Имидж руководителя является одним из важных составляющих имиджа организации. Если организация «авторская», т.е. руководитель одновременно является и собственником компании, то компания становится “продолжением” личности руководителя. Это особый случай – имидж руководителя и организации изначально «сращены», и это накладывает особую ответственность – каждое действие руководителя отражается во всех аспектах функционирования компании.
В нашей стране личность руководителя рассматривается через призму его принадлежности к той или иной элитной группе – это показывает, как человек встроен в систему экономических отношений. Причина существования такой модели кроется, прежде всего, в том, что решение масштабных экономических задач в России происходит, как правило, на личном уровне. Следовательно, можно говорить о таком факторе имиджа руководителя как лоббистский потенциал его личности.
Правила построения имиджа руководителя:
· Должен сочетаться с имиджем компании
|
|
· Не должен противоречить личностным качествам руководителя
· Должен однозначно интерпретироваться (иначе по закону Мерфи «если реклама может быть понята как-то еще, она будет понята именно так»)
· Имидж должен пониматься и приниматься окружающими
Формирование имиджа руководителя может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно.
Стихийный имидж:
· Формируется без внешнего влияния;
· Результат – становление человека как индивидуальности;
· Имидж не требует глобальных изменений;
· Чаще всего встречается, когда человек поднимается в компании по карьерной лестнице (от низов в топ)-японский менеджмент;
Целенаправленный имидж:
· Связан чаще всего с надеванием «маски», успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска и насколько она близка личности самого руководителя.;
· Требует тщательного анализа деятельности организации;
Целенаправленный имидж необходим когда:
1. руководитель является «чужим» в организации (в случае антикризисного управления);
2. руководитель не известен в целевых группах;
3. в системе управления персоналом есть конфликтные точки;
4. размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации);
5. существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего аналога «торговой марки» предприятия.
Составляющие имиджа руководителя организации (структура имиджа):
Персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.
|
|
Социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает статус, связанный не только с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием. Также социальные характеристики включают связь лидера с различными социальными группами: теми, интересы которых он представляет, и теми, которые являются его оппонентами или врагами. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель.
Личная миссия руководителя является важным моментом в выработке миссии и целей организации
Ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предложения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру. Обычно лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс внутри организации формирует внутренний имидж.
Правильное формирование имиджа руководителя заключается в следующем:
1 Имидж руководителя не может быть создан раз и навсегда – его необходимо постоянно подкреплять реальными делами, иначе он тускнеет и перестает обладать позитивной силой
2 Важная роль секретаря
3 Внешний вид. – должен выражать уверенность и профессионализм.
4 Будьте ответственной и всегда держите слово, данное вами
5 Баланс твердости и мягкости
6 Не злоупотребляйте дружескими связями
7 Развитые коммуникативные навыки
Таким образом, признаком хорошего имиджа является целостный непротиворечивый образ руководителя, сложившийся в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю.