Публичное и частное право

Еще в Древнем Риме различалось право частное («jus privatum») и право публичное («jus publicum»). Такое разграничение связывается с именем древнеримского юриста Ульпиана. Он считал, что публичное право охраняет общие интересы государства, а частное – интересы отдельных лиц. Каждое из этих подразделений системы права объединяет однородных по своим признакам отраслей права
Публичное право – область государственных дел, т.е. сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, его институтов, регулирование организации и функционирования аппарата государства, государственной службы, построенная на началах власти и подчинения.
Частное право – область частных дел, т.е. статус свободной личности, положения о частной собственности, свободных договорных отношениях, наследовании. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство государства в которые является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздержаться от дозволенных действий.

В настоящее время для членения права на частное и публичное используется критерий, разработанный еще Ульпианом, и одновременно указывается, что для публичного права характерны следующие черты:

Императивность норм;

Ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;

Иерархические отношения субъектов публичных отношений;

Одностороннее волеизъявление субъектов;

Широкая сфера усмотрения государственных органов и должностных лиц;

Санкции преимущественно штрафного (карательного) характера;

Большая степень централизованного урегулирования.

Частному праву присущи следующие особенности:

Равенство субъектов правоотношений;

Диспозитивное содержание правового регулирования;

Свободное волеизъявление субъектов при реализации права;

Ориентация на удовлетворение личных или корпоративных интересов;

Самоответственность по своим обязательствам и действиям;

Правовосстановительные санкции;

Децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в граж.праве).

Не все национальные системы права знают деление права на частное и публичное, например, английское право выделяет в системе права общее право, право справедливости и статутное право.
Материальное и процессуальное право
Материальное право – непосредственно регулирует предметные, материальные отношения. Это совокупность правовых норм, обеспечивающих регулятивные и охранительные нормы права: уголовно-правовые, гражданско-правовые и административно-правовые. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушения. Объект материального права – имущественные, трудовые, семейные и иные отношения
Процессуальное право – регулирует порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Это совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Это нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Недостаточно иметь в системе права норму материального права, необходимо иметь соответствующие взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения. Взаимосвязь материальных и процессуальных начал обеспечивает системность права (важнейшее его свойство). Только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права.Материальное право представлено большинством отраслей – гражданское, уголовное и т.д. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей, например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое – в составе гражданского права, космиче6ское и атомное право - в составе гражданского права Объект материального права – имущественные, трудовые, семейные и иные отношения.
Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия:

1. процессуальное право – обслуживающая отрасль, т.к. регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права.

2. придает определѐнным видам деятельности юридическую значимость, т.к. в случае несоблюдения установленной процедуры может наступить признание юридического акта недействительным.

3. направлено на достижение конкретного юридического результата – защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта и др.

4. регулирует правовые общественные отношения, которые являются уже правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя, общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, т.к. без него невозможно обеспечить законность деятельности отдельных органов и лиц.

66.​ Систематизация законодательства: понятие, цели, виды.

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упоря​дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Цели: 1. создание стройной системы НПА, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, 2. устранение устаревших и неэффективных норм права, 3. разрешение юридических коллизий, 4. ликвидация пробелов и 5. обновление за​конодательства.

Виды (4 вида):

1. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Резуль​татом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми​руются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпора​ция подразделяется на официальную и неофициальную.

К официальной можно отнести Соб​рание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президен​та и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию)

Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.

2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении не​скольких различных правовых актов в одной сфере в один новый акт. Этот новый консо​лидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Кон​солидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, по​скольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта, чем отличается от инкорпора​ции. Нормы включаются в один другой НПА. (закон о ТСЖ практически включили в новый Жилищный кодекс, закон о плате за землю практически включили в Налоговый кодекс).

3. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизиро​ванное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах за​конодательства и др.). В ходе кодификации происходит качественная переработка действую​щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов при​ходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Признаки кодификации: производится только законодательным органом, создаётся новый НПА, он является сводным актом, основным среди актов, которые действуют в определённой сфере, предполагает долговременный характер действия.

Виды кодификации: 1. всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства), 2. отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас​ли законодательства), 3. специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко​декс).

4. Учёт. Выделяется некоторыми авторами. Это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учёт. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники.

67.​ Национальное и международное право: вопросы соотношения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА — объективно существующая зависимость международной и внутригосударственной правовых систем, обусловленная их правовой природой и предназначением в современном взаимозависимом мире. Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Современное международное право активно «вторгается» с сферу внутригосударственных отношений. Существует серьезная проблема соотношения международного и национального права

Верно то, что внутригосударственное право и международное право — две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира в конечном счете делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядков. Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным.

Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX -начале XX века в немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном. Г. Кельзен исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств. При этом действительность, истинность норм национального права, в понимании Г. Кельзена, определяется нормами международного права.

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека.

В Российской Федерации проблема соотношения международного и национального права юридически решена в Федеральной Конституции: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). При этом согласно п. 2 ст. 4 Федеральной Конституции, «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Если обратится к буквальному толкованию процитированных статей, то можно сделать вывод о том, что нормы Конституции РФ и федеральных законов обладают приоритетом над общепризнанными принципами и нормами международного права, признанных составной частью российской правовой системы. По-видимому, отмеченные положения Конституции РФ требуют легального разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации.

68.​ Понятие и признаки правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: