Дети пишут вопросы друг другу. Каждый – 1 вопрос. Затем все складывается все в одну кучу, конверт. Дети вытягивают вопросы и отвечают на них.
На ватмане ребята рисуют общий рисунок. Этот рисунок покажет вам на сколько сплоченная группа (если рисунок единый, содержит сюжет и т.д. или наоборот, каждый нарисовал какую – то страшилку в своем углу ватмана), поможет выявить людей, которые стремятся объединить отряд (люди, которые рисуют элементы, объединяющие рисунок) и т.д. Затем это обсуждается с детьми. Кто и почему нарисовал именно так.
9. Кружковая работа.
С чего начинать организацию кружка?
Дело это совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база и интересы детей.
Цель кружковой работы: организация досуга детей с учетом их интересов, возрастных особенностей.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
· изучение интересов детей;
|
|
· презентация кружков на линейке в начале смены;
· ознакомление детей с режимом работы кружков;
· самоопределение детей и запись их в кружки;
· деятельность ребят в кружках;
· текущее отражение результатов деятельности детей;
· подведение итогов работы кружков в конце смены.
Профили кружковой работы:
Кружки художественного (изобразительного) творчества Цель:создание условий для активной самостоятельной деятельности. Задачи: вводить детей в мир творчества, открывать им интересное, формировать у детей практические умения и навыки; развивать их творческие способности и дарования, научить детей использовать полученные знания. | ||||
Возможные кружки | Форма проведения Временные рамки | Материальная база | Воз раст ная групп па | Кол-во участ ников |
Изо-студия · Рисование с натуры, по памяти и по представлению; · Тематические композиции; · Сюжетно-тематический натюрморт, орнамент; · Оригинальное рисование (пальцами, ладонями, с закрытыми глазами, нитью и т.д.); · Пародии, шаржи, карикатуры; · Художественная роспись камней; · Роспись на ткани и др. | Занятие, Мастер-класс 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный | 10 – 12 человек | |
Моделирование и конструирование · Лепка; · Аппликация, объемная аппликация; · Бумагопластика; · Оригами, модульное оригами, · Квиллинг; · Сказочный сувенир; · Мягкая игрушка; · Бисероплетение; · Обереги; · Поделки из природного материала; · Декупаж и др. | Занятие, Мастер-класс 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный, стар ший школьный | 10 – 12 человек | |
Кружки художественно-эстетического направленности Цель:создание условий для развития творческих способностей. | ||||
Вокальный · Песни под гитару; · Караоке. | Мастер-класс Студия 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный, стар ший школьный | Весь отряд | |
Танцевальный | Мастер-класс Студия 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный, стар ший школьный | Весь отряд. Могут быть дети с разных отря дов | |
Актерское мастерство · Спектакль; · КВН; · Мимы; · Пантомимы и др. | Мастер-класс Студия 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный, стар ший школьный | Весь отряд. Могут быть дети с разных отря дов | |
Кружки спортивной направленности Цель:создание условий для развития физических способностей, укрепления здоровья. | ||||
Спортивные секции · Футбол; · Пионербол; · Волейбол; · Баскетбол; · Игры на свежем воздухе; · Эстафеты и т.д. | Секции 30 – 40 минут | Младший школьный, сред ний щкольный, стар ший школьный | Весь отряд. Могут быть дети с разных отря дов |
Перед началом кружка необходимо проговорить правила техники безопасности. Для каждого вида особые правила техники безопасности.
|
|
При проведении кружка необходимо обращать внимание на каждого ребенка, при необходимости оказывать помощь.
Кружки в лагере дают возможность каждому ребенку раскрыться, расширить кругозор, развить познавательные интересы, творческие способности и научиться творить, создавать и делать своими руками.
10. Развитие коллектива.
Понятие временного детского коллектива. Этапы развития коллектива. Умение вожатого организовать деятельность ВДК (Формы и методы работы). Решение ситуаций, возникающих в коллективе. Этапы развития коллектива
Любой организатор, создавая коллектив, в первую очередь должен учитывать, что коллектив – это организм, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Он существует и развивается по своим законам, создает свою собственную культуру, свой язык, свое видение целей и путей их достижения.
Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования (зимой 12 дней; летом до 22 дней, профильная смена от 5 до 8 дней).
Такому детскому формированию присущи автономность (дети находятся вне влияния семьи и школы, что даёт возможность смены ролей, то есть ребенок может «стать другим») и сборность (в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом, представлениями о нормах поведения, то есть возникает необходимость подчинятся новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, что приводит к высокому моральному напряжению).
Условия существования временного коллектива способствуют высокой интенсивности общения детей. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Дети видят результат коллективных усилий. Всё это приводит к интенсивности внутриколлективных процессов.
При правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере может достичь высокого уровня развития коллектива, стать Референтной группой - группа значимых для ребенка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется.
Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ”. При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.
Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят. Особенность временного детского коллектива в лагере заключается в том, что отряд из малой группы, объединенной без определенной логики, за короткий период проходит все стадии и приближается или становится коллективом.
|
|
Детский коллектив в лагере необычен сам по себе тем, что в отличие от других (школьный класс или коллектив сотрудников какого-либо учреждения, предприятия) развивается очень быстро.
Итак, дети приезжают в лагерь. Появляется это формальная малая группа. Формальная она потому, что она создана нами на основе задач, принципов лагеря, а не образована естественно.
Отношениями сложившегося коллектива в отряде к концу лагерной смены можно считать следующими:
Нравственность
Ответственность
Открытость (способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими семейками или новичками внутри своей семейки)
Коллективизм (забота друг о друге, быть командой все время, добрые традиции)
Контактность (хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения, внимание друг к другу, уважение, тактичность)
Организованность (умелое взаимодействие и взаимозаменяемость)
Эффективность и Информированность.