Организация как процесс формирования структуры

Структура предприятия — это его внутреннее строение, совокупность функциональных областей, уровней управления и специализированных подразделений, каждое из которых имеет определенное назначение и связи с другими подразделениями по горизонтали и по вертикали для обеспечения деятельности предприятия.

Организационное планирование включает следующие этапы:

1. Деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей.

3. Определение должностных обязанностей.

Процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами, называется департаментализацией.

При департаментализации особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали и вертикали. Другими словами, какие задачи должна решать каждая структурная единица и в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения.

Организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений, — централизованные.

Организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления и управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности — децентрализованные.

Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь по сравнению с другими организациями в зависимости от степени делегирования полномочий.

Все многообразие структур организаций можно разбить на две большие группы:

1.Бюрократические (административные) структуры.

2.Органические (адаптивные) структуры.

Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.

Простейшим вариантом бюрократической структуры является функциональная (классическая, или традиционная). Она создается в результате объединения аналогичных производственных и хозяйственных функций. В этой структуре, прежде всего, уделяется внимание эффективному выполнению функций внутри подразделений, а не обеспечению конечного результата.

Важнейшие функциональные блоки компании — это отделы производства, маркетинга и финансов. Пример организации, построенной по функциональному признаку, дан на рис. 6.5.

    Главный менеджер (general manager)    
                   
                                 
Научные исследования (Research and development)   Проектирование (Ingeneering)   Производство (Manufacturing)   Маркетинг (Marketing)   Финансы (Finance and accounting)   Персонал (Human Resourses)
                                   

Рис. 6.5. Структура организации, построенной по функциональному признаку

Такая структура имеет определенные преимущества: специалисты обладают высокой квалификацией, это наиболее эффективная форма организации труда для выполнения простых операций, которые не требуют частых контактов между разными службами для принятия решений или постоянного изменения в работе.

Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях, для обеспечения всего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Эта структура не подходит для организаций, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими характеристиками, а также в случае, если требуются многочисленные контакты по «горизонтали», то есть между функциональными отделами.

К структурам бюрократического типа относят и дивизиональную структуру. При такой структуре деление организации на блоки происходит:

1) по видам товаров и услуг;

2) по группам покупателей;

3) по географическим регионам.

Здесь в качестве основного структурного элемента выделяется не функциональная служба, а полностью автономное в хозяйственном отношении производственное отделение, выпускающее определенный вид продукции. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство, сбыт более или менее однородной продукции. В них формируются и аппарат управления, и производственные подразделения.

Этот подход способствует повышению гибкости производства и оперативности в управлении. Однако он неизбежно приводит к дублированию функций управления в каждом отделении.

Структура организации, построенная по продуктовому принципу, представлена на рис. 6.6.

Организационная структура может строиться исходя из ориентации на потребителя в том случае, если группы потребителей значительно различаются.

Например, издательство может иметь следующие подразделения:

• литература для взрослых;

• юношеская литература;

• детская литература.

       
   
 
 


Рис. 6.6. Структура организации, построенной по продуктовому признаку

Региональная (географическая) структура используется, если деятельность организации охватывает большие географические территории. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных со спецификой местного законодательства, обычаями и нуждами потребителей.

Региональная структура приведена на рис.6.7.

       
   
 
 


Рис. 6.7. Региональная (географическая) структура организации

В усложняющихся рыночных условиях, когда факторы внешней среды меняются очень быстро, организации, используя бюрократические структуры, не имеют возможности эффективно реагировать на происходящие изменения. Более гибким типом организационных структур являются адаптивные структуры. Разделяют два типа адаптивных структур: проектные и матричные.

Проектные организационные структуры — это временные структуры, создаваемые для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы в одну команду собрать самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества. Назначается руководитель проекта, который концентрируется исключительно на нем. Когда проект завершен, команда распускается. Под проектом понимается любой процесс целенаправленных изменений, например, модернизация производства, освоение новых изделий и технологий, строительство объектов и т.п.

