Исследование рынка для разрабатываемого ПО

Исследование сегмента рынка, на который ориентирован разрабатываемый продукт, требует описание области применения продукта и прогнозирование числа возможных инсталяций ПО. Эта цифра оценивается по числу возможных потребителей продукта с учетом конкурентоспособности ПО и перспективы его применения.

В результате исследований рынка следует определить число потенциальных покупок на годовом интервале времени (Nop), определив этот показатель как максимальный.

Планирование цены и прогнозирование прибыли

На основе данных о затратах на разработку и внедрение, результатах прогнозирования объема продаж, следует определить стоимость одного комплекта программного обеспечения.

Стоимость поставляемого на рынок ПО определяется частью стоимости разработки ПО, затрат на внедрение и прибыли фирмы-разработчика. В ряде случаев можно учесть затраты на обучение персонала методам работы с ПО.

«Рыночную» стоимость ПО можно рассчитать, используя соотношение 33:

(33)

где DK - часть стоимости разработки, приходящаяся на одну копию программы, КВН - стоимость внедрения программы, DПРИБ - процент прибыли, заложенный в стоимость.

Стоимость внедрения остается постоянной для каждой установки ПО, а частичная стоимость разработки, приходящаяся на каждый комплект ПО, определяется исходя из данных о планируемом объеме установок (34):

(34)

где К - стоимость проекта, NP - планируемое число копий ПО, HСТ - ставка банковского процента по долгосрочным кредитам (более одного года).

Планируемое число копий ПО определяется общей потребностью рынка в данном продукте и должно быть не ниже числа реализаций, требующихся для компенсации расходов на проект с учетом прибыли разработчика.

В случае заданного срока окупаемости проекта Т ОК общее число реализаций определяется из соотношения:

(35)

Используя соотношения 33,34 и 35 можно провести экономическую оценку проекта по трем направлениям.

Задаваясь нормой прибыли, ценой продукта на рынке при известных затратах на внедрение рассчитывается срок окупаемости проекта.

Во втором случае по заданному сроку окупаемости и нормативной прибыли определяется возможная цена продукта.

В последнем варианте через установленную по результатам маркетинга рынка цену продукта и заданный срок окупаемости оценивается величина расчетной прибыли.

При расчетах частичной стоимости разработки ΔК в качестве ставки процента по долгосрочным кредитам следует использовать текущие банковские ставки (до недавнего времени среднее значение таковых составляло порядка 25%).

Как было указано, задаваясь нормой прибыли можно из соотношения 33 получить стоимость (цену) программного продукта для покупателя. Однако такой подход не всегда корректен, т.к. не учитывает конъюнктуру рынка. Рассчитанная таким образом сумма может сделать товар как неконкурентоспособным, так и демпинговым, поэтому, как правило, цену на товар устанавливают исходя из реальных рыночных.

Стоимость программного продукта, поставляемого на рынок должна соотноситься с ценой продуктов, имеющих одинаковые функциональные возможности. Для определения цены на подобное ПО следует провести анализ информации интернет-магазинов, или соответствующих Web-сайтов.

По результатам мониторинга рынка устанавливается К ПР и тогда из соотношения 36 (по варианту 3) с учетом данных о стоимости комплекта программы, стоимости установки и частичной стоимости разработки можно определить процент прибыли от одной реализации ПО:

(36)

Сумму расчетной прибыли от продажи каждой установки ПО следует определять, используя следующее соотношение (37):

(37)

где ННДС - процентная ставка налога на добавочную стоимость.

Используя текущую ставку налога на добавочную стоимость (до недавнего времени она была равна 20%), следует определить фактическую сумму прибыли от каждой установки.

Распределив планируемые продажи по времени (периоду расчета), следует определить изменение таких величин, как "Баланс начальный", "Сумма продаж", "Сумма погашения кредита", "Погашение кредита по проекту", "Чистая прибыль" и "Баланс". Данные следует внести в соответствующую таблицу по строкам-периодам.

Для примера проведем такое планирование и произведем расчеты по приведенным ниже данным. Следует отметить, что данный пример носит несколько упрощенный характер, так как в нем не учтены расходы связанные с маркетингом рынка, рекламой, затраты на организацию продаж и собственно ее проведение и целый ряд других расходов. Очевидно, что для полного и точного расчета все эти параметры должны быть включены!

Расчетная стоимость проекта составляет 248215 руб. Сумма затрат по внедрению продукции равна 39100 руб. Срок окупаемости затрат на проектирование – 1 год со дня завершения работ. Число потенциальных покупок ПО на годовом интервале составляет 4. По результатам маркетинга рыночная стоимость данного «изделия» определена в 140000 руб.

При взятии краткосрочного кредита со ставкой 10% за три месяца на каждое внедрение, взятие долгосрочного кредита со ставкой 25% годовых на разработку и полного погашения кредита на внедрение после каждой продажи с частичным погашением кредита на разработку, пример общего баланса составят суммы показанные в таблице на рис. 9 (приведены данные получены для рассматриваемого примера).

При заполнении таблиц следует учитывать соотношение 38:

(38)

где СПРИБ (для данного примера) есть (%КРАТКОСР + С расПРИБ), поскольку в К ВН не включены расходы на кредит.

Уточнения по общему балансу показаны в виде следующих таблиц

(рис. 7, рис. 8).

  Период расчета Внедрение
Расходы Сальдо начальное по кредиту Сумма погашения кредита Сальдо конечное по кредиту
1-3.200Х 39100.00 -43010.00 43010.00 0.00

Рис. 7. Фрагмент таблицы уточнения баланса по единичному внедрению

Период расчета Разработка (проект) Прибыль
частичная стоимость Сальдо начальное по кредиту Погашение кредита Сальдо конечное по кредиту Расчетная прибыль проекта Чистая прибыль проекта
1-3. 200Х 77567.2 -310268.75 77567.2 -232701.55 23333.44 18666.75
4-6. 200Х 77567.2 -232701.55 77567.2 -155134.35 23333.44 18666.75
7-9. 200Х 77567.2 -155134.35 77567.2 -77567.20 23333.44 18666.75
10-12. 200Х 77567.2 -77567.20 77567.2 0.00 23333.44 18666.75
1-3. 200Х+1 77567.2 0.00 0.00 0.00 100900,44 80720,35

Рис. 8. Фрагмент таблицы расходов и прибыли по проекту.

Период расчета Баланс начальный Сумма продаж Сумма погашения кредита Фактическая совокупная прибыль Фактическая чистая прибыль Баланс конечный
1-3.200Х -353278.82 140000.00 120577.20 19423.00 15538.40 -217163.22
4-6.200Х -250173.22 140000.00 120577.20 19423.00 15538.40 -124057.62
7-9.200Х -167067.62 140000.00 120577.20 19423.00 15538.40 -30952.02
10-12.200Х -73962.02 140000.00 120577.20 19423.00 15538.40 62153.58
1-3.200Х+1 19143.58 140000.00 43010.00 96990,44 77592.35 139745.93

Рис. 9. Фрагмент таблицы общего баланса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: