9 мая 2002 года во время праздничной демонстрации, посвященной Дню Победы, террористический взрыв в гуще демонстрантов, унесший десятки жизней...
Из Москвы под руководством главного психотерапевта Ю.П. Бойко вылетела группа психотерапевтов и психологов.
Автор данной книги координировал работы московских специалистов с органами Республики Дагестан, занимался в группе А.И. Аппенянского экстренной реабилитацией пострадавших.
В кратчайшие сроки психологическую помощь получили более двух тысяч пострадавших — детей и взрослых, а также 600 морских пехотинцев, участников печально известной демонстрации, для которых по инициативе и при содействии главного психолога Минобороны России Ф.И. Бескоровайного было проведено специальное занятие по реабилитации на основе антистрессовых приемов саморегуляции.
Московские специалисты работали в тесном сотрудничестве с дагестанскими врачами, психологами и социальными работниками во всех больницах Махачкалы и Каспийска, в семьях, организовали пункты приема нуждающихся в психологической помощи. Штабом являлась Республиканская психиатрическая больница, в помощь была придана Лаборатория саморегуляции человека ОАО «Дагэнерго».
|
|
...В палате лежит подросток после реанимации, из шеи вынули три осколка, один остался, хирурги обсуждают перспективу новой операции. Он трое суток не спит, не может расслабиться, закрывает глаза — опять картина взрыва.
С ним затруднен речевой контакт. Это не позволяет применить речевые формы психотерапии.
Использован Ключ.
Подростку предложили под видом диагностики подержать перед собой свободную от гипса руку и мысленно представить, что она двигается влево, затем — вправо.
Рука пошла.
Так продолжалось около минуты.
Он устал, положил руку. И мышцы лица его впервые расслабились. Примерно через 10 минут он смог заговорить.
С ним стало можно проводить речевую психотерапию.
В этот день он впервые заснул...
...Это была семья, которая категорически отказывалась общаться с врачами, с социальными работниками.
В семье погибшего ребенка — траур. Группа специалистов входит в дом. Мать, молодая женщина, сидит неподвижно, вся в черном, слева от нее, так же неподвижно, сидит ее мать.
Я подхожу к матери погибшего ребенка, дотрагиваюсь до ее плеча и спрашиваю почему она держит голову так неудобно, не болит ли шея? Мягко делаю короткую мануальную коррекцию шеи. Прошу проверить, подвигать головой. Она проверяет. Боль в шее, видимо, исчезла. От стрессового перенапряжения был шейный спазм. Она благодарно взглянула на меня.
— А теперь поднимите обе руки, пусть они расходятся как бы сами по себе.
Она подчиняется. Руки расходятся.
А теперь встаньте и попробуйте снова. Она встает. Руки расходятся.
— Теперь опустите руки и представьте, что это крылья, пусть всплывают, как у птицы в полете.
У нее реализовалось упражнение «Полет». Открылось дыхание, расслабились мышцы лица. Я улыбнулся ей, она улыбнулась в ответ.
— Вы кто по профессии? — спрашиваю.
— Медсестра.
— А я врач, будем вместе лечить вашу маму!
Мы вместе учили ее маму «летать».
После «полета» у мамы снялась скованность.
Они оживились. Они сами позвали отца погибшего ребенка. Глядя на них, он послушно сел. Был крайне напряжен, у него первый прием не получился, на втором я и не настаивал, началось общее оживление, они начали улыбаться, разговаривать с врачами, угощать нас чаем...
— Вы медсестра, у вас многие соседи потеряли близких, теперь вы им помогите, покажите эти приемы против стресса, хорошо?
— Хорошо, я пройдусь по домам, им это нужно.
|
|
...Специалисты выступили по местному телевидению. В своей части я, как психотерапевт и психолог, сказал, что меня как врача поймут - соберитесь! Долгий траур по погибшим — дополнительный теракт. Будьте энергичнее. Пусть бандиты не торжествуют. Улыбайтесь. Надо смотреть вперед! Будьте сильнее!..