Экзаменационные вопросы

1.​ Предмет и метод науки государства и права.

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

2.​ Методология науки государства и права.

Методология теории государства и права – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы:

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

- Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

- Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

- Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Кроме методов в рамках методологии выделяют принципы научного познания – основополагающие начала, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки, принципы:

- Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

- Принцип объективности означает стремление получения максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов сводится к минимуму.

- Принцип универсальности - ТГП изучает общие закономерности развития государства и права, без относительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформированные в рамках ТГП, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена любая реально существующая государственно-правовая система.

- Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения.

3.​ Функции теории государства и права.

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

1) онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления, анализирует их;

2) прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;

3) гносеологическая. Эта функция призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.

С ее помощью осуществляется получение нужных знаний (при этом они толкуются с научных позиций);

4) методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;

5) прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;

6) политическая (другие названия: политико-управленческая или организационно-управленческая). Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;

7) эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;

8) воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;

9) идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;

10) практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

4.​ Власть и управление: понятие, признаки, виды.

Власть – 1) это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо: 2) оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчинять своей воле с помощью принуждения.

Как явление власть характеризуется следующими признаками:

-Власть есть явление социальное, то есть общественное.

-Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития.

- Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общест​венного отношения

-Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-во​левой процесс

- Общественные отношения, в рамках которых существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных отношений и имеют назва​ние властеотношений. Властеотношение всегда представляет собой двусто​роннее отношение

- Важнейшим признаком власти является то, что она всегда базируется на силе.

- со​знательное подчинение является условием наличия власти в данном конкрет​ном отношении над данным конкретным субъектом.

Виды власти (по объекту власти):
1) экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми);
2) социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп);
3) культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации);
4) политическая;
5) принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру).

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

• обязательно качество целостной организованной системы;

• наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

• определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

• служит интересам взаимодействия основных элементов;

• обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

5.​ Общественное самоуправление и социальные нормы в первобыт​ном обществе.

Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

- присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);

-производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму - патриархальный (патриархат).

Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким- смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи до государственного общества имели характер нерасчлененных "моно норм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Моно нормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест).

Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В до государственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы -обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Социальные нормы. Это правила поведения, регулирую​щие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стан​дарты, масштабы поведения одного человека по отношению к дру​гому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отно​шение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдель​ный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма на​чинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность.

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить

1. Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делает​ся на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонст​ративное действие, имеющее целью внушить людям определен​ные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России (на музыку Глинки), что должно вну​шать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

2. Обряды — также заключаются в символических действи​ях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологичес​кую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеоло​гические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычай — это правило поведения, сложившееся истори​чески, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее все​общим в результате многократного повторения. Например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть и др.

6.​ Общие закономерности происхождения государства и права.

Общими причинами возникновения государства и права стали:

1) три большие разделения труда (выделения скотоводческих племен; отделения ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и возникновения межклассовых конфликтов;

4) неспособность общественной власти первобытного строя урегулировать классовые противоречия и конфликты и возникновение публичной власти

Право возникает вследствие:

- перерастание моно норм (первобытных обычаев, традиций, морали) в юридические нормы;

- правотворческой деятельности компетентных государственных органов или должностных лиц;

- преобразование решений судебных органов по конкретным делам на общую норму, что является обязательным для решения аналогичных случаев

7.​ Материалистический (классовый) и общецивилизационный под​ходы к возникновению государства и права.

Материалистическая диалектика как всеобщий метод познания Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками. На протяжении долгого времени в науке противоборствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества. Философской основой теории государства и права служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из​менений в качественные (увеличение числа норм и институ​тов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб​ственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве); закон отрицания (в российской государственности имеются элементы прошлой и зародыши новой государственности). Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как "содержание и форма", "возможность и действительность", "случайность и необходимость", "исто​рическое и логическое", "должное и сущее", "свобода и ответственность" и т. д., помогают избежать вульгарных субъек​тивистских и волюнтаристских истолкований государствен​но-правовых явлений.

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется Цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация». Следует согласиться с утверждением, что последняя выглядит весьма аморфно и неопределенно. Она, по справедливому замечанию исследователей, принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению. Если попытаться как-то объединить различные значения ее определения, получим скорее «некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию».

О.И. Чистяков вполне справедливо подчеркивает, что для истории вообще, и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации – по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права. Прежняя четкая схема: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наиболее модным стал так называемый Цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым. Вместе с тем большинство авторов используют маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми «цивилизациями». Рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, буржуазное – «современным» и т.д. Очевидно, что такое новшество мало что дает науке.

При цивилизационном подходе тип государства и права определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. При таком подходе основное внимание уделяется анализу обществ, в меньшей степени – государств, правовых систем.

В последнее время этот подход все чаще связывают с именем английского ученого-историка А. Тойнби. Прежде всего он подходит к исследованию истории как совокупности человеческих отношений, так как ее подлинный предмет – жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин, а внешняя – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.

А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак. «Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнаруживаем, – пишет А. Тойнби, – что оно состоит в сыновнем родстве с более древним обществом благодаря наличию вселенской церкви... (которая) является основным признаком, позволяющим предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием для классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития».

Эти общества принято называть цивилизациями (полностью независимых – около десяти), в отличие от примитивных обществ (около 650), которые обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны. Жизнь цивилизаций, наоборот, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ – иногда обществ собственного вида, но чаще всего примитивных обществ.

Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду на основе разделения труда, приобщиться к социальным ценностям на базе социального подражания, перейти из статического состояния в динамическое и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Интересно, что А. Тойнби характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации – «через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого рода обществ статично, и отделение пролетариата представляет собой динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете оказывается главным условием возникновения нового общества». Цивилизации А. Тойнби связывает с наличием «универсального государства», в том числе и местного.

Представляется, что понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую не только социально-экономические условия жизнедеятельности общества, но и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.

8.​ Теории возникновения государства и права: общая характеристи​ка.

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них:

Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу" (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. "Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические "оруженосцы".

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности.

Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух" В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей.

Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но не знает даже того, чего он сам хочет.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения"1. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. "Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дать или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания".

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", самоназвание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

9.​ Понятие и признаки государства.

Определение государства в настоящее время дается с помощью перечисления всех его осн.признаков.

Государство – властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Признаки:

1) территориальная организация населения. Население любого государства ассоциирует себя с определенным участком земной поверхности. Под территорией понимают: поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом). Территория обычно имеет специальное деление – административно-территориальное

2) наличие публичной политической власти, располагающей спец.аппаратом управления (органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление) и принуждения (спец.органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительного исполнения государственной воли – милиция, общественная безопасность и др.) публичная власть отделена от общества и представлена особой системой органов; не имеет общественного характера и непосредственно народу не подчиняется; внешне и официально представляет все общество; ее цель - обеспечить правопорядок и нормальную жизнедеятельность; опирается на писаное право; подкреплена принудительной силой государства.

3) гос.суверенитет – независимость власти данного государства от всякой иной власти. Он м.быть: внутренний – полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию и исключительное право принимать законы; внешний – полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.

4) наличие системы общеобязательных актов государства – системы законодательства - юридический «скелет» государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.

5) наличие казны (налоги + бюджет + финансы) – материальная основа деятельности государства и его органов – денежные средства, собираемые с физ и юр.лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и т.д.

Факультативные признаки: единый гос.язык, армия, система международной политики

10.​ Типология государств.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании обще социального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) обще социальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

11.​ Основные концепции правопонимания.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того, что право находится как бы на пересечении удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

12.​ Соотношение права и государства.

Государство – это властно-политическая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая с помощью материальных ресурсов правовой порядок на определенной территории.

Право – это система формально определенных, общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами госуд.принуждения и регулирующих наиб. важные общественные отношения. Существует 3 подхода к соотношению государства и права.

1.Этатический. Основан на приоритете гос-ва над правом. Гос-во появилось до правовых актов и правом считается только воля гос-ва. Сторонники отрицают естественные права.

2. Школа естественного права: естественные права возникли вместе с человеком, т.е.до государства. Гос-во возникло как результат реализации естественных прав (теория общественного договора).

3.подход – сбалансированный: право и гос-во взаимосвязаны и не м. существовать друг без друга.

Воздействие государства на право:

-правотворчество (гос-во создает правовые документы);

-правореализация (гос-во создает условия для реализации прав и свобод);

-право как инструмент управления обществом.

Воздействие права на государство: -право закрепляет структуру госуд.механизма; - право определяет границы вмешательства гос-ва в дела личности; -право яв-ся инструментом межгосударственного общения.

13.​ Понятие и признаки права.

Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных (либо санкционированных) и обеспеченных государством правил поведения (норм), выражающих общую волю народа и выступающих в качестве государственного регулятора общественных отношений.

Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, а право – инструментом регулирования. Содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Признаки права:

Нормативность – состоит из отдельных норм;

Общеобязательность – правовые предписания обязательны для всех субъектов права, находящихся под юрисдикцией данного государства;

Формальная определенность – нормы содержатся, в официальных источниках;

Системность – право представляет собой систему норм, которые взаимосвязаны и взаимодействуют;

Стабильность – право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;

Динамизм – право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;

Гарантированность – право создается или санкционируется, а также обеспечивается государством;

Волеустановленность – право явление волевое, так как, по своей сути, является нормативно выраженной общей волей людей.

14.​ Сущность и функции права.

Право является сложным явлением культуры и социальной жизни. Сущность права состоит в упорядочении, регулировании различных общественных отношений путем установления границ дозволенного, возможного поведения.

Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения.

Различают следующие функции права:

• регулятивную функцию, которая выражается в упорядочении координации общественных отношений, управлении социальными процессами;

• охранительную функцию, которая выражается в защите прав, свобод и законных интересов лиц, пресечении правонарушений, применении санкций к правонарушителям.

15.​ Понятие и виды функций государства.

Функции государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Признаки функций государства:

– сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

– непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением;

– осуществление функций в определенных формах с применением властно принудительных методов.

Виды функций:

1) по сфере деятельности:

а) внешние: интеграция в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; участие в мировом сообществе по урегулированию конфликтов; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами по решению глобальных проблем человечества;

б) внутренние: политическая: цель – создание жизнеспособного демократического общества и обеспечение народовластия в различных формах; экономическая; социальная –для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека за счет государства. Проводится в области науки, образования, здоровья; экологическая; налоговое положение – осуществляется в целях формирования и пополнения бюджета за счет предусмотренных законом налогов, пошлин, платежей; защита и охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка;

2) по видам ветвей государственной власти: законодательные; исполнительные; судебные;

3) по времени действия: постоянные; временные;

4) по значению: основные; не основные.

16.​ Формы и методы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.
Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:
1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);
2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:
1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;
2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);
3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)

Институционно-организационная, независимая форма осуществления правовой функции государства. Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, т.е. как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций.
Структура правоформирующей функции.
• Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах.
• Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее).
• Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица.

По всеобщей декларации прав человека любое лицо для установления своих прав имеет право на рассмотрение его дела независимым судом. Поскольку суд несет в себе функцию контроля за конституционностью решений и действий исполнительной власти, то любое обращение в суд должно быть должным образом рассмотрено и по нему должно быть вынесено решение.

Нормотворческая функция суда, например в осуществлении административной юрисдикции, когда принимается толкование закона, которое в дальнейшем служит стандартом для принятия административных решений.

17.​ Форма правления.

Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

Признаки монархии:

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;

4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта). В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

На данный момент республика преобладающая форма правления.

Республики различают на:

· Президентская республика

· Парламентская республика

· Смешанная республика

Монокрастические власть главы государства не ограничена, выборы носят ритуальный характер (тропическая Африка).

Советская не признает принцип разделения властей.

18.​ Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.

2. Виды форм государственного устройства.

Классификация форм государственного устройства:

- Унитарная форма государственного устройства.

- Федеративная форма государственного устройства.

- Конфедерация.

3. Федеративная форма государственного устройства.

Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства.

4. Признаки федеративной формы государственного устройства.

Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:

- Территория федерации состоит из территорий её субъектов.

- В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. -

- Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В большинстве федераций присутствует единое гражданство и гражданство федеральных единиц.

- Внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы федеральной власти. Они официально представляют федерацию в отношениях между государствами.

- Наличие двухпалатного парламента.

5. Разновидности федеративной формы государственного устройства (Виды федераций).

Выделяются следующие виды федераций:

- Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.

- Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

Также можно отметить, что федерации могут строиться на территориальных, национальных или на территориально-национальных началах и принципах.

6. Унитарная форма государственного устройства.

- Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.

7. Признаки унитарной формы государственного устройства (Признаки унитарного государства).

Можно выделить следующие признаки государства с унитарной формой государственного устройства:

- Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.

- Наличие единых для всего государства высших органов власти.

- Наличие единой системы законодательства в государстве.

- Наличие единого гражданства в государстве.

- Наличие единой денежной единицы в государстве.

- Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета.

8. Разновидности государств с унитарной формой государственного устройства (виды унитарных государств).

Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями.

9. Конфедерация.

Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

19.​ Политический режим.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

20.​ Понятие и система государственного аппарата.

Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.

Основные принципы государственного аппарата:

конституционность, законность любых действий и инициатив;

оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государстве! и юго аппарата;

ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;

политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;

профессионализм, компетентность должностных лиц.

В систему государственного аппарата входят следующие элементы:

органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);

органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);

система судебных органов;

система надзорных и других контролирующих органов.

21.​ Понятие, признаки и классификация государственных органов.

Любое гос-во обладает опред-ым набором функций. Все функции реализуются с помощью механизма государства.

Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом. Механизм гос-ва состоит из гос.аппарата, гос.учреждений, гос.предприятий. Элементами гос.аппарата яв-ся гос.органы.

Гос.орган – это юридически оформленная организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из госуд.служащих, наделенная властными полномочиями и необходимыми средствами для осущ-ия в пределах своей компетенции задач и функции гос-ва.

Признаки гос.органа:

- образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

- яв-ся самостоятельными элементами гос.аппарата;

-взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого яв-ся обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Виды гос.органов (классификации):

1) по месту в механизме гос-ва: - выполняющие функции гос-ва (напр, Гос.Дума); - обслуживающие.

2) по принципу разделения властей:

-законодательные (дума, собрание, совет) -исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства) -судебные

3) по действию в пространстве: -федеральные -органы субъектов федерации (!!! муниципал.органы не входят в систему гос.власти, не относятся к гос.органам, они яв-ся органами местного самоуправления)

4) по времени действия: -постоянные -временные

5) по принципу принятия решения:

-коллегиальные (Федеральное Собрание РФ) -единоличные (Президент РФ)

6) по характеру полномочий: -органы общей компетенции (Правительство РФ) -органы специальной компетенции (напр., Министерство внутр.дел)

22.​ Принципы организации и деятельности государственного аппара​та.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содерж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: