double arrow

Социально-экономическое развитие Башкирии в 19 в

К началу XIX века новым явлением в экономическом развитии России было формирование капиталистических отношений. Помещичьи и крестьянские хозяйства все более теряли натуральный характер, втягивались в рыночные отношения. Крепостническое хозяйство неотвратимо шло к глубокому кризису. Но в отличие от Европы в России подавляющая часть населения занималась земледельческим трудом, находилась в феодальной зависимости от дворян - помещиков или государства. Промышленность была развита слабо и группировалась главным образом вокруг Москвы, Петербурга, а также на Урале.

В 30 - 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот, возникают новые заводы и фабрики, постепенно, хотя и медленно, растет применение паровых машин. Получает распространение вольнонаемный труд.

Раньше всего паровые двигатели и механические станки стали вытеснять ручные станки и " вододействующие " механизмы мануфактурного периода в хлопчатобумажной промышленности. В 1846 г. в России было 700 тыс. веретен, приводившихся в действие паровыми двигателями. В 1859 г. таких веретен уже имелось 1600 тыс. Паровые двигатели внедрялись и в некоторые другие отрасли промышленности.

Возросла и производительность труда: в середине XIX в. один рабочий производил продукции в 3 раза больше, чем в начале столетия, а на долю машинного производства приходилось уже свыше 2/3 продукции крупной промышленности в стране. В то же время из-за медленных темпов развития промышленности отрыв от стран Запада возрастал. Если в XVIII в. Россия занимала первое место в мире как по выплавке чугуна (треть мирового производства), так и по его вывозу, то в начале XIX в. английская металлургия догнала российскую, а к 1860 г. превзошла ее почти в 12 раз. Обогнали Россию также США, Германия и другие страны. Россия по производству чугуна отошла на восьмое место. Еще более отставала она в области машиностроения, топливной промышленности, в развитии транспорта.

В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой. В начале XIX в. был проведен ряд новых каналов, соединивших Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман, Верхнюю Волгу и Балтийское море. Однако пропускная способность этих каналов была небольшая.

Во второй четверти XIX в. стало развиваться пароходное сообщение. В 1815 г. на р. Неве появился первый пароход " Елизавета ". В 1860 г. на Неве, Волге, Днепру и их притокам, а также по Каспийскому и Черному морям плавало 339 пароходов.

В первой половине XIX в. началось строительство шоссейных и железных дорог. Если к 1825 году было построено 367 верст шоссейных дорог, то к 1861 г. - 8515. Шоссе соединили Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Варшавой, Ярославлем и Нижним Новгородом. Значительное количество шоссейных дорог было построено в Прибалтике. Однако протяженность шоссейных дорог для огромных пространств России была ничтожно мала.

Первая в России железная дорога была построена на одном из уральских заводов в 1834 г. крепостными механиками Е. и М. Черепановыми. В 1837 г. Петербург был соединен железной дорогой с Царским Селом, а в 1843-1851 гг. была построена Петербургско - Московская железная дорога, имевшая большое экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1,5 тыс. верст железнодорожных линий, что было недостаточно для такой огромной страны.

Преобладающей отраслью экономики страны оставалось сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер (за счет расширения площади посевов). С 1802 г. по 1860 г. площадь посевов выросла с 38 до 58 млн. десятин (на 53 %), а валовые сборы зерна - с 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти - 8-10 пудов). Прирост посевных площадей происходил, в основном, за счет осваиваемых районов Южной Украины, Бессарабии, Предкавказья и Среднего Поволжья. Важнейшей отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В целом по стране оно носило натуральный характер: скот разводился главным образом для " домашнего употребления". Товарное животноводство имело место в Ярославской, Тверской и Вологодской губерниях, в Прибалтике и в степной полосе России.

Низкий уровень сельского хозяйства в дореформенной России обуславливался в первую очередь тормозящим влиянием крепостного права.

Общие социально-экономические процессы происходили и в Башкирии, но загнивание и кризис феодально-крепостнического строя сказывались в меньшей степени, чем во внутренних, южных и западных районах России. В первой половине XIX в. наблюдался существенный прирост башкирского населения: 250 тыс. человек на рубеже XVIII и XIX вв., 507 тыс. - в 1851 г. Большое воздействие на развитие сельского хозяйства в Башкирии оказывало увеличение в I половине XIX в. плотности населения, происходившее за счет естественного прироста численности башкир, но главным образом - притока небашкирского населения из других регионов России. Оно вело к сокращению пастбищных угодий, к упадку скотоводческого хозяйства.

14 мая 1863 года Александр II утвердил “Положение о башкирах”, в котором говорилось: “Инородцы, известные под названием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименование Башкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные обыватели, на основаниях всем Положении определенных”. Перевод в гражданское сословие коснулся башкир и их военных припущенников, проживающих в Оренбургской, Пермской, Самарской и Вятской губерниях. Положение 14 мая 1863 года предоставляло башкирам и припущенникам все права, которые были определены реформой 1961 года для крестьян: входить в договорные отношения, приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, открывать и содержать торговые заведения, заниматься ремеслами, переходить в другие сословия, отлучаться из мест жительства и т.д. Создавалось сельское и волостное правление, сходное с крестьянским “самоуправлением” русского населения.

Согласно положения от 14 мая, кантонная система управления была сохранена с некоторыми изменениями. Это было необходимо для постепенного слияния башкир и припущенников с прочим крестьянским населением губернии. Число кантонов постепенно сокращалось с 28 до 11. Их границы приблизились к уездному делению. Функции кантонных начальников теперь ограничивались правами и обязанностями мировых посредников. После реализации Положения о башкирах кантонное управление подлежало окончательному упразднению.

Положение от 14 мая не внесло в жизнь башкир и припущенников особых изменений. Оно узаконило перевод местного населения из военного в гражданское состояние, который последовательно осуществлялся правительством в предреформенные десятилетия. За башкирами и припущенниками “неслужащих” кантонов были закреплены денежные повинности взамен военной службы, а также земские, мирские и прочие платежи, которые они вносили наравне с другими податными сословиями. Население же служащих кантонов продолжало нести прежнюю военную службу. Закон был встречен населением губернии с одобрением, однако возникли опасения, связанные с преобразованиями, которые могут последовать непосредственно за его введением.

Перевод в гражданское состояние вызвал большое опасение вотчинников и припущенников за их земли и свободу. Упразднение военно-казачьего сословия, обложения населения денежными повинностями взамен службы рассматривались как превращение в государственных крестьян. Особенное недовольство башкир и припущенников вызвало обложение повинностями уволенных в отставку и тех, кто раньше не платил их (старики, дети, больные и т.д.). Глухое недовольство чувствовалось и среди бывших кантонных начальников. Недовольно было и местное духовенство, значение которого резко упало из-за отстранения его от решения бытовых и мелких судебных дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: