Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения

Под эластичностью предложения по цене понимается степень чувствительности изменения предложения товара в зависимости от изменения его цены, показывающая, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение при изменении цены на один процент.

где Р - цена предложенного товара;

∆Р - изменение цены товара;

Q- количество предложенного товара;

∆Q - изменение количества предложенного товара.

Факторы эластичности предложения:

1. Фактор времени — основной фактор. Чем больше времени у производителей для переналадки производства, тем выше предложение.

2. Чем выше уровень загрузки производственных мощностей, тем выше предложение товаров.

3. Уровень издержек сложившихся в отрасли. Если издержки предприятия ниже чем среднеотраслевые, то оно может расширять предложение.

4. Наличие внутренних ресурсов. Если они есть, то предприятие имеет возможность увеличить объём производства.

Мгновенное равновесие устанавливается в кратчайший рыночный период. Он слишком мал, чтобы производители успели отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар, приспособив для этого факторы производства и изменив предложение. Поэтому объем предложения в мгновенный рыночный период является неизменным, фиксированным.

Краткосрочное равновесие устанавливается в короткий рыночный период. В течение краткосрочного периода производители не могут изменить свои производственные мощности, техническую базу, количество оборудования. Однако они уже имеют достаточно времени, чтобы более или менее интенсивно, в зависимости от изменения спроса, использовать свои производственные мощности, технику, технологию. В результате в течение данного периода при увеличении спроса производители смогут увеличить производство продукции за счет более интенсивного использования производственных мощностей. Предложение продукции вследствие изменения переменных ресурсов несколько увеличится и будет более эластичным.

Длительное равновесие наступает в долговременном периоде. Он бывает достаточно продолжительным, чтобы действующие фирмы смогли приспособить все ресурсы для изменения производства. В зависимости от изменения спроса на продукцию отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности, изменить техническую базу. В результате при увеличении спроса производители смогут существенно увеличить производство продукции за счет расширения производственных мощностей, обновления техники и технологии и вступления в отрасль новых фирм. Соответственно значительно увеличится предложение, которое будет еще более эластичным.

Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

Теория эластичности имеет большое значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – степень изменения спроса при изменении влияющих на него ценовых и неценовых факторов. Чаще всего рассматривают эластичность спроса по цене – зависимость изменения спроса от изменения цены.

ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ – денежные средства, получаемые продавцом от реализации товара. Вычисляется по формуле:

TR = P ∙ Q.

При эластичном спросе (величина коэффициента эластичности E > 1) повышение цены P приведет к более существенному снижению количества проданных товаров Q, а значит, выручка от продаж падает. При эластичном спросе повышать цену невыгодно.

Обратите внимание, что речь идет о максимально возможной выручке. Получат ли производители максимально возможную выручку или меньшую – зависит от многих факторов, прежде всего от их способности произвести данное количество товаров и довести их до покупателей. В реальной экономике максимальная выручка почти никогда не достигается.

Потребительский излишек – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.

Излишек производителя – это разность между тем, что производители фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены, которой они готовы за него получить.

Предложение до введения налога характеризуется линией П после введения налога — П', т.е. линия предложения сместила влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены так и на сокращение объема продукции. Однако производитель может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня. Если спрос эластичен, потери производителя будут выше, 6peмя налога ляжет в основном на него. На рисунке а выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии — потери производителя в результате введения налога. Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с QK до QN, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.





Подборка статей по вашей теме: