Программа и тематический план ориентируют студентов на последовательное изучение вопросов, которые по истечению курса должны выстроится в стройную систему знаний.
Конспект лекции должен кратко раскрывать содержание каждой из тем курса. Конспект лекций дополняется студентом самостоятельно, исходя из заданий преподавателя по изучаемым темам. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволит оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы. Рекомендуется оставлять широкие поля с целью дополнить его информацией полученной в ходе семинарских занятий.
При подготовке к семинарским занятиям студентами прорабатываются контрольные вопросы по теме, составляются тезисы ответов на вопросы семинарского занятия, формулируются вопросы, представляющие наибольшую сложность для понимания.
Все виды самостоятельной работы увязываются с графиком изучения соответствующих разделов при аудиторных занятиях, завершаются обязательным контролем со стороны преподавателя, результаты которого учитываются при подведении итогов работы студента за семестр при сдаче экзамена по дисциплине.
|
|
Подробно контрольные вопросы по дисциплине и рекомендации по организации самостоятельной работы изложены в методических указаниях по изучению дисциплины и выполнению курсовой работы.
Аттестация знаний студентов проводится во время экзаменационной сессии с помощью зачёта или экзамена. При приёме зачёта может быть использовано и тестирование. В этом случае зачёт проставляется, если студент правильно отвечает на 70% вопросов теста.
При устной сдаче зачёт выставляется студенту, в полной мере ответившему на вопросы билета и дополнительные вопросы.
При приеме экзамена оценивается не только глубина знаний основных проблем менеджмента, но возможность и желание студента использовать в ответе фактический материал из сегодняшней реальной практики менеджмента на предприятиях и в организациях нашей страны, новый зарубежный опыт.
ГЛОССАРИЙ
(словарь терминов)
Власть - это возможность влиять на поведение других людей.
Вертикальное разделение управленческого труда - разделение, основанное на выделении уровней управления в организации. В основе его лежит координация деятельности работников или подразделений.
Горизонтальное разделение управленческого труда - разделение труда по видам работ, по функциям. Оно проявляется в выделении специалистов, создании функциональных служб и подразделений в организации.
Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Е. создает возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в данном органе, организации, учреждении.
|
|
Иерархия управления - один из главных принципов управления сложными, разнообразными и взаимосвязанными процессами. Она характеризуется уровнями управления, число которых тем больше, чем крупнее система. По иерархии различают, например, управление предприятием, цехом, участком и т.д. Система управления каждого уровня является объектом управления для более высокого уровня. В общем случае И. у. предполагает определенную автономию управления на каждом уровне. Чаще всего это касается выбора средств и методов реализации цели управления. Иерархия отражает соподчиненность подсистем управления в сложной системе управления.
Коммуникационные сети - соединение участников определенного коммуникационного процесса с помощью соответствующих информационных потоков.
Контроль - функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, заданий, управленческих решений. Он включает наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнивание контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы их причины и характера. Объектом К. являются процессы, происходящие в управляемом объекте. Существует две основные формы К. - активный и пассивный. Пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, при активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие.
Конфликт - это противоречие между двумя и более сторонами, т. е. конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Координация - одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, взаимодействия между подсистемами, в обеспечении единства и согласования всех функций управления.
Лидерство - специфический тон управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Масштаб управляемости - это соотношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объектов управления.
Менеджер - человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решение по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определенного вида работ, начальник, заведующий и т.д.), решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функции.
Менеджмент - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Методы управления - это способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления на управляемую подсистему - объект управления для достижения поставленных целей. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих общественному производству, с учетом специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют административные, экономические и социально-психологические методы.
|
|
Методы управления административные - это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационные методы.
Методы управления социально-психологические - методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Управление социально-психологическими процессами включает: анализ норм и нормативов социально-психологических процессов, выявление узких мест и недостатков, планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов, организация выполнения этих планов, учет и контроль выполнения норм и нормативов, регулирование социально-психологических процессов.
Методы управления экономические - методы экономического регулирования отношений между субъектом и объектом управления при помощи налоговой системы страны и региона, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд, применения методов оптимизации целей менеджмента.
Миссия организации - сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных.
|
|
Морально-психологический климат — устойчивое психическое состояние социальной группы, отражающее ценностные ориентации и характер межличностных отношений. Он непосредственно воздействует на настроение работников, степень их удовлетворенности трудом и через это влияет в конечном счете на текучесть кадров, производительность труда. Важнейшие признаки благоприятного климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсутствие давления на подчиненных; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; взаимопомощь членов коллектива; принятие каждым членом коллектива ответственности за состояние дел в группе.
Мотивация - функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий. Мотивы проявляются в Виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов. Мотивы определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.
Мягкие системы - системы, в которых человеческий фактор проявляется через временную самоорганизацию горизонтальных структур на основе непрерывно изменяющихся композиций своих ресурсонесущих, так называемых попарных отношений.
Научная организация управленческого труда - такая организация труда управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, про-ррессивных форм хозяйствования, применении технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать взаимодействие служащих между собой и рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции). Основной целью ее является повышение производительности труда при сохранении здоровья работающих.
Невербальная информация - информация, посланная отправителем без использования слов.
Неформальный коллектив - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает во временное взаимодействие для достижения определенных целей.
Объект управления - это орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Он получает импульсы (команды управления) и действует в соответствии с ними. В качестве О. у. выступает работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д.
Организаторские способности - это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности и успешно их реализовать.
Организационная культура - это принимаемые большей частью организации философия, ценностные ориентации, нормы поведения, правила и климат в организации, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами.
Организационная структура управления организацией (предприятием) - логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, используемое для достижения целей организации.
Организация - систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей; функция управления.
Организация механистическая - характеризуется: негибкой структурой, стандартизированными устойчивыми задачами, сопротивлением изменениям, иерархической системой контроля, командным типом коммуникаций.
Организация органическая (адаптивная) - организация, характеризующаяся гибкой структурой, быстро приспосабливаемая к изменяющимся целям, задачам, функциям и переменам во внешней среде, к условиям деятельности.
Отбор персонала - оценка кандидатов на вакантные должности. Включает в себя следующие этапы: предварительное собеседование; анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование; основное собеседование; подготовка экспертного заключения.
Персонал - все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда.
Планирование - одна из функций управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование на уровне компаний, реализуется в форме стратегических и бизнес-планов. На общенациональном уровне оно носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки.
Принципы управления - основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.
Процесс управления - совокупность непрерывных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.
Профессионализм лидера - овладение менеджером специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.
Самоменеджмент руководителя - последовательное и целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике.
Самоконтроль менеджера - контроль менеджера за результатами своей деятельности, благодаря которому улучшается трудовой процесс и определяется, были ли достигнуты поставленные цели, а также вносятся необходимые коррективы.
Самоуправление - это возможность организации самостоятельно принимать и реализовать любые решения в рамках существующего законодательства для достижения поставленных целей.
Связь - категория управления, отражающая форму взаимодействия элементов системы. С. - один из элементов структуры системы, посредством ее формируются отношения, определенные для данной структуры. Проектирование С. в системах управления основывается на методах теории информации, методах выбора технических носителей информации и проектирования каналов связи. В структурных системах систем управления, имеющих контур управления, различают цепи прямой и обратной связей. Они отличаются по направлению движения информации.
Синергический эффект - состоит в том, что потенциал и возможности организации, как единого целого', превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
Система управления - 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
Социограмма - способ графического изображения данных социометрии. Знание С. группы обязательно для управления ею, так как руководитель должен использовать для решения групповых задач авторитет трех первых групп и оказывать воспитательное воздействие на последние группы с целью повышения психологического статуса этих сотрудников и повышения уровня ее развития.
Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным.
Стратегическое управление организацией - управление, которое опирается на человеческий потенциал, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать цели в перспективе.
Субъект управления - звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др. Выделение С. у. ограничено масштабами управляемой социально-экономической системы и тех связей в ней, которые характеризуют систему управления.
Трудовой коллектив - объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность.
Управление (в общем виде) - это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.
Управление персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Управленческое решение - это нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.
Формальная организация, группа - организация, группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.
Функции управления - это относительно самостоятельные, Специализированные и обособленные виды управленческой деятельности.
Харизма - исключительная одаренность, наделенность особыми качествами, основанными на свойствах индивида, позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора, вызывающих преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности. X. - особый тип организации власти.
Цель управления - желаемое, возможное и необходимое состояние производства как управляемой социально-экономической системы, которое должно быть достигнуто. Определение Ц. у. -начальный этап процесса управления. Ц. у. является направляющим фактором деятельности руководителя. Ц. у. должна соответствовать требованиям объективных законов и определяться с учетом реальных возможностей развития системы. Ц. у. классифицируются как перспективные и непосредственные, общие и частные, промежуточные и конечные.
Эффективность менеджмента - социально-экономическая категория, результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Определяется посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Функциональная роль эффективности менеджмента - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.