Матричная организационная структура является вариантом проектной и образуется путем наложения проектной на постоянную для организации функциональную структуру. В матричной организации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно. Руководители проектов в матричной организации отвечают в целом за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту. Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть сделана та или иная работа.

Преимуществами матричной организационной структуры являются ее гибкость, которая отсутствует в функциональной структуре, большая возможность координации работ.

Недостатком такой структуры являются сложность организации, подрыв принципа единоначалия, что может привести к появлению внутриличностных конфликтов (человек не знает, чье распоряжение выполнять).

Матричная организационная структура приведена на рис. 6.8.

      Главный менеджер      
                   
                           
      Начальник производственного отдела   Начальник отдела проектирования   Начальник финансового отдела   Начальник отдела маркетинга
           
  Проект 1 Специалисты   Специалисты   Специалисты   Специалисты
         
           
  Проект 2        
       
           
  Проект 3        
       
                           

Рис. 6.8. Матричная структура организации

Под организациями конгломеративного типа понимают организации, у которых в различных отделениях наблюдаются различные структуры: функциональная, продуктовая, матричная и др.

Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители более низших рангов лишь помогают им в этом, обеспечивая их необходимой информацией и давая одновременно свои предложения по поводу структуры отдельных подразделений. Задача руководства организации заключается в том, чтобы использовать ту структуру, которая наиболее соответствует целям организации и наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой.

Для организации работы предприятия применяются бюрократические, адаптивные или смешанные структуры. Перед построением структуры необходимо определить состав линейных и штабных полномочий для того, чтобы предусмотреть в структуре соответствующие подразделения. Для крупных организаций важно также обеспечить оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией управления.

Процедура построения структуры предприятия, как правило, включает следующие основные этапы работы:

1. Анализ внешней среды, миссии, стратегии и технологии предприятия и определение наиболее подходящей структуры (бюрократической, адаптивной или смешанной) с учетом величины предприятия.

2. Анализ технологии производства, выделение видов работ и технологических процессов, которые требуют специализации исполнителей и соответствующего оборудования.

3. Организация специализированных подразделений для выполнения отдельных видов работ и технологических процессов — разделение труда по горизонтали (департаментализация).

4. Организация штабных подразделений для выполнения функций по обслуживанию и консультации линейных подразделений.

5. Определение (исходя из норм управляемости) количества уровней управления с учетом оптимальной цепи команд.

6. Интеграция — установление взаимосвязи между подразделениями для достижения целей предприятия.

При выполнении этих этапов работ необходимо иметь в виду особенности выбранного на первом этапе типа структуры и, что не менее важно, — возможность ее изменения. Так, например, если предварительно была выбрана функциональная бюрократическая структура, то при ее построении может получиться громоздкая и неповоротливая структура с большим количеством уровней управления. В этом случае можно попробовать применить дивизиональную структуру, выделив по горизонтали самостоятельные области деятельности и предоставив руководителям этих областей расширенные полномочия с непосредственным подчинением высшему руководству, сократив тем самым промежуточные уровни управления этими областями.

В процессе построения структуры необходимо иметь в виду, что этапы работ по построению структуры предприятия тесно связаны и пересекаются с работами по созданию системы управления1 (1 Огвоздин В.Ю. II Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 6.).

Структура организации определяет структуру управления ею. Структуру управления организацией можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, так как между участниками управленческого процесса распределяются задачи и функции управления, следовательно, права и ответственность за их выполнение. От того, насколько правильно она построена, зависит эффективность воздействия управляющей системы на управляемую. Структура управления представляет собой упорядоченный набор связующих ее элементов. Элементами структуры выступают отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. Структура аппарата управления дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали). Управленческую структуру обычно изображают в виде схемы.

Горизонтальные связи в структуре управления носят характер согласования и, как правило, являются одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, которые необходимы при наличии иерархичности управления (наличии нескольких уровней управления). Помимо этого, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Можно выделить следующие основные структуры управления:

• линейная;

• линейно-функциональная (штабная);

• матричная.

Линейная организационная структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Линейная структура носит такое название потому, что все ее элементы находятся на прямой линии подчинения, от верхнего уровня до самого нижнего. Члены организации каждой из низших ступеней управления находятся в отношении непосредственно линейного подчинения к руководителю следующего более высокого уровня; складывается соподчиненность руководителей различных уровней по вертикали. При таком построении в наибольшей степени соблюдается единоначалие (когда одно лицо сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций подразделения) и единство распорядительства — передача обязанностей для исполнения команд каждому из звеньев одного уровня только от одного начальника.

Эта структура наиболее простая, имеет преимущества:

• четкая система взаимных связей, следовательно, четкость и оперативность управления;

• явно выраженная ответственность.

Однако линейная структура управления, как правило, четко функционирует при решении стабильных задач, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам. В этой структуре отсутствуют звенья по планированию и подготовке решений, может проявиться тенденция при решении вопросов между подразделениями.

Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства боль шие, круг решаемых вопросов возрастает, линейная структура становится неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.

С ростом фирмы у ее руководства возникает необходимость в привлечении специальных экспертов. Это могут быть эксперты при президенте фирмы — советники, референты, юридические службы, службы охраны труда, независимые контрольные органы. Если они подключаются к работе фирмы, ее структура становится линейно-штабной. Она включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями или исполнителями, а лишь помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления силами штата специалистов.

В чистом виде штабная структура включает штабных помощников при высших менеджерах крупных фирм и организаций. К чисто штабным подразделениям относятся, например, отделы координации и анализа, группа планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба.

При этой структуре функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним. Это способствует более конкретному решению вопросов. Но нагрузка на линейного руководителя резко увеличивается. Он должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды.

Линейно-функциональная структура до сих пор используется организациями во всем мире. Многолетний опыт их использования показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет резко меняющиеся задачи и функции. Но чем крупнее производство и разветвленнее аппарат управления, тем сложнее координировать работу линейному руководителю. Кроме того, в структуре нет прочных связей между функциональными службами, в результате чего наблюдается плохое взаимодействие и параллелизм в работе.

Рассмотренные виды структуры управления являются традиционными и относятся к иерархическому типу структур (или бюрократическому). Принципы их построения были сформулированы еще в начале XX века. В современных условиях изменение внешней и внутренней среды фирм отличается большой динамичностью, сами проблемы и их решение усложняются. Все это делает традиционные структуры управления, в которых достижение цели тормозится из-за задержек необходимых решений на разных уровнях иерархии, неэффективными.

Практика управления выработала гибкие (адаптивные) структуры, которые способны сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Такой структурой является матричная.

Матричная структура используется на предприятиях многоцелевой деятельности. Создается специальный орган по управлению целевой программой или проектом линейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали, а также органы горизонтального целевого управления.

Переход к матричным структурам обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, при этом ее успех в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проекта обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в проектной группе лидерами. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительные, что говорит об их эффективности.

6.2.2. Эволюция организационных структур. современные изменения в организации труда [1]

История развития менеджмента в XX веке показывает, что организационные структуры претерпели значительную эволюцию.

В первой половине XX века доминирующими были линейные и функциональные структуры. Во второй половине крупные западные корпорации стали практически повсеместно переходить к дивизиональным структурам, которые более соответствовали условиям для ускорения научно-технического развития производства. Руководители высшего звена стали больше внимания уделять вопросам перспективного развития производства. Децентрализация оперативного управления производством стала сочетаться с жесткой системой финансового контроля и с централизацией НИОКР. Вместе с этими положительными моментами появились и негативные стороны дивизиональных структур. Открывшиеся возможности для расширения ассортимента продукции вызывали в ряде фирм усиление диверсификации производства и вели к появлению фирм-конгломератов, занимающихся производством совершенно разных по характеру видов продукции и руководствующихся лишь стремлением получить наибольшие прибыли. Многие из них потеряли управляемость и потерпели банкротство. Серьезными недостатками дивизиональных структур явились увеличение затрат на содержание административно-управленческого аппарата, замедленность процесса подготовки и принятия решений. Одной из самых главных проблем постепенно становилась проблема гибкости. Решить ее пытались, создавая новые варианты комбинированных структур путем внедрения в основной костяк новых: таких как с временными органами, с комитетами, управление по проекту (продукту), матричные структуры и т.д. Все эти варианты получили название программно-целевых структур.

Современными модификациями программно-целевых организационных структур являются групповые (бригадные), венчурные и инновационные. Крупные фирмы интегрируют такие структуры в свой менеджмент. Это наиболее перспективный путь глобального реагирования на быстро меняющиеся условия рынка.

Название «бригадная» форма организации обычно соотносится с производством. Она представляет собой рабочий центр, имеющий «ячеистую» структуру. В обычном производственном центре работы выполняются в конвейерном режиме на основе функционального разделения труда (обработка, сборка и т.д.). Каждый работник в зависимости от своей специализации выполняет один или два вида операций. При ячеистом построении рабочего центра необходимый набор техники сосредоточен в одном месте, вся бригада принимает участие в производстве продукта от начальной до конечной стадии. Достоинства этой структуры производства:

• работник участвует в производстве от начала и до конца;

• он овладевает различными навыками и профессиями;

• эффективность, так как сокращается время на перемещение из одного цеха в другой;

• более оперативно решаются проблемы.

Разновидностью групповых организационных структур являются так называемые бизнес-центры. Они особенно часто используются в американских корпорациях (IBM, «Дженерал Моторс» и др.). Как правило, такие команды насчитывают от 5—7 до 20—25 человек, несут полную ответственность за достижение поставленных целей, полностью распоряжаются выделенными под проект финансами. Главная задача этих фирм — получение прибыли.

Следование принципу инноваций в менеджменте является важнейшим условием выживаемости фирмы в конкурентной борьбе и ее эффективной деятельности. Инновационные структуры в крупных фирмах имеют несколько Разновидностей в зависимости от значимости разрабатываемых проектов, их сложности, целевой направленности, а также от степени формализации и самостоятельности деятельности.

Примером может являться отдел разработки нового продукта (новой технологии). Это по существу вид проектно-продуктовой структуры. Отдел создается для разработки нововведения, имеющего стратегическое значение для фирмы. Формально он относится к функциональному отделу, профилю которого он соответствует. Но разработки в инновационном подразделении не включаются в план работы отдела, под чьей крышей он находится. Он подчиняется непосредственно штаб-квартире корпорации.

Таким образом, эволюция организационных структур в XX веке показывает, что уникальной структуры нет и процесс поиска эффективных структур будет продолжаться и в новом столетии. Вот факторы, которые будут оказывать на этот процесс наибольшее влияние:

• краеугольным камнем любого производственного процесса в мире становится информация; преобладание значения информации над другими производственными факторами — самое крупное изменение в современной экономике;

• возрастание роли человеческого фактора;

• рынок крупных корпораций будет доминировать и иметь огромное преимущество в эффективности перед рынком предприятий.

Ведущий специалист в области управления П. Дракер считает, что корпорации XXI века будут «флотилией», состоящей из совокупности взаимосвязанных модулей, ориентированных на потребителя. Причем при сохранении общего руководства корпорацией у модулей будет новая полноценная система управления. И каждый модуль будет иметь возможность принимать самостоятельные решения по вопросам взаимодействия с внешней средой и с другими модулями. Такая организация корпорации обеспечит гибкость и возможность быстро вносить изменения в производственные процессы. При этом, как отмечает П. Дракер, для каждого модуля должен быть разработан «баланс» между стандартизацией и гибкостью. Такая организация потребует формирования новой системы конкуренции и информации. Одной из основных черт новизны является то, что часть информации будет передаваться по горизонтальным каналам связи, то есть произойдет постепенный переход от иерархии к сетевым организациям.

Во второй половине XX века в ряде наиболее эффективных компаний проходили процессы, которые позволяют сделать некоторые предположения, какими будут организационные управленческие структуры в дальнейшем. Это так называемые эдхократические, многомерные, партисипативные, сетевые и виртуальные структуры.

Идея формирования эдхократических организаций зародилась еще в середине века в американской компании «Хьюлетт—Паккард». Эдхократия — это одновременно и организационная структура управления (ОСУ) и управленческий стиль. Важнейший параметр эдхократии — компетентность. Вокруг этого и строится вся деятельность: система стимулирования, высокая степень свободы в действиях работников, преобладание горизонтальных связей, преимущественно неформальный характер взаимодействия персонала (даже по вертикали) и т.д. Отсюда следует, что ОСУ эдхократической организации порой жестко не определена, иерархическое строение ее может довольно часто изменяться, у менеджеров не всегда есть жесткая привязка к определенной сфере деятельности. Эдхократические ОСУ наиболее эффективные там, где преобладают такие виды работ, как НИОКР, консультационно-нововведенческая деятельность и т.п.

Примером многомерной ОСУ может служить структура американской химической корпорации «Доу корнинг». В 70-е годы в корпорации были образованы 9 центров бизнеса, каждый из которых являлся «центром планирования» и одновременно «центром прибыли» по определенной группе товаров. На корпоративном же уровне были созданы «глобальные центры бизнеса», которые вырабатывали стратегию по своему направлению и обеспечивали разрешение межфункциональных конфликтов по данной группе товаров. Высшим органом управления стал корпоративный совет бизнеса, который устанавливал общекорпоративные цели и стратегию, осуществлял общекорпоративный контроль.

Организации партисипативного типа связаны прежде всего с проблемой человеческого фактора. Они построены на участии работников в управлении, предоставляли им возможности участвовать в решении вопросов, касающихся их работы. Элементы такой организации были задействованы в СССР в середине 80-х годов, когда осуществлялась выборность руководителей, функционировали советы трудовых коллективов (СТК) и т.п. Такие организации по-настоящему могут быть эффективными, если в компании сформирована действенная система самоуправления, а не отдельные элементы системы, как было в СССР.

Сетевые организации получили широкое распространение в мировой практике как наиболее надежное средство выживания предприятий, прежде всего, малого бизнеса в условиях жесткой рыночной конкуренции. Под сетевыми организациями понимаются кооперационные соглашения, объединяющие, как правило, малые и средние компании. Сети представляют собой достаточно гибкую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям конкурировать между собой, привлекать новых партнеров и одновременно организовывать и координировать деятельность всех членов. Сетевые организации объединяют два противоположных принципа — конкуренцию и кооперацию. Особое значение приобретают вопросы определения степени децентрализации и разукрупнения, так как отклонения в ту или иную сторону ведут к отрицательным последствиям. Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, они могут соединять в себе элементы разных ОСУ. Переход к сетевой структуре, как правило, происходит постепенно, то есть традиционная иерархия должна последовательно замещаться на более «плоские» структуры прямого сотрудничества, в которой постепенно вытесняются бюрократические отношения, при этом существенно меняется роль менеджеров. В сетевой структуре все менеджеры оказываются практически в равных условиях, иерархия исчезает (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Сетевая структура организации

При этом происходит отмирание большей части контрольно-распорядительной функции менеджеров. Вместо них появляются функции, связанные с лидерством в данном коллективе, то есть, прежде всего, подбор команды, организация совместной работы, обучение, а также представительские функции. По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникаций сетевые структуры могут постепенно трансформироваться в новый вид — виртуальные структуры.

Виртуальные организации представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Именно последние вместе с сетевыми структурами во многом обеспечили формирование виртуальных организаций, поскольку они делают принципиально необязательным физическое наличие менеджеров на рабочих местах. Виртуальные коллективы группируют людей по мере возникновения необходимости в создании определенной стоимости для удовлетворения специфических потребностей. При этом не возникает физического коллектива организации, а происходит лишь объединение особых отличительных способностей в систему, которая оказывается способной произвести требуемую стоимость. Концепция виртуальной организации создает принципиально новые возможности для бизнеса и, очевидно, будет широко использоваться в XXI веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: