Искусство нравиться есть тайна, которая, даруемая природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти: в последней дани ей немногие и отказывают
П.А. Вяземский
X. Маккей — главный администратор корпорации «Маккей Энвилоун», удостоенный награды «За выдающиеся достижения в области маркетинга», присуждаемой Международной организацией по сбыту и маркетингу, пользуется международной известностью и как общественный деятель, автор бестселлера «Как уцелеть среди акул», рекомендует молодым управленцам России следовать шести заповедям:
• рассчитывать только на собственные силы;
• верить в себя даже тогда, когда в тебе уже все разуверились;
• уметь устанавливать дружеские отношения с людьми в быту, на производстве, в бизнесе;
• изучать психологию и характеры своих подчиненных;
• держать слово, данное партнерам, сослуживцам, подчиненным;
• создавать свой имидж.
Последняя заповедь, как и все остальные, — дело серьезное.
Понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры. Имидж формируется как сознательно, так и непроизвольно, и в его создании участвует как сам человек, так и его окружение. В этом смысле имидж — это форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые качества, имидж также выступает как людское признание, оценочное отношение.
|
|
Способности человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. С человеком, не умеющим выражать свои мысли, неопрятно одетым, никто не станет вести дела. Для успеха имиджа необходимо учитывать его яркость, привлекательность, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды (вкусам, надеждам, традициям общества и т.п.).
В наше время приоритетными характеристиками, составляющими стереотип имиджа, являются:
• культура;
• эрудиция;
• профессионализм.
Их умелое представление в исключительно своей манере в любой социальной среде надежно срабатывает на утверждение личного имиджа.
Мастерство преподнесения себя можно при желании развить. Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от нравственных норм правила этикета носят сугубо формальный характер. Их просто надо знать и соблюдать. В цивилизованной среде предполагается общее знание и соблюдение этикета.
|
|
В наше время этикет демократизировался, но сохранил многие выработанные веками правила и то, что называется приличиями, вежливостью, воспитанностью, хорошим тоном или хорошими манерами. Для воспитанного человека соблюдение этих правил обязательно, привычно и не вызывает особых затруднений. Существует специальная литература, которая достаточно подробно знакомит с правилами этикета.
Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача сопутствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Итог этого умения — устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном реагировании на неприятности.
Общая культура человека складывается из многих компонентов. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в народе говорят: «По одежке встречают...»
Роль одежды в деловом общении очень значительна. Одежда несет многомерную информацию о своем обладателе:
• о его экономических возможностях;
• об эстетическом вкусе;
• о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;
• об отношении к окружающим людям.
• Психологически значимо:
• умение подобрать одежду;
• умение ее носить;
• умение пользоваться разнообразными аксессуарами.
Известно, что в 85 случаях из 100 первоначальное впечатление о человеке складывается по его внешнему виду.
В отношении деловой одежды также существуют свои нормы и правила делового этикета.
Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня — одеваться таким образом, чтобы не подмочить репутацию. В этом смысле экстравагантность и неряшливость воспринимаются отрицательно. Важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными.
Вот некоторые рекомендации в отношении одежды.