Тема 5: Теория конкуренции

КОНКУРЕНЦИЯ – экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли. Конкуренция – важнейший элемент рыночного механизма.

Виды конкуренции:

СОВЕРШЕННАЯ — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты: большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям; объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру; условия вступления в отрасль не ограничены размерами капитала, технологическими или юридическими барьерами; продавец не может устанавливать цену выше рыночной, так как покупатель может беспрепятственно купить любой необходимый товар по рыночной цене.

НЕСОВЕРШЕННАЯ — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:

монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;

монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;

олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ – это рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) я.

Методы конкурентной борьбы:

силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;

ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации цен — продажа товара за границей по более низкой (демпинговой) цене, чем на отечественном рынке; по ценам ниже издержек (бросовым);

неценовые: конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;

конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.

Модели несовершенной конкуренции.

Монополия – рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуация с единственным продавцом – чистая монополия. Частной формой проявления являются естественные монополии. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые естественными монополиями, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов (например, уникальности природных ресурсов), привилегий государства или ограниченной информации. Важную роль играет экономия, обусловленная ростом масштабов производства (так как естественные монополии имеют низкие предельные издержки, то следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. Для ограничения негативных последствия ценовой конкуренции в этих сферах правительство поддерживает привилегии одной фирмы в производстве и поставке услуг. При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту. Олигополия стремится к согласованию действий фирм в ценообразовании. При определении цены и объема производства учитывается не только поведение потребителей, но и ответная реакция конкурентов.

Наиболее распространены следующие модели олигополистического ценообразования:

Модель «изгибающейся кривой спроса» — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

Тайный сговор — непосредственное или молчаливое соглашение по регулированию объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает: изменение в отрасли издержек и спроса; воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены; возможность выбора цены, которая не максимизирует прибыль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую структуру. Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – капитал, основанный на высокой концентрации производства и централизации, обеспечивающий в долгосрочном периоде сверхприбыль (монопольную прибыль).

МОНОПОЛИЯ – буквально: один продавец; продавец, реализующий на рынке значительную (более 1/3) часть товара данного рода и поэтому господствую-щий на рынке.

СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИИ – форма совместного (группового) частного присвоения, обеспечивающая сверхприбыль.

МОНОПСОНИЯ – буквально: один покупатель; монополия покупателя.

ОЛИГОПОЛИЯ – малочисленная группа монополий, господствующая на рынке определенного товара.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ – абсолютная монополия одной компании, когда создание другой технологически или экономически невозможно, т.е. ве-дет к росту издержек производства (электросвязь, трамвай, метро, железнодо-рожная и трубопроводная сеть и т.д.).

ПУЛ – монополия в виде соглашения о ценах.

КАРТЕЛЬ – монополия в форме соглашения о ценах и квотах производства товаров.

СИНДИКАТ – монополистическое картельное соглашение с централизацией торгового капитала.

ТРЕСТ – монополистическое объединение производственной и коммерческой деятельности крупных предприятий в форме акционерного капитала.

КОНЦЕРН – «трест трестов», межотраслевое объединение промышленных, торговых, транспортных и банковских компаний.

КОНСОРЦИУМ – временное объединение компаний, банков для осуществле-ния капиталоемкого проекта.

КОРПОРАЦИЯ – объединение лиц для осуществления совместной предпри-нимательской деятельности, образующих юридическое лицо (чаще всего в форме акционерного общества).

ХОЛДИНГ – объединение с головной компанией (холдинг-компанией), вла-деющей контрольным пакетом акций дочерних предприятий.

АУТСАЙДЕР – предприятие, не входящее в монополию и занимающее на рынке данного товара одно из замыкающих мест.

МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА – цена, которая выше конкурентной цены на вели-чину сверх прибыли.

ЛИДЕРСТВО ЦЕН – установление цен в олигополии по ценам одной из ком-паний.

ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ – сращивание монополистического промышлен-ного и банковского капитала.

ФИНАНСОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА – субъект финансового капи-тала; объединение промышленных и банковских монополий.

ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция производителей (продавцов), выпускающих (продающих) одну и туже продукцию.

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – конкуренция за наиболее прибыль-ную сферу приложения капитала. Она обусловлена тем, что в разных отраслях – разная норма прибыли, а капитал стремится максимизировать норму прибы-ли.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) – крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие значительную долю мирового производства и торговли каких-либо товаров.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – законодательное установле-ние норм, препятствующих монополистической деятельности (правил слияния, установления цен, недопустимость искусственного дефицита и т.д.).

Раздел 3. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 1: Понятие макроэкономики

МАКРОЭКОНОМИКА - рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики, такие как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (МЕГАЭКОНОМИКА) – рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.

Тема 2: Национальная экономика как целое и показатели ее развития

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ – совокупность и взаимозависимость всех индивидуальных капиталов и их взаимосвязь через рынок.

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО – вся масса благ, имеющихся в стране в данный период.

СОВОКУПНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ (СОП) – масса благ, произведенных в стране за определенный период времени (год, пятилетие и т.п.). СОП в натуре подразделяют на средства производства и предметы потребления. По стоимости СОП равен сумме всего постоянного капитала, переменного капитала и всей прибавочной стоимости в стране: (Σc+Σv+Σm).

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА – соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, соответствие производства и потребления, спроса и предложения и т.д.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС – баланс производства и потребления про-дукции в масштабе страны, отражающий межотраслевые связи. Представляет собой шахматную таблицу, где по горизонтали показан выпуск продукции по отраслям, а по вертикали – затраты в отраслях.

ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) – совокупность новой стоимости плюс амортизация основного капитала: ВНП = c + v + А.

Определение ВНП ведется

1 ) по доходам YАD - вся зарплата плюс прибыль промышленников и торговцев плюс процент плюс рента,

2) по расходам: потребление (с) + инвестиции (I) + госрасходы (G) + чистый экспорт Хп.

YАD = с + I + G + Хп.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД – вся вновь созданная стоимость в общественном производстве в течение определенного периода (стоимость чистого национального продукта). В натуре – это все произведенные предметы потребления и часть средств производства, идущая на расширение производства.

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ – часть национального дохода, идущая на расширение производства, т.е. увеличение постоянного и переменного капитала. Эффективность накопления определяется приростом национального дохода к объему фонда накопления.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ – темп прироста валового национального продукта за определенный период. Обычно исчисляются годовые и среднегодовые темпы прироста. Более точные расчеты экономического роста – прирост ВНП на душу населения.

Тема 3: Государственное регулирование экономики

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ – общенациональный политический орган и его институты, выступающие не только регулятором волевых отношений, но и собственником, предпринимателем, сборщиком и распре-делителем богатства.

ПРОСТОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА – возобновление в неизменном масштабе израсходованных средств производства, воспроизводство рабочей силы, занятой в производстве, личное потребление капиталистами всей прибавочной стоимости. Условие такого воспроизводства: Iс = II (v+m)

РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА – накопление за счет прибавочной стоимости постоянного и переменного капитала как в сфере производства средств производства (I подразделение), так и в производстве предметов потребления (II подразделение). Условие такого воспроизводства: I (v+Δv)+mп = II (c+Δc).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – фонд денежных средств, его концентрация, распределение и использование государством. Фиксируются доходы и расходы государственного бюджета. Если первые превышают вторые имеется профицит бюджета, если наоборот – дефицит. Основной источник доходов бюджета – налоги.

НАЛОГ – безэквивалентное законодательно установленное изъятие в бюджет части доходов юридических и физических лиц.

ТРАНСФЕРТ – безвозмездные денежные выплаты из бюджета.

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ – часть национального дохода, идущая на личное потребление населения. Его эффективность определяется сохранением и развитием способностей населения в отношении к фонду потребления.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ – систематические и периодические спады (кризисы) и подъемы в ходе макроэкономического воспроизводства.

ТРЕНД – тенденция, линия общего направления динамики воспроизводства за длительный период.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – спад, сокращение объема производства в стране, снижение производительности труда, рост безработицы, кризис сбыта, дефицит кредита. Основная причина – противоречие между уровнем общественного характера производства и частного присвоения.

ЦИКЛ МАКРОВОСПРОИЗВОДСТВА – период между спадами в ходе макро воспроизводства, в основе которого лежит время обновления основного капитала.

ДЛИННЫЕ ВОЛНЫ МАКРОВОСПРОИЗВОДСТВА – длительные циклы общественного воспроизводства, связанные с обновлением основного капитала в виде зданий (18 – 25 лет) и инфраструктуры (40 – 60 лет).

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА — стратегия страны в денежно-кредитной сфере с целью достижения устойчивого роста национального производства, стабильности цен, высокого уровня занятости и равновесного уровня платежного баланса

МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность центрального банка — организатора и контролера денежного обращения. Основой монетарной политики являются следующие положения:

- в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

- в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ:

Операции на открытом рынке покупка центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения или продажа им. При возникновении «излишка» денег в обращении Центральный банк активно предлагает государственные ценные бумаги банкам и населению. Предложение ценных бумаг увеличивается, следовательно их цена падает, а процентные ставки по ним растут, что повышает их привлекательность. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению предложения денег и росту банковского процента.

Изменение резервной нормы размеры депозитов коммерческих банков, которые последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Обеспечивает увеличение или уменьшение способности банков к кредитованию и позволяет регулировать предложение денег.

Изменение уровня учетной ставки (рефинансирования) — это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Увеличение учетной ставки приводит к сокращению банковских резервов коммерческих банков и снижению денежной массы.

ТИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ – ПОЛИТИКА «ДЕШЕВЫХ» И «ДОРОГИХ» ДЕНЕГ. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «удешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ – снижение официального золотого содержания валюты страны; вообще – обесценение валюты и ценных бумаг.

РЕВАЛЬВАЦИЯ – повышение золотого содержания валюты страны.

ПЛАВАЮЩИЙ КУРС – отказ от установления официального золотого содержания валюты при ее купле-продаже, определение курса спросом – предложением.

ФРИТРЕДЕРСТВО (англ. – free trade) – государственная политика свободной (от таможенных барьеров) торговли.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ – снижение официального золотого содержания валюты страны; вообще – обесценение валюты и ценных бумаг.

ФИНАНСЫ — система экономических отношений по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — система финансовых учреждений, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения страны.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: распределительная (распределение финансовых ресурсов между сферами национальной экономики, субъектами хозяйства); контрольная (контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов); стимулирующая (внедрение инноваций, расширение производства); воспроизводственная (обеспечение процесса кругооборота производственных фондов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: