Структура финансовой системы

- централизованные или государственные финансы (госбюджет, местные бюджеты);

- внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, занятости);

- децентрализованные финансы (предприятий, учреждений, организаций, населения, домашних хозяйств).

Основным источником поступлений денежных средств государства для выполнения его функций являются

НАЛОГИ обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Функции налогов:

ФИСКАЛЬНАЯ образуются государственные денежные фонды, что создает условия для усиления вмешательства государства в экономику;

РЕГУЛИРУЮЩАЯ обеспечение макроэкономической стабильности;

СТИМУЛИРУЮЩАЯ создание благоприятных условий для повышения экономической активности;

СОЦИАЛЬНАЯ уменьшение разрыва в доходах различных социальных групп с помощью прогрессивного налогообложения и льгот лицам с малым доходом.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Принципы налогообложения:

всеобщность – налогами облагаются все субъекты;

обязательность – налоги уплачиваются в строго установленный срок;

равно напряжённость — налоги взимаются по единым ставкам;

стабильность — ставки налогов и порядок их уплаты длительное время неизменны;

простота и доступность для восприятия;

гибкость — стимулирование развития приоритетных отраслей;

социальная справедливость;

Основные понятия налоговой системы:

– СУБЪЕКТ НАЛОГА (НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК) - тот, кто обязан платить налог; – носитель налога — тот, кто фактически уплачивает налог, так как субъект налога иногда перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

– ОБЪЕКТ НАЛОГА то, что облагается налогом (имущество, товар, доход);

ИСТОЧНИК НАЛОГА доход субъекта, из которого уплачивается налог (заработная плата, прибыль, рента, проценты);

– НАЛОГОВЫЙ ОКЛАД сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом; – налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта налогообложения, прежде всего, это необлагаемый минимум;

– СТАВКА НАЛОГА величина налога на единицу обложения:

пропорциональная — ставка при постоянном доходе (устанавливается постоянный процент);

прогрессивная — налоговая ставка повышается по мере роста дохода; регрессивная — с ростом дохода налоговая ставка понижается.

Налоги по объекту обложения:

1. ПРЯМЫЕ налоги на доходы физических и юридических лиц (налоги на прибыль, недвижимость, земельный и т.д.) Лицо, облагаемое налогом и уплачивающее налог, — одно и то же;

2. КОСВЕННЫЕ включены в цену товара или услуги (налог на потребителя):

на добавленную стоимость — стоимость, добавленная пред-приятиям к стоимости сырья, материалов;

акцизы - на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос (алкоголь, табачные, ювелирные и меховые изделия, пиво и т.д.);

таможенные пошлины – ввозные, вывозные, транзитные (взимаются с товаров, перевозимых через границу).

В целом сдерживается развитие производства и сужается база налогообложения. На практике использование такой схемы проблематично, так как она не учитывает влияние многих других факторов.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – меры правительства в области налогообложения и государственных расходов для достижения определенных социально-экономических целей. Основные задачи фискальной политики – обеспечение устойчивого экономического роста; увеличение занятости; снижение инфляции.

Методы фискальной политики:

прямые – государственные закупки; государственные инвестиции; субсидии – пособия в денежной или натуральной форме; субвенции – денежное пособие государства местным органам;

косвенные – меры государства по воздействию на производителей и население через спрос, а именно: налогообложение — изменение размеров ставок налогов, необлагаемого минимума и т.д.; политика ускоренной амортизации в фондо- и наукоемких отраслях; процентная (дисконтная) политика.

Основными элементами фискальной политики являются система государственных закупок, трансферы (перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую) и изменение налоговых ставок. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяется на дискреционную и политику автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Дискреционная политика это регулирование экономики с помощью манипулирования налогами и правительственными расходами. Увеличение (уменьшение) государственных расходов вызывает соответствующие изменения в величине совокупных расходов и оказывает расширяющее (сокращающее) воздействие на объем валового продукта. Связана с осуществлением правительственной политики занятости, социальной политики. Проблема состоит в том, что они вводятся при спаде экономики, а в период ее подъема их сложно отменить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: