- «Совместимое-Несовместимое» выбрать 2 предмета из быта и попытаться их соединить в воображении, а потом объяснить какая от этого польза и почему теперь можно использовать именно ваш предмет, а не отдельно их два.
- «Аббревиатура» Придумать аббревиатуру на известные сокращения или на целые слова.
8. Вечерний огонек в отряде.
«Огонек» - это особая форма общения, позволяющая каждому участнику не только высказаться, раскрыться для окружающих, но и научиться слушать и понимать других.
В организации вечерних «Огоньков» очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере «Огонек» был не формальным мероприятием, напоминающим классное собрание, а местом задушевного общения. Поэтому недопустимо и путать его с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Но это совсем не значит, что на «Огоньке» нет места песням, смешным историям и веселым шуткам. Главное - создавать теплое задушевное общение.
Позиция педагога-организатора при этом должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных) не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, в корне неправ. Необходимо следить за тем, чтобы более активные ребята не «забивали» застенчивых или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Совершенно недопустимы «обязаловка», «вытягивание» высказываний и мнений.
А как быть с незрелыми, поверхностными, аморальными и тому подобными суждениями участников «Огоньков»? Пусть дети выскажутся, но последнее слово в таком случае обязательно должно быть за педагогом-организатором. Завершая разговор, он должен подвергнуть убедительной критике соответствующие высказывания, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность». Он против такой-то позиции, но не против такого-то конкретного лица. Ведь обиженный или осмеянный ребенок после такого «Огонька» лишь - в пику оппонентам - укоренится в своей неправоте.
«Огонек», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и психологический смысл, ибо общение на духовном уровне всем хорошо известно как вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.
Цели:
§ регулирование эмоционального настроя в коллективе;
§ анализ дня;
§ коррекция взаимоотношений в отряде.
Учитывая цели огонька, он, как правило, имеет 3 направленности:
1. Эмоциональная (снятие напряжения, повышение настроения, повышение самооценки ребенка).
2. Аналитическая (анализ дела, ситуации, дня, дискуссия на тему).
3. Информационная (правила, законы, легенды, погружение в игру).
«Огонек», как любое другое мероприятие, требует подготовки. Но, учитывая специфику, подготовка к нему несколько отличается.
Чтобы огонек был успешным необходимо учитывать некоторые позиции.
1. Для начала необходимо ответить на вопрос: «Что я хочу от сегодняшнего огонька?»
2. Второе – очень четко определить свое собственное отношение ко дню, делу и т.д. Почему именно такое отношение.
3. Необходимо подобрать формы, соответствующие поставленной цели.
4. В течение дня готовить отряд к огоньку именно этой тематики (найти тех, кого выбранная проблема интересует, узнать мнение большинства по поводу того или иного вопроса и т.д.).
5. Если необходимо, то подготовить наглядное оформление (рисунки, карты, жетоны, карточки и пр.), подобрать музыкальное оформление (аудио-записи, тематические песни под гитару).
«Огонек» имеет свою структуру. Любой огонек можно провести по плану:
1. Приветствие, эмоциональный настрой.
2. Объявление темы, постановка проблемы. (притча, легенда)
3. Погружение в проблему.
4. Решение проблемы.
5. Песни
6. Ритуал прощания.
Как любое мероприятие, «огоньки» требуют определенных условий проведения. Вот основные из них:
1. Вожатый заранее продумывает ход поведения «Огонька»: обозначает его тему, намечает цели, формулирует задачи с учетом желаемых результатов.
2. Тематика «огонька» должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся
3. Положительный настрой «огонька», динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности вводных слов организатора огонька.
4. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.
5. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.
6. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.
7. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.
8. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.
Во время проведения огонька:
Внимательно и чутко следи за ходом разговора, слушай каждое высказывание. Умей вовремя задать вопрос, обратить внимание на самые важные моменты, помоги ребятам сделать из собственных высказываний правильные выводы.
Поддерживай оптимистический тон в разговоре, говорите больше о положительном, чем о плохом.
Избегай назидательного тона. Чаще обращайся к ребятам с вопросами: «Как думаете вы? Ваше мнение?».
Готовься к разговору, - анализируй дела, подумай о примерах, которые ты будешь использовать для того, чтобы направить Возможен тематический анализ дня. Например: заранее готовятся небольшие лепестки (языки пламени) контрастного цвета. Ребята, взяв по два лепестка, выкладывают общую ромашку (костер). Обсуждение цветовой гаммы составит тему разговора.
Для вечернего огонька существуют правила:
1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".
2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре, чтобы можно было видеть друг друга, выражение лица, позу собеседник
3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):
1. Когда говорит один - все молчат
2. В центре круга находится зажженная свеча, либо горит костер.
3. Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки
4. Закон свободного микрофона
5. Огонек - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют
6. Через центр круга переходить нельзя – это сердце отряда
7. Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет - талисман (веточку, игрушку, мячик, шишку)
8. Все сказанное на свече не должно "выноситься" за его пределы"
Последним говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний "огонек" песней из серии "День закончен, спать пора" и "сонной" речёвкой.
Хороший "огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо. Очень важно помнить, что "огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они должны стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня.