Методические рекомендации студентам

Программа и тематический план ориентируют студентов на последовательное изучение вопросов, которые по истечению курса должны выстроится в стройную систему знаний.

Конспект лекции должен кратко раскрывать содержание каждой из тем курса. Конспект лекций дополняется студентом самостоятельно, исходя из заданий преподавателя по изучаемым темам. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволит оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы. Рекомендуется оставлять широкие поля с целью дополнить его информацией полученной в ходе семинарских занятий.

При подготовке к семинарским занятиям студентами прорабатываются контрольные вопросы по теме, составляются тезисы ответов на вопросы семинарского занятия, формулируются вопросы, представляющие наибольшую сложность для понимания.

Все виды самостоятельной работы увязываются с графиком изучения соответствующих разделов при аудиторных занятиях, завершаются обязательным контролем со стороны преподавателя, результаты которого учитываются при подведении итогов работы студента за семестр при сдаче экзамена по дисциплине.

Подробно контрольные вопросы по дисциплине и рекомендации по организации самостоятельной работы изложены в методических указаниях по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы.

Аттестация знаний студентов проводится во время экзаменационной сессии с помощью зачёта или экзамена. При приёме зачёта может быть использовано и тестирование. В этом случае зачёт проставляется, если студент правильно отвечает на 70% вопросов теста.

При устной сдаче зачёт выставляется студенту, в полной мере ответившему на вопросы билета и дополнительные вопросы.

При приеме экзамена оценивается не только глубина знаний основных проблем менеджмента, но возможность и желание студента использовать в ответе фактический материал из сегодняшней реальной практики менеджмента на предприятиях и в организациях нашей страны, новый зарубежный опыт.

ГЛОССАРИЙ
(словарь терминов)

Власть - это возможность влиять на поведение других людей.

Вертикальное разделение управленческого труда - разделение, основанное на выделении уровней управления в организации. В основе его лежит координация деятельности работников или подразделений.

Горизонтальное разделение управленческого труда - разделение труда по видам работ, по функциям. Оно проявляется в выделении специалистов, создании функциональных служб и подразделений в организации.

Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Е. создает возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в данном органе, организации, учреждении.

Иерархия управления - один из главных принципов управления сложными, разнообразными и взаимосвязанными процессами. Она характеризуется уровнями управления, число которых тем больше, чем крупнее система. По иерархии различают, например, управление предприятием, цехом, участком и т.д. Система управления каждого уровня является объектом управления для более высокого уровня. В общем случае И. у. предполагает определенную автономию управления на каждом уровне. Чаще всего это касается выбора средств и методов реализации цели управления. Иерархия отражает соподчиненность подсистем управления в сложной системе управления.

Коммуникационные сети - соединение участников определенного коммуникационного процесса с помощью соответствующих информационных потоков.

Контроль - функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений. Он включает наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнивание контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы их причины и характера. Объектом К. являются процессы, происходящие в управляемом объекте. Существует две основные формы К. - активный и пассивный. Пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, при активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие.

Конфликт - это противоречие между двумя и более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Координация - одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.

Лидерство - специфический тон управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Масштаб управляемости - это соотношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объектов управления.

Менеджер - человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решение по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функции.

Менеджмент - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления на управляемую подсистему - объект управления для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих общественному производству, с учетом специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют административные, экономические и социально-психологические методы.

Методы управления административные - это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационные методы.

Методы управления социально-психологические - методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Управление социально-психологическими процессами включает: анализ норм и нормативов социально-психологических процессов, выявление узких мест и недостатков, планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов, организация выполнения этих планов, учет и контроль выполнения норм и нормативов, регулирование социально-психологических процессов.

Методы управления экономические - методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.

Миссия организации - сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных.

Морально-психологический климат устойчивое психическое состояние социальной группы, отражающее ценностные ориентации и характер межличностных отношений. Он непосредственно воздействует на настроение работников, степень их удовлетворенности трудом и через это влияет в конечном счете на текучесть кадров, производительность труда. Важнейшие признаки благоприятного климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсутствие давления на подчиненных; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; взаимопомощь членов коллектива; принятие каждым членом коллектива ответственности за состояние дел в группе.

Мотивация - функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в Виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов. Мотивы определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Мягкие системы - системы, в которых человеческий фактор проявляется через временную самоорганизацию горизонтальных структур на основе непрерывно изменяющихся композиций своих ресурсонесущих, так называемых попарных отношений.

Научная организация управленческого труда - такая организация труда управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, про-ррессивных форм хозяйствования, применении технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать взаимодействие служащих между собой и рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции). Основной целью ее является повышение производительности труда при сохранении здоровья работающих.

Невербальная информация - информация, посланная отправителем без использования слов.

Неформальный коллектив - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает во временное взаимодействие для достижения определенных целей.

Объект управления - это орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Он получает импульсы (команды управления) и действует в соответствии с ними. В качестве О. у. выступает работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д.

Организаторские способности - это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности и успешно их реализовать.

Организационная культура - это принимаемые большей частью организации философия, ценностные ориентации, нормы поведения, правила и климат в организации, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами.

Организационная структура управления организацией (предприятием) - логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, используемое для достижения целей организации.

Организация - систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей; функция управления.

Организация механистическая - характеризуется: негибкой структурой, стандартизированными устойчивыми задачами, сопротивлением изменениям, иерархической системой контроля, командным типом коммуникаций.

Организация органическая (адаптивная) - организация, характеризующаяся гибкой структурой, быстро приспосабливаемая к изменяющимся целям, задачам, функциям и переменам во внешней среде, к условиям деятельности.

Отбор персонала - оценка кандидатов на вакантные должности. Включает в себя следующие этапы: предварительное собеседование; анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование; основное собеседование; подготовка экспертного заключения.

Персонал - все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.

Планирование - одна из функций управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование на уровне компаний, реализуется в форме стратегических и бизнес-планов. На общенациональном уровне оно носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.

Принципы управления - основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.

Процесс управления - совокупность непрерывных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Профессионализм лидера - овладение менеджером специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.

Самоменеджмент руководителя - последовательное и целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике.

Самоконтроль менеджера - контроль менеджера за результатами своей деятельности, благодаря которому улучшается трудовой процесс и определяется, были ли достигнуты поставленные цели, а также вносятся необходимые коррективы.

Самоуправление - это возможность организации самостоятельно принимать и реализовать любые решения в рамках существующего законодательства для достижения поставленных целей.

Связь - категория управления, отражающая форму взаимодействия элементов системы. С. - один из элементов структуры системы, посредством ее формируются отношения, определенные для данной структуры. Проектирование С. в системах управления основывается на методах теории информации, методах выбора технических носителей информации и проектирования каналов связи. В структурных системах систем управления, имеющих контур управления, различают цепи прямой и обратной связей. Они отличаются по направлению движения информации.

Синергический эффект - состоит в том, что потенциал и возможности организации, как единого целого', превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.

Система управления - 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Социограмма - способ графического изображения данных социометрии. Знание С. группы обязательно для управления ею, так как руководитель должен использовать для решения групповых задач авторитет трех первых групп и оказывать воспитательное воздействие на последние группы с целью повышения психологического статуса этих сотрудников и повышения уровня ее развития.

Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным.

Стратегическое управление организацией - управление, которое опирается на человеческий потенциал, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать цели в перспективе.

Субъект управления - звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др. Выделение С. у. ограничено масштабами управляемой социально-экономической системы и тех связей в ней, которые характеризуют систему управления.

Трудовой коллектив - объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность.

Управление (в общем виде) - это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.

Управление персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Управленческое решение - это нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.

Формальная организация, группа - организация, группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.

Функции управления - это относительно самостоятельные, Специализированные и обособленные виды управленческой деятельности.

Харизма - исключительная одаренность, наделенность особыми качествами, основанными на свойствах индивида, позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора, вызывающих преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности. X. - особый тип организации власти.

Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние производства как управляемой социально-экономической системы, которое должно быть достигнуто. Определение Ц. у. -начальный этап процесса управления. Ц. у. является направляющим фактором деятельности руководителя. Ц. у. должна соответствовать требованиям объективных законов и определяться с учетом реальных возможностей развития системы. Ц. у. классифицируются как перспективные и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные.

Эффективность менеджмента - социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Определяется посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Функциональная роль эффективности менеджмента - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: