Рациональный потребитель – знает свои потребности и имеет свою шкалу предпочтений, знает свои цели и выгоды, выбирает лучший с его точки зрения набор товаров, его потребности не насыщаемы, его вкусы согласуются.
Аксиомы рационального потребителя:
- рациональный потребитель в состоянии ранжировать (располагать) наборы товаров по степени их предпочтительности;
- рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров;
- предпочтения рационального потребителя характеризуются транзитивностью;
- рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше;
- рациональный потребитель легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше.
Понятие полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Взвешенная предельная полезность. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности.
Полезность - потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем.
|
|
Измерение полезности:
- общая полезность — общее удовлетворение, получаемое от потребления наборов товаров;
- предельная полезность — прирост общей полезности в результате увеличения потребления на единицу.
Закон убывающей предельной полезности - по мере роста потребления предельная полезность каждой дополнительной единицы потребления сокращается.
MV^=MV/P
где MV^-взвешенная предельная полезность, MV-предельная полезность блага, P-рыночная цена блага, товара, услуги.
Сравнение взвешенных предельных полезностей различных благ – критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:
где MV– предельная полезность блага; P– рыночная цена товара.