Тема: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ.
Цели занятия:
· ознакомиться с классификацией функциональных проб и основными методами исследования функционального состояния различных систем у спортсменов;
· изучить механизмы развития ответов организма на физическую нагрузку и типы возможных реакций.
Студент должен знать:
Ø классификацию функциональных проб;
Ø механизм развития физиологического и патологического ответов организма на физическую нагрузку;
Ø типы реакций организма на нагрузку;
Ø основные методы исследования функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы юных спортсменов.
Студент должен уметь:
Ø оценить результаты функциональных проб для оценки состояния дыхательной системы: пробы Штанге, Генчи, Серкина;
Ø оценить результаты функциональных проб для оценки состояния сердечно-сосудистой системы: пробы Мартине–Кушелевского, Руффье, Шалкова;
|
|
Ø оценить результаты функциональных проб для оценки состояния ВНС: глазо–сердечную, ортостатическую, клиноортостатическую пробы;
Ø рассчитать плантограмму по Чижину и оценить результаты.
Студент должен владеть:
Ø методикой проведения проб Мартине-Кушелевского, Руффье, Шалкова;
Ø методикой проведения проб Штанге, Генчи, Серкина;
Ø методикой проб Данини-Ашнера, ортостатической, клиноортостатической.
Мотивация темы занятия:
на любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом-педиатром изменений, происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния детей и подростков, занимающихся спортом, и определения уровня допустимых физических нагрузок.
Материалы для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Литература
1. Епифанов В.А. Спортивная медицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.
3. Авдеева Т.Г., Бахрах И.И. Детская спортивная медицина. - Ростов-н-Д: Феникс, 2007.
4. Макарова Г.А. Спортивная медицина. - М.: Советский спорт, 2006.
5. Чернов Ю.Н., Короткова С.Б., Батищева Г.А. Врачебный контроль за состоянием здоровья студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физкультурой. - Воронеж: Истоки, 2007.
Контрольные вопросы по теме занятия:
Ø Классификация функциональных проб.
Ø Функциональные пробы для исследования состояния сердечно – сосудистой системы (проба Мартине–Кушелевского, проба Летунова, проба Руффье).
|
|
Ø Особенности реакции сердечно–сосудистой системы больного ребёнка на физическую нагрузку и методика пробы по Н. А. Шалкову.
Ø Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы.
Ø Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы (проба Штанге, Генчи).
Ø Правила проведения и оценка проб Серкина и Розенталя.
Ø Медицинские группы, их характеристика и правила определения.
План занятия:
І. Контроль исходного уровня знаний (тестовые задания прилагаются).