффективность механизма правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Пути повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества;
2) совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.