Раннединастический период

В этот период шло становление городов - государств, ибо единой государственности у шумеров не было, были отдельные города - государства, т.е. город с небольшой примыкавшей к нему территорией, и каждый город был самостоятелен, имел своих правителей, имел своих богов и т.д. Был у них, правда, один город - Ниппур, - который считался священным городом для всех шумеров.

Дело в том, что эти города - государства на протяжении истории без конца воевали между собой, и гегемония власти без конца переходила из одного города в другой, на некоторый период даже создавались небольшие империи, как, например, объединенное царство Шумера и Аккада.

Эти бесконечные войны, а потом начавшееся вторжение семитов и положило начало конца шумерской цивилизации.

Как я уже упоминал, Северо-восточные семиты, которых мы называем аккадцами, основали в Месопотамии свой центр и назвали его Аккад. Согласно археологическим данным, со 2‑й половины 4 тыс. до н.э. в Месопотамии появились семиты. Вначале семиты хорошо уживались с шумерами, но затем стали постепенно завоёвывать их города. Так образовалась небольшая империя с центром в г. Аккад, который выстроили Северо-восточные семиты - аккадцы. Правил там царь Саргон Древний в течение более 50‑ти лет. Он завоевал всю Западную Азию и даже часть Эфиопии - это т.н. «царство Шумера и Аккада». После смерти Саргона его сыновья правили успешно, но его внук - Нарамсин - развалил империю. Царство Шумера и Аккада распалось и было разорено горными племенами сутиев.

Период «возрождения» Шумера

Но произошло возрождение шумерской культуры через несколько поколений - это т.н. «царство 3‑й династии Ура». Это - реанимация культуры шумеров, но «двуязычная»:

1. культура, письменность, литература были шумерские;

2. говорили на аккадском языке.

Что представляло из себя это государство? В 3‑м тысячелетии Шумер насчитывал ок. 12‑ти городов - государств. Все эти города - государства управлялись правителями, которые назывались «энси», одновременно они были и верховными жрецами местного бога. В критической ситуации они выбирали царя - «лугаль». Т.о. там постепенно появляются маленькие монархии, которые, конечно, могли между собой воевать.

6.3??????????????????

Само общество, конечно, было расслоенное - были воины, земледельцы, пастухи, купцы, писцы, врачи и т.д., т.е. общество было достаточно развито и дифференцировано. Поэтому экономическая жизнь в Шумере уже управлялась законами. До нас дошли несколько сводов шумерских законов из разных городов. Такие своды законов, как законы....... Иштара (царь), Ур-Намму. Эти шумерские юридические документы были обнаружены археологами в очень значительном количестве. Т.о. шумерское общество было очень развито.

Существовало там и рабство. Семейная жизнь тоже строго регламентировалась не обычаями, а законами.

6.4?????????????????????????????????????????

Для непосредственного ознакомления и изучения религиозных представлений в древнейший период историки обычно используют памятники изобразительного искусства, потому что письменности еще не было. Письменные источники появились только с 3‑го тысячелетия.

Эти следы примитивного изобразительного искусства свидетельствуют, что представления об индивидуальных божествах существовали в Шумере еще в дописьменный период, в самой ранней древности. Когда они только пришли в Месопотамию, они пришли уже со своими развитыми религиозными представлениями, они их не тут нажили. И уже ко времени образования шумерских городов - государств сформировались представления и об антропоморфном божестве плодородия.

К концу 4 тысячелетия до н.э. каждая шумерская община имела свой храм со своим местным божеством. Невзирая на различные атрибуты, каждое из этих божеств обеспечивало:

1. плодородие;

2. урожай;

т.е. от него зависела жизнь общины, т.к. урожаи в те времена были очень слабые. Храм, т.о., был центром экономической жизни общины.

В то же время храм был центром и политической жизни у шумеров. Религия была основой жизненного уклада. Во главе всех культов находился энси - одновременно и правитель, и главный жрец местного божества.

Религия в основном освящала существующий порядок, и официальные культы освящали, прежде всего, само существование данной территориальной общины, в т.ч. и всякие государственные правовые установления тоже считались священными, божественными, поэтому гражданское законодательство практически находилось в сфере священного права, подобно тому, как это было в Ветхом Завете.

Главный местный бог каждого города - государства мыслился одновременно и как создатель мира и всей жизни на земле, и как создатель данной общины, ее устройства и плодородия ее полей, и несмотря на то, что все боги разные, все равно они все «творцы». Поэтому все члены общины и все те, кто был причастен к службе в ее храмах, были само собой разумеющимися участниками культа и ее богов, поэтому чужакам в такой общине или городе - государстве делать было нечего. Он - не человек этого бога. Это религиозное объединение зиждилось на том, что культ, основу которого составляло умилостивление бога или богини и пропитание богов жертвами, сулил общине благосклонность этого божества, а значит процветание и благополучие во всех делах и начинаниях.

Т.о. в древний период культ носил практически не религиозный характер, а социальный, не было еще грани разделения между религиозным и секулярным.

Из этого вытекала такая характерная черта, как полная терпимость к чужим культам. Вообще было безразлично, есть культы у других, или нет, главное, что у нас есть бог, т.к. другие культы, если они были, то совершались на другой территории, и поэтому очень терпимы были друг к другу, и ничего подобного религиозным войнам не помышлялось и не возникало.

Отсюда факт существования уже в более позднем Шумере, а потом в Вавилонии, множества божеств с совершенно сходными функциями.

В целом религия сохраняла свои первобытные магические функции, а религиозно-этические понятия еще не были выработаны и осознаны, например, не было понятия греха как нравственного или религиозного преступления. Вместо понятия «грех» в шумерской религии имелось лишь понятие «ритуальная нечистота». Кроме того, в древнейший период Шумера само слово «религия» имело совершенно другое содержание, чем в более поздние периоды, и хотя имеющиеся источники не позволяют современным исследователям со всей ясностью разобраться в особенностях мировоззрения и мироощущения древних, следует отметить, что то, что мы называем религией древних шумеров, было комплексом довольно беспорядочных смутных представлений относительно существующего мироустройства и эмоциями, связанными с этими представлениями (страх, желание получить какие-то блага), и, конечно, ритуальных действий. А ритуальные действия были необходимы для сохранения каждым человеком своего места в этом мироустройстве. В дальнейшем эти представления получат своё развитие.

Примерно к эпохе третей династии Уров в Шумере сложились более менее определенные религиозные понятия.

6.5??????????????????????????

В духовном или интеллектуальном плане шумерские мыслители развили довольно таки серьезную космологию и теологию, которые стали основной догмой, основным кредо всего Ближнего Востока, - более менее сходно веровали все другие народы (они позаимствовали эти религиозные представления от шумеров).

Шумеры верили, что море и вода вообще окружает землю, вселенную со всех сторон. Земля плавает, как плоский диск, в этом море. В этом первозданном море появилась вселенная.

Над этой плоской землей возвышается куполообразное небо, при чём, небо считалось твердым, которое имело в себе до 7‑ми сфер (то, что в Библии rakia - твердь). Оно, как чашка, накрывает круглую землю и покоится весь этот небосвод на т.н. «плотине небес», т.е. круглая плоская земля имеет типа бортики, на которые опирается купол небес.

Земля плавает в воде, и вниз, в воду, в мировой океан уходит вторая, в виде чаши или конуса, нижняя часть этого диска, причем пустая, это - преисподняя, куда сходят души умерших.

Между сферами небесными находится атмосфера, а за ее пределами располагались на тверди Луна, Солнце, звезды и т.д.

Они представляли, что вслед за созданием материального мира, вслед за отделением неба от земли и создания астральных тел возникла животная и человеческая жизнь.

Вся эта вселенная в таком устройстве подчинялась богам, которые мыслились живыми существами, похожими по виду на людей, но обладали сверхъестественной способностью бессмертия.

Боги невидимы для глаз человеческих, но они руководят и управляют космосом в соответствие с определенными законами, которые они сами установили.

Одни боги имеют попечение о небе, земле, воздухе, воде, другие планетами, небесными телами, третьи - различными стихийными бедствиями - ветром, бурей, грозой, другие управляли реками, морями, другие имели попечение и заботу об орудиях труда человека, т.е. орудия труда тоже считались божественного происхождения.

Главными созидающими богами, которые управляли четырьмя основными стихиями или частями космоса, были Ан (небом), Ки (землей), Энлиль (воздухом) и Энки (водой).

Также шумерские мыслители, в соответствие с их представлениями о мире, имели и своеобразные представления о судьбе и назначении человека. Считалось, что человечество создано было из глины для того, чтобы обслуживать богов, т.е. обеспечивать их пищей, питием, домом и т.д. А поскольку человек не знает наперед уготованной богами судьбы своей, то представлялось, что жизнь полна различных неопределенностей и опасностей для человека, т.к. поступки богов непредсказуемы. И когда человек умирает, то его дух опускается в эту темную ужасную преисподнюю, где жизнь очень печальная, несчастная. Самое худшее отражение земной жизни проводят эти люди.

Такая фундаментальная проблема всех религий и философии, как свобода воли, даже никогда не тревожила шумеров, ничего у них нет на эту тему. Они абсолютно были убеждены, что человек создан богами единственно для собственного блага и удовольствия, и жребий человека - смерть, потому что бессмертны только боги.

Богам, естественно, приписывались самые высокие моральные качества, этические добродетели.

Было очень развито у них представление и о низших божествах или различных демонах и духах. Каждый человек, например, считалось, имел своего бога или богиню - хранительницу, который назывался «лама», он рождался вместе с человеком.

Имелись и злые духи. Такие духи назывались «уду».

И хотя в поздний период Шумера считалось, что боги различных общин связаны различными генеалогическими связями или узами, однако, божества каждой общины, как и в древний период, составляли свой отдельный пантеончик в этом городе - государстве.

Этим же всем божествам, которым поклонялись шумеры, стали поклоняться и пришедшие сюда аккадцы, только они несколько изменили имена богов на свой семитский лад, и т.о. религия стала общей, шумерско-семитской.

6.6???????????????

В этот поздний период Шумера в каждой общине важнейшую социальную роль играли храмы, тем более, что организация оросительных работ всегда входила в обязанности жреца - правителя (энси), поэтому чем большее значение имела ирригация, а значит урожай, тем большее значение приобретал храм и его верховный жрец.

Однако, социально-экономическая роль шумерских храмов не ограничивалась только тем, что во главе их стоял правитель, он же и верховный жрец. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы продуктов, хлеба, шерсти, тканей и других изделий. Но это не было достоянием жрецов или какого-то клана или касты, как иногда пытаются представить, напротив, все главнейшие должностные лица, выполнявшие какие-либо культовые обязанности, получали сами свои особые наделы, которые они должны были возделывать и от них кормиться. Ценности же, которые скапливались в храмах, предназначались совершенно для других целей:

1. Они служили запасным фондом для всей общины на случай неурожая, войны или еще чего-нибудь;

2. Это был обменный фонд для международной торговли;

3. Для жертвоприношений (опять в общественных целях);

4. Частью урожая наделялся храмовый персонал (в последнюю очередь).

А так как вся земля считалась божьей по принадлежности, то она была общей, поэтому и земля храма считалась общей землей, не какой-то выделенной только для храма, а самой что ни на есть общей землей, и работала на ней вся община.

В связи с тем, что боги воздействовали на природу, давали плодородие, то, естественно, что все функции воздействия на природу в общине поручались одним и тем же должностным лицам, как представителям общины. Поэтому глава любого дома, семьи или рода обязательно имел и жреческие функции в пределах своего дома.

Роль храмового персонала в Древнем Шумере недостаточно ясна - был ли он на содержании общины или храма, или выдачи из этих запасов были разовыми, точно неизвестно. Однако, известно, что среди персонала существовала иерархия.

Т.о. то, что мы называем «жрец», был просто государственный чиновник, обслуживающий город (Кто-то в поле работает, а кто-то бога обслуживает, потому что иначе и в поле не надо будет работать.).

ХРАМЫ

В каждом городе был храм. Строился обычно на возвышенном месте.

Постепенно типы храмов на холмах перешли в т.н. «зиккураты» - ступенчатые башни. Это вклад шумеров в религиозную архитектуру - вавилонские башни.

Храм обычно состоял из прямоугольного центрального алтаря, и окружало это помещение ряд комнат, где помещались жрецы. В центральной зале размещалась статуя божества, перед которой находился стол для жертвоприношений, обычно делался из глиняных кирпичей.

Были храмы обширные и маленькие, с колоннами и без колонн. Иногда украшались фресками, живописью. Неизменно храм всегда был самым большим и высоким зданием в городе.

Самым древним культовым помещением, которое известно от Шумера был маленький храмик, откопанный в местечке, которое называется «Абу-Шахраим». Он был построен из глиняных кирпичей, состоял всего из одного помещения для божества и вокруг которого, видимо под открытым небом, собирался народ.

Постепенно в результате перестроек (археологи насчитали 7 перестроек) это святилище превратилось в большой храм, который стоял уже на искусственной платформе, который обязательно включал в себя остатки предыдущих храмов, т.е. строили всегда на одном и том же месте, и остатки древнего храма всегда органично входили в состав более нового. И это стало традицией вообще месопотамских храмов - строить на одном и том же месте, отсюда и появилась ступенчатость этих храмов.

6.7??????????????

Важнейшей частью осуществления культов в этих храмах являлись жертвы заклания, т.е. кровавые жертвы. При этом жертвы не были просто непроизводительной тратой продуктов, потому что только часть жертвенных животных сжигалось для богов, остальное съедали сами участники жертвенного ритуала, подобно тому, как ВЗ‑я жертва мирная, то, что называлось «есть, пить и веселиться пред Господом».

Кроме того, жертвоприношения были в течение почти тысячелетия единственным источником мясного питания для людей, потому что просто так животных не убивали, мясо ели только при жертвоприношении, отсюда мы знаем из законодательства ВЗ, когда разрешалось есть мясо сначала только при жертвоприношении, а потом во Второзаконии была сделана уступка, что можно было есть, но сначала убить его нужно ритуальным образом, т.е. фактически принести жертву, и без крови, кровь надо было отдать Богу.

Поэтому жертвоприношения были для людей подлинными праздниками. А сам обычай регулярно жертвовать животных богам, вероятно, возник от того, что человек должен делиться с богом таким важным продуктом, потому что он дал мясо человеку.

В остальном ритуал состоял из магических обрядов и песнопений. Начиная с правления Лагашского царя Гудеи (сер. 3 тыс. до н.э.) появилось в Шумере обожествление царя, хотя и не так, как в Египте, храмы им не воздвигали, но строили какие-то памятные часовни и т.д., где статуе приносили жертвы.

Особенно важным было празднование Нового года, как бы обновление жизни, когда совершался т.н. «священный брак» с божеством.

6.8???????????????

Один из мифов - миф об их прародине - острове Дильмуне.

Дильмун (аккад. - Тильмун) в этом мифе представляется по типу рая, описанного в Библии. Хотя, конечно, повествование не такое логично связное, трудно воспринимаемое, но идея содержится именно эта.

Согласно мифу, Дильмун - это чистая, непорочная страна, страна живых, не знающая ни болезни, ни смерти. Вот как сам миф говорит об этом. Обращаясь к богам, автор говорит:

«Когда вы делили первозданную землю с вашими богами собратьями, была страна Дильмун святою землею, страна Дильмун была светла, была свежа. Там лев не убивал, волк ягненка не хватал, дикий пес не знал, как схватить козленка; как едят зерна, не знал осел; там не было болезней, там не было старости.»

Т.о., они ее считали не только своей прародиной, как и мы тоже считаем рай своей прародиной, но и такой страной, которая не была ещё запятнана болезнями и последствиями человеческой деятельности.

Кроме того, в этом мифе описывается, подобно как в Библии, что орошалась эта страна тоже благодаря богу воды Энки и богу солнца Уту, подобно тому, как в Библии говорится: «и пар поднимался с земли, и орошал все лице земли», так и тут солнце воздействует на воду, и т.о. эта страна орошалась.

Там не было болезненных родов.

И есть в описании этого мифа очень интересный сюжет, который вкратце можно так пересказать. Страна Дильмун была выделена богами богу Энки и богине Нинхурсаvг (или Нинхурсанга). Конечно, здесь текст очень сбивчивый, трудно понять некоторые моменты, но в целом сюжет так развивается.

Эта богиня сажает какие-то 7 священных растений (по Аверинцеву - 8 растений), а Энки, ее предполагаемый супруг, или тайно, или по незнанию срывает их и съедает. Что это за растения, трудно сказать, но в связи с этим богиня его проклинает, и у него приключилась болезнь различных органов тела. Совет богов упрашивает богиню, чтобы она как-то исцелила Энки. Для того, чтобы исцелить его, она создает маленьких богинь - от каждой болезни свою богиню, и тем самым он исцелился.

В этом мифе содержится очень интересное описание, которое передает нам аналогию к библейскому повествованию о рае, именно знаменитое описание сотворения Евы из ребра Адама. Мы всегда задаемся вопросом: «Почему из ребра?». Тут есть какой-то ответ на этот вопрос.

В повествовании о Дильмуне одним из заболевших членов тела Энки является ребро. Шумерское же слово, означающее «ребро», звучит «ти», а богиня, созданная для исцеления ребра этого Энки по шумерски звучит, как «нин‑ти» - «госпожа ребра». Но одновременно то же самое шумерское слово «ти» означает «животворить, давать жизнь», следовательно, «нин ти» может также иметь значение «госпожа, дающая жизнь». Поэтому в шумерской литературе игра слов «госпожа ребра» стало отождествляться с госпожой, дающей жизнь. Автор библейского повествования, видимо, это знал (может быть из устных преданий). В еврейском же языке эта игра слов утратила значение, потому что еврейский язык - другой, там нет никакой игры слов, т.к. еврейские слова, означающие «ребро» и «дающая жизнь» не похожи друг на друга. Поэтому, эта женщина, сотворенная из ребра Адама, названа «Ева» - «дающая жизнь», вот почему из ребра. Это, конечно, обычные научные изыскания, и мы не можем с полной уверенностью сказать, что так это и было. Это просто научное предположение лингвистов - семитологов.

Был найден шумерский миф о потопе, даже сохранился перечень царей шумерских, которые делятся не несколько периодов, и первый период так и называется - «допотопные цари», потом «послепотопные цари». И у этих допотопных царей невероятное число лет правления, тысячелетиями измеряющееся (аналогия с библейскими допотопными долгожителями).

Этот миф сейчас широко известен и очень важен для сравнительного изучения ВЗ. Но, к сожалению, до сих пор была обнаружена лишь одна табличка с текстом этого мифа (Обычно их по несколько вариантов с одним текстом. А от этого очень древнего шумерского мифа одна только табличка осталась, и то не полностью, - нет продолжения).

Начало мифа на табличке отломано, и в первых, доступных пониманию строках, уже идет повествование о сотворении человека, растительности и животных, - кем и как - неизвестно, - и о небесном происхождении царской власти, об основании пяти допотопных городов. И далее мы узнаем, что боги решают уничтожить человечество потопом, почему и отчего, объяснения нет, потому что текст не сохранился.

Затем в рассказ вводится некий персонаж по имени Зиусуvдра (Ут-напишти (аккад.)) в качестве богобоязненного царя, который обращается постоянно к божествам, имеет видения, откровения, т.е. благочестивый человек типа Ноя.

И вот, бог Энки сообщает ему, что боги решили уничтожить человечество потопом. Здесь текст опять обрывается, и когда он возобновляется, мы видим, что потоп уже обрушился на страну, бушевал 7 дней и 7 ночей, и на 8‑й день появился бог Солнца Уту, освещая и согревая землю, и спасшийся Зиусудра (каким образом, этого фрагмента нет) обращается к богу и приносит ему благодарственную жертву.

Здесь мы видим явную, хотя и краткую, параллель с библейским повествованием о потопе. Есть и другие мифы, но мы их не будем рассматривать, потому что они имеют косвенное отношение к ВЗ. Из шумерской мифологии рассмотрим только два мифа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: