Методы сбора социологической информации

Методы исследования – различные способы получения данных о свойствах объекта. Они должны быть адекватными целям, соответствовать специфике объекта исследования.

Основными методами сбора первичной информации является наблюдение, анализ документов, опрос и эксперимент.

Анализ документов. Способы анализа документов: традиционный, классический (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе) и количественный метод – контент-анализ – метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. Разновидностью метода анализа документов является библиографический метод, когда с помощью личных документов (писем, дневников, мемуаров) извлекается информация, позволяющая представить себе не только данную личность, но и общество в целом на различных этапах его развития.

Наблюдение. Под наблюдением в социологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация социальных процессов. В зависимости от положения наблюдателя наблюдение бывает: «включенным» – социолог становится членом группы; «невключенным» – наблюдение со стороны, открытым (группа знает, что за ними наблюдают) и инкогнито (не знают). По степени формализованности выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдение. В первом исследователь пользуется лишь общим планом, во втором – регистрирует события по детально разработанной процедуре. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эксперимент-метод – выявление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Различают естественные (полевые) и лабораторные эксперименты. Опрос-прием – получение информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Опросы бывают четырех видов: анкетирование (письменный опрос), интервью (устная беседа), социометрический опрос, экспериментальный опрос. Анкетирование – наиболее распространенный опрос. Опрашиваемых лиц называют респондентами. Выделяют опрос по почте и опрос на месте; радиотелевизионные и телефонные опросы. Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью: о фактах и выявление оценок; стандартизированные и нестандартизированные (свободные); групповые и индивидуальные. Экспериментальный опрос – интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами). Социометрический опрос – метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности. Все перечисленные методы имеют свои преимущества и недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: