Аморейское вторжение и падение царства Шумера и Аккада

Первым свидетельством приближающегося падения царства Шумера и Аккада является сообщение от 2033 года до н.э., где говорится о построении стены, ограждавшей Аккад со стороны степи с Запада и Севера. Она имела длину примерно 200 километров и называлась «отдаляющая диданов». Диданами называлось одно из Западно-семитских аморейских скотоводческих племен, которое около этого времени переправилось с Запада через Евфрат в Месопотамию.

Нашествие Амореев приняло характер социального переворота и краха царства Шумера и Аккада, которое распалось на отдельные города-государства, в которых хозяйничали амореи. Однако, племена Амореев в Месопотамии не имели единства, напротив, они разделились на множество совершенно независимых друг от друга и родственных, но нередко враждовавших племен.

Термин «аморей» искусственный. Сами они себя называли по названиям племен, а «амореями» из называли жители Месопотамии, т.е. «западные». Термин «аморей» теперь к ним почти не применялся, потому что они уже ни какие не западные, а в самой Месопотамии. Им стали называть или наемников в войсках, или жителей Сирии, которая продолжала оставаться западной по отношению к Месопотамии.

Сами же племена теперь чаще себя называли «сутиями» по имени некоего Суту или библейский Шет (tve) (Shq), сын Адама. Они его считали своим предком.

Этот Суту считался легендарным предком всех Западно-семитских племен не только в Месопотамии, но и в Сирии вплоть до границы Палестины. В русской и греческой Библии он фигурирует как Сиф.

Все эти племена амореев вели полукочевой образ жизни, таким образом предки Авраама и попали в Месопотамию. Они не имели еще ни верблюдов, ни лошадей, и кочевали на небольшие пространства, 1‑2 перехода - от воды до воды.

Обычно группы амореев помимо общего хозяйства были связаны лишь кровным патриархальным родством. Каждый человек хранил в памяти очень пространные генеалогии своих родичей и предков, так что не только цари древне-вавилонского периода, но и даже ассирийские цари в своих генеалогических списках продолжали числить своих древних аморейских предков. Ту же самую историю мы видим и на страницах ВЗ, переполненного списками генеалогий, когда от самой истории ничего не осталось, кроме длинных цепей генеалогий.

В 1894 году до н.э. в небольшом тогда городке, именовавшемся Вавилон (он был ничем не примечателен среди других городков) создал отдельное царство некий аморей Суму Абум, который тоже вел свою генеалогию от аморейских пастушеских предков.

В дальнейшем, после многих войн, город-государство становится одним из могущественнейших царств Месопотамии, особенно своего могущества достигает Вавилон при аморейском царе Хамурапи.

7.1????????????????????????????

В период аморейских завоеваний в храмовом устройстве произошли большие перемены. Обладатели храмовых должностей тогда были простые государственные чиновники, а должность практически их собственностью, поэтому эти должности стали предметом купли-продажи. Можно было уступить, продать должность на день, на месяц, на полгода и т.д., и ничего такого противоречащего мировоззрению не было.

Связано это с тем, что древний жрец не был священником в нашем смысле слова, т.е. не был лицом, облеченным какой-то благодатью. Ни в шумерском, ни в аккадском языке вообще не было понятия «жрец» или «жречество» или «духовенство» отличное от светских лиц. Это была обыкновенная государственная служба, только исполнявшаяся не при дворце или в армии, или еще где-то, а в храме, поэтому ничего благодатного эта служба не несла, это была государственная работа, потому что по шумерскому учению вообще весь человеческий род был создан для обслуживания богов, и поэтому никого не занимало, будет ли человек, временно купивший должность, обладать какой-то особой благодатью, или нет.

Другое дело, что приступать к священнодействию мог только человек

знавший, как правильно приносить жертвы;

в ритуально чистом состоянии.

7.2??????

Образ вавилонских богов складывался по подобию царя. Храм был его дворцом или домом, где он обитал, и, независимо от того, какое он занимал положение в сонме богов, он мыслился конкретно пребывающим в этом храме в своем изображении в виде статуи.

Статуя всякого бога, практически всегда антропоморфная, делалась из дерева, покрывалась золотом, глаза изготовлялись из драгоценных камней, придавалась неподвижная поза, на голову одевалась тиара, и вся статуя одевалась в одежды древнего покроя.

Помещалось это изображение бога на высоком подиуме в помещении, которое называлось «святая святых». Перед этим помещение располагались в ряд другие промежуточные помещения, которые отделяли бога от двора, где уже могли собираться люди, и видели божество только издали через ряд дверных проемов.

Ежедневное богослужение тоже имитировало этикет царского двора. Утром из своих святилищ выносились статуи подчиненных божеств, которые по определенному рангу занимали места в отдалении от своего господина, главного бога. Затем служители приносили стол, ставили перед изображением бога и подавали в чаше воду для омовения рук.

Затем на этот стол в определенном порядке ставилась пища и сосуды с напитками. В качестве основного жертвенного блюда было особым образом приготовленное мясо, затем фрукты.

При этом играла музыка, и храм окуривали благовониями для устранения запаха пищи, т.е. совершали каждение.

Через некоторое время эти блюда убирались, а идолу снова предлагалась вода для омовения рук.

Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю, т.к. такая пища считалась благословенной благодаря контакту с божеством, и поэтому ее мог есть только царь как верховный жрец. Часть жертвенной пищи употреблялась жрецами.

Вечером в таком же порядке подавался ужин, а в остальное дневное время, в промежутках между трапезами, как и положено во дворце, бог выслушивал различные песнопения в его честь на шумерском языке.

Сама суть иррациональных представлений, лежавших в основе процесса поглощения пищи богами, находила выражение в определенных обрядах. Пища помещалась перед идолом, который, как предполагалось, поглощал ее взглядом, поэтому каждое подаваемое блюдо медленно и торжественно проносилось перед глазами этого изображения, а сама трапеза происходила за закрытыми занавесами в тайне от непосвященных. Народ в богослужении не участвовал.

Некоторые элементы этого храмового порядка распространились вообще по всему Ближнему Востоку, и, в частности, нашли свои отражения на страницах ВЗ. Мы знаем очень непонятное для всех нас жертвенное установление ВЗ т.н. «грудь возношения и плечо потрясания». Это, как раз, остатки возношения перед глазами бога жертвенной части, и она делалась священной, и ее могли есть только священники, т.е. называлась эта часть в ВЗ «великая святыня».

Жертвенная трапеза, которая делилась остальными жрецами, тоже нашла отражение на страницах ВЗ - т.н. «мирные жертвы», которые съедались теми, кто ее приносил, а сжигался только тук. Т.е. подобные ритуалы совершались в большинстве храмов древнего Ближнего Востока.

7.3????????????????????????????????

Одним из наиболее значительных вкладов Шумеров в цивилизацию было изобретение и развитие клинописи или клиновидной системы письма, которую от них заимствовали сначала аккадцы, а затем многие другие окружающие народы, каждый из которых применял эту систему клинописи к собственному языку. Этот шрифт возник из первоначальных пиктографических знаков, т.е. рисуночных. Изобрели, видимо, эту систему жрецы в основном для того, чтобы следить за ресурсами храма, за его деятельностью, т.е. вести учет. Поэтому первоначально шрифтом пользовались для самых простых административных заметок.

Но с течением столетий шумерские писцы и учителя так уже разработали этот шрифт, что он утерял свой пиктографический характер и превратился в чисто фонетическую или звуковую систему письма, в которой каждый знак обозначал один или более слогов.

До нас дошли десятки тысяч глиняных табличек от шумерского периода. Более 90 % этих табличек представляют собой экономические, юридические и административные документы. И примерно, как насчитывают археологи, около 5000 табличек и фрагментов являются чисто литературными произведениями, которые состоят из мифов, легенд, гимнов, молитв и т.д. Это - самая древняя художественная литература, созданная человеком.

В этих литературных текстах находится немалое количество мотивов и идей, которые нашли свое отражение в Библии.

7.4???????????

Непосредственным результатом изобретения клинописи было развитие шумерской системы образования. Главная цель шумерской школы, которая называлась «Эдуба» - «дом табличек», - подготовить писцов, т.е. административный персонал.

Но в ходе развития и роста школы курс обучения постоянно расширялся, и шумерская школа стала центром культуры и знания древнего мира. В их стенах появились своего рода ученые, поэты и писатели.

Курс обучения состоял, в основном, из бесчисленных копий, которые ученики делали с различных текстов, постепенно их заучивая. До нас дошло много таких ученических записей. Дошли различные списки слов (древние словари), списки деревьев, насекомых, городов и т.д. Все это им надо было заучивать. Занимались там и математикой, до нас дошло множество и грамматических, и математических текстов.

К оканчивающим полный курс этой эдубы, которые назывались «шумерскими писцами» (И в аккадский, и в аморейский период вся переписка продолжалась вестись на шумерском языке, хотя в быту говорили на аккадском), предъявлялись очень высокие требования. Они должны были уметь устно и письменно переводить с шумерского на аккадский и наоборот, знать шумерские грамматические термины, спряжения глаголов, шумерское произношение, различные виды каллиграфии и тайнописи, технический язык жрецов и других профессиональных групп, все категории культовых песен; должны были уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами; уметь составить, завернуть в глиняный конверт и опечатать любой документ, знать математику, включая землемерную практику; уметь вычислить объем землекопных и строительных работ и т.д.

Математика была уже достаточно развита, по крайней мере, то, что мы называем теоремой Пифагора, они знали уже задолго до него.

Что касается литературной деятельности, то в этих школах сложились 2 т.н. «литературных канона»:

1. Ниппурский (более древний, который сложился в школах города Ниппура) а в более поздний период сложился

2. Аккадский литературный канон (Так что понятие канонических текстов возникло в глубокой древности).

Канон - определенный набор литературных произведений, который должен был знать каждый образованный человек. Эти литературные образцы в бесчисленном количестве и копировались учениками в школе. И поэтому персонажи этих литературных произведений были всем очень хорошо известны, потому, когда создавались какие-то новые произведения, то они были с уже известными действующими лицами, т.е. использовались одни и те же действующие лица, одни и те же герои. Фактически новые произведения хотя и создавались, они монтировались, складывались, как из кирпичиков, из уже известных сюжетов с участием тех же самых героев. Поэтому эта литература, эти персонажи, мотивы, идеи получили распространение по всему Ближнему Востоку, и в произведениях других народов мы встречаем те же самые идеи, мысли и персонажи, и это объясняется не заимствованием, а такой традицией - использовать всем известные и распространенные сюжеты и мотивы. Т.е. всякий культурный образованный человек должен был быть с ними знаком. Таким же путем некоторые идеи попали и на страницы ВЗ, потому что священный автор использовал те понятия и ту терминологию, которые были хорошо всем известны, другим путем он не мог идти, потому что иначе эти произведения никто бы не читал и не понимал. Такая была традиция, заложенная шумерской школой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: