Поэма «Энума Элиш»

Первый памятник, очень грандиозный и важный - это т.н. поэма о творении мира. Поэма называется «Энума Элиш» по первым словам «Когда вверху».

Это очень древняя поэма, которая приблизительно в середине 2‑го тысячелетия была записана по-аккадски, но существовала и в более ранние времена. Поэма делится на 2 части.

1. В первой части повествуется о происхождении Вселенной и основных черт Вселенной;

2. Вторая часть об установлении земного порядка и назначении разных предметов на земле.

Поэма начинается с описания Вселенной, какой она была в начале:

«Когда вверху небеса именованы не были,

А название суши внизу еще не мыслилось,

Тогда лишь первородный Апсу[1], их сотворитель,

И Мумму, и Тиамат, та, что всем дала порождение,

Воедино свои смешивали воды.

Когда не было никакого болота,

Островка никакого еще не возникло,

Когда ни один из богов еще не создался,

Ничто по имени не было названо,

Никому не был присужден жребий,

Тогда сотворились внутри них боги».

Это описание представляет древнейшее состояние Вселенной в виде водного хаоса. Этот хаос состоял из трех, сплетенных вместе элементов:

1. Апсу (пресные воды),

2. Тиаvмат (море),

3. Муvмму. Предполагается, что он олицетворяет гряды облаков или тумана, т.е. третий вид воды.

Эти три типа воды были смешаны в огромную неопределенную массу - «воедино свои смешивали воды», и не возникало никакой еще мысли ни о небе, ни о земле, т.е. ни о чем еще речи не было, и не было ещё и богов даже, только эти обожествленные стихии.

Тогда среди этого водного хаоса возникают 2 бога, которые называются:

1. Лаvхму

2. Лахаvму.

Они, видимо, олицетворяют первичный ил, осаждавшийся в водах.

От этих двух происходят другие 2 бога, которые называются:

1. Аншар

2. Кишар.

Это два аспекта горизонта. Аншар - это окружность, охватывающая небо, потому что небо по-шумерски «Ан», а земля «Ки», поэтому «Кишар» - это земной горизонт. Но самих еще неба и земли нет, только еще эти предпосылки их возникновения, названные горизонтом.

Эти Аншар и Кишар порождают бога неба Ану и бога пресной воды Энки:

«Создались Лаvхму и Лахаvму,

Наречены они именем были[2].

Год за годом мужали они, возрастая,

Аншар и Кишар затем были созданы,

Превосходны над теми»

И далее говорится, что создалось небо и земля: Ану и Энки (Энки - это бог пресной воды и одновременно земли или сама земля).

С рождением этих богов в мире возникло новое начало - движение, активность. И эти новые существа резко противопоставляются первичным силам хаоса, и возникает конфликт между древними стихиями и возникшими богами. Апсу говорит о том, что нужно этих богов уничтожить. Эта новость ошеломляет богов, описывается, что они бесцельно мечутся, затем успокаиваются, бесцельно сидят и не знают, как им быть. Тогда они в собрании богов решают поручить их защиту богу Маvрдуку (Мардук - верховный бог Вавилона).

Мардук выступает на бой с Тиаvмат, убивает ее, разрубает на две части и из одной части делает твердое небо, чтобы оно не пропускало верхнюю воду, а из нижней части делает землю. На небе он устанавливает звезды и светила и устанавливает календарь, который необходимо отсчитывать по этим светилам (т.е. начинает заниматься мироустройством).

Он же создает и человека. Боги убивают бога Ки;нгу. На крови этого бога Мардук замешивает глину и делает из него человека.

Как мы видим, эта поэма выдержана в мифологических тонах, где все стихии персонифицируются и т.д., но представление о творении мира, где имеется твердое небо и земля, светила и прочее устройство, всё это постепенно перешло в мировоззрение вообще ближневосточных людей и попало на страницы Библии. В Библии (еврейский текст) вы даже найдете Тиамат, потому что «бездна» (РБ), по-еврейски звучит «teomovt». Последовательность семидневного творения тоже подобна тому, какая описана в поэме.

Библия: созданы сначала небо и земля, а в последующих стихах снова упоминается о творении уже видимого неба и земли посреде воды и да отделяет воду от воды.

Поэма: сначала Ан и Ки, а потом в вещественном виде твердь посреди воды, чтобы держала верхние воды.

Библия: светила созданы для дней, месяцев и годов, т.е. для календаря.

Поэма: Мардук тоже устанавливает светила и календарь.

Завершается все творением человека. В вавилонской поэме человек тоже двусоставен - замешан на крови бога, в нем есть божественная искра, кровь в нем божественного происхождения. В ВЗ уже всех этих мифологизмов нет: создается человек из праха земного, и вдувается дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Но некоторые отзвуки тоже имеются, потому что еврейское слово nephesh[3] - «душа» в древности ассоциировалась с кровью, поэтому мы знаем из книги Левит, что нельзя употреблять кровь, ибо душа животного в крови его.

Далее:

«На крови его замешали они человека,

Божие бремя Энки дал человеку,

Богам от бремени дал свободу.

Непостижимо это деяние для разума человеков -

По искусному замыслу Мардука сотворил это Энки».

Древние тоже недоумевали относительно того, что такое человек: «Непостижимо это деяние».

Завершается эта поэма торжественным пиром обрадованных богов, что они избавлены, что мир создался, и человек сотворен, чтобы освободить от бремени богов (ВЗ почил Бог от дел Своих, т.е. творение завершается покоем).

Подобного рода идеи были близки всему Ближнему Востоку, и в разных вариациях во многих религиозных представлениях этих народов присутствуют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: