Тема 10. Социология искусства

Вопросы:

1.Сущность и основные функции социологии искусства.

2. Базисные вопросы и направления исследований

3. Социология музыки

1. Само соединение социологии и искусства в названии не только научной, но и учебной дисциплины, дает представление о сложных междисциплинарных взаимодействиях теории и истории искусства с различными методами теоретической и эмпирической социологии. С начала 60-х годов за социологией искусства было признано право на существование, но только и исключительно в рамках «конкретных социологических исследований», без посягательства на теоретические обобщения.

Три направления социологии искусства как научной дисциплины:

- Анализ взаимосвязей между художественным творчеством и социально-политическими процессами в обществе. В ряде публикаций такое направление именуется «социологической эстетикой» или «социологическим искусствознанием».

- «Социология художественного потребления», потому что оно изучает в основном состав и реакции публики. Это направление, в частности, получило широкое развитие в нашей стране в 60 - 80-е годы ХХ в.

- «Социология художественных профессий» рассматривает как предмет самого художника и изучает закономерности функционирования мира искусства - от обучения художника до сбыта художественной продукции. Результаты этих исследований, помимо чисто познавательных целей, должны способствовать выработке элементов культурной политики общества и институтов социальной защиты художника. В книге Ю.У. Фохт-Бабушкина «Искусство в жизни людей» приведены данные опросов и обследований наглядно демонстрировали глубочайшие различия в художественных интересах и пристрастиях, связанные с уровнем образования, видом выполняемой работы, местом жительства и т.п. в обществе. Приобщение к культуре было фактором социальной стратификации, в особенности в среде интеллигенции. Западные исследователи, констатировавшие связь между уровнем образования и интересом к достижениям культуры, недооценили то обстоятельство, что образование в этих странах является привилегией господствующих классов. Социология искусства поднимает и проблемы социологии труда: занятость, мотивация трудовой деятельности и методы ее стимулирования, отношение к труду, адаптация в трудовых коллективах, вопросы социальной защиты. Она затрагивает и такие вопросы, как формирование художника, создание и присвоение художественных ценностей, рынок художественной продукции и т.п., которые относятся к компетенции экономики и маркетинга в искусстве. Социология искусства теснее всего связана с искусствознанием и историей искусства - материал для анализа процессов в мире искусств, придавая необходимую социальную мотивировку. Имеет также определенные связи с этнографией, демографией, социальной антропологией и экономикой.

2 На основе этих взаимодействий социология искусства особое внимание уделяет следующим вопросам, определяющих специфику своей дисциплины:

1. Социальный статус художника в рамках своей профессии не является чем-то раз навсегда заданным. Накопление репутации, последовательное обучение в ходе профессиональной деятельности, являющееся обязательной составляющей художественного труда, есть лишь одна из предпосылок повышения статуса, но не означает обязательное перемещение «по выслуге лет». Социальная мобильность в мире искусства, то есть вероятность перемещения как по вертикали (взлеты и падения), так и по горизонтали (переходы от одной художественной профессии к другой, территориальные перемещения), значительно выше, чем в других сферах деятельности. Те, кто руководит искусством и извлекает из него прибыли, по определению должны быть заинтересованы в выдвижении талантов, даже если этому препятствуют старшие коллеги. Именно поэтому вертикальная мобильность в искусстве сталкивается с меньшими преградами, чем, например, в управленческих специальностях.

2. Престиж педагога в искусстве определяется в первую очередь успехами его воспитанников. Это заставляет его выбирать из множества учеников тех, чьи способности и трудолюбие предвещают будущий успех (конечно, эти ожидания не всегда оправдываются). Хороший педагог или учебное заведение порой идут на жертвы, обучая бесплатно перспективных учеников, если они не могут платить за обучение.

3. С одной стороны работники искусств дорожат своей профессиональной принадлежностью настолько, что готовы идти на серьезные материальные потери, чтобы сохранить ее. С другой стороны, уникальность художественного таланта и высокий общественный авторитет часто защищают художника даже в периоды социальных катаклизмов, когда представители других социальных слоев претерпевают резкое изменение статуса, если не физическое уничтожение.

4. Практически во все времена художник не был богатым человеком. И в современном мире специалисты, занятые в сфере искусства зарабатывают меньше, чем работники других профессий, а их доходы более неравномерны. Тем не менее, принадлежность к миру искусства давала и дает определенные преимущества по отношению к лицам других профессий при равном имущественном или сословном уровне.

5. Влияние на общественное мнение, способность прославить или опозорить в глазах поколений любого из власть имущих во все времена - было привилегией художника.

6. Писатели, художники, скульпторы в качестве профессионалов способны создавать имеющую стоимость продукцию, производя работы для продажи, что определяет некоторую независимость их творческой деятельности.

7. В стратификации деятелей искусства внутри отдельных его видов критериями ранжирования являются такие трудно поддающиеся количественной оценке понятия, как талант, репутация, известность. Ни один из этих параметров не формируется изначально. Адекватным критерием социального статуса в искусстве является «накопленный капитал», который включает в себя: авторитет полученного образования (где и у кого учился), и опыт, накопленный в процессе работы (где, под чьим руководством, в какой роли выступал, каковы были оценки профессионалов и публики), и мнение критиков, и участие в престижных конкурсах и полученные на них награды.

8. Взаимоотношения общества и искусства рассматриваются сквозь призму действия социальных институтов. В каждом обществе функционируют социально адаптированные и социально неадаптированные формы художественного творчества, выступающие как «чужое», не принимаемое коллективом: наряду с авангардным творчеством, описываемом в терминах модернизма и постмодернизма, в любом типе общества функционирует художественное наследие прошлых веков. Итак, для работников искусства характерен более высокий социальный статус по сравнению с другими профессиями, даже в случае более низкого уровня доходов, многообразие социальных ролей, связанных с профессиональной деятельностью, высокий уровень социальной мобильности в рамках мира искусств в сочетании со стабильностью профессионального статуса.

3 Социологию музыки интересует жизнь музыки в обществе, то есть ее распространение и восприятие. Как осуществляется обратная связь между общественным «потреблением» музыки и ее созданием. Социальное функционирование музыки отражается в ее содержании и форме, в самом существе музыкального творчества и исполнительства. С общественным восприятием и бытованием музыки связаны жанр, интонация, музыкальный язык в целом, исполнительская трактовка и т.д. Музыкальная социология - наука о воздействии музыки на общество и отражении этого воздействия в музыкальном творчестве, исполнительстве. Различаются две большие группы проблем: относящиеся к прошлому и относящиеся к нашим дням. Соответственно можно отдельно говорить (условно) о социологической истории музыкальной жизни общества' и о социологии современной музыкальной жизни. Музыкальную социологию интересует информация о фактах, которая и образует ее базу: Это сведения о видах музыкальной деятельности, представленных в данной общественной среде, об учреждениях, людях и музыкальных ценностях, функционирующих в ней, об условиях, способах и формах их функционирования. Вторая группа — сведения о музыкальном сознании той или иной социальной группы: о ее музыкальных интересах и вкусах, запросах и установках, мнениях и оценках, короче — о ее субъективном отношении к музыке. Однако для успеха социологической работы мало и владения методикой опроса. Накопленные сведения, кипы анкет, таблицы, колонки цифр — все это отвечает только на вопросы «что» и «как». Следовательно, это не социология, а статистика, дающая лишь материал для постановки социологических проблем. Решить же их — и даже правильно поставить — нельзя без понимания хотя бы основных закономерностей общественного функционирования музыки. Иначе невозможно выдвинуть гипотезу, которая должна определить программу работы, сформулировать задачи исследования те вопросы, которые должны быть заданы «испытуемым». Без теории невозможно также оценить и истолковать полученные результаты. Например, как определить по данным опроса неожиданную популярность какой-либо песни, если не раскрыты законы популярности этого жанра в целом? Следовательно, музыкальная социология становится наукой лишь с переходом на теоретический уровень. А это — уровень отыскания закономерностей путем анализа и обобщения фактов, которые отражают музыку как специфический вид искусства в трех направлениях:

1. Музыкальная культура общества, сфера и ее исторический тип, музыкальная деятельность общества (социальной группы, личности), представляющая общественно-музыкальную ценность.

2. Музыкальная культура реализует себя в различных социо-музыкальных институтах, группах; музыкальная макросреда и микросреда личности, музыкальные потребности общества (социальной группы, личности), музыкальное поведение (музыкальная активность) общества (группы, личности) влияют на степень музыкального развития (музыкальная культурность) общества (группы, личности), социальные функции музыки. 3. Вид музыкальной публики, тип слушателя, слушательская группа.

4. Общественное музыкальное сознание: музыкальные интересы, взгляды, ценностные ориентации, притязания, предпочтения, установки, вкусы, нормы, идеалы, привычки, обычаи и традиции общества (социальной группы, личности). Сюда примыкают и такие понятия, как доступность музыки, популярность музыки, музыкальная мода. Обобщая факты с помощью методов и понятий, музыкальная социология призвана не только раскрыть закономерности изучаемых явлений, по и оценить последние с позиций того или иного класса, той или иной социальной группы. Трудности анализа состоят в том, что определить критерии сложно. Можно выяснить, каковы музыкальные интересы и вкусы какой-либо группы. Но как оценить их? Какие интересы и вкусы считать лучшими, более высокими, а какие — менее ценными? В принципе эта проблема разрешима, необходимо выработать методологически верный подход к ней, в чем музыкальная социология должна обрести поддержку как у общей социологии, так и у музыкознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